Версия для печати

Мероприятия Общества

Третий международный форум «Марксизм и современная цивилизация в России и Китае, основные проблемы современного марксизма в России», г. Харбин, Китай, 19-22 августа 2024 г


22 августа 2024 г. старший научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития ИЭ РАН, член Центрального Правления Общества российско-китайской дружбы Степанов Н.С. выступил с докладом на тему «Ленинская новая экономическая политика (НЭП) ставшей предтечей политики реформ и открытости в КНР» на третьем международном форуме «Марксизм и современная цивилизация в России и Китае, основные проблемы современного марксизма в России». (г. Харбин, Китай, 19-22 августа 2024 г.).

«Марксизм и современная цивилизация в России и Китае, основные проблемы современного марксизма в России», В Харбине успешно прошла Третья Международная конференция, посвященная рубежам современного российского марксизма В 2024 году, будет отмечаться 75-я годовщина установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. В целях укрепления диалога между китайскими и зарубежными учеными и открытия нового видения для обмена и взаимного понимания китайской и российской цивилизаций, Институт марксизма университета Фудань, Специальный комитет по российской философии Китайского общества современной зарубежной философии, Научный образовательный центр современных марксистских исследований философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Устроителем конференции выступил Институт марксизма Хэйлунцзянского университета. Соорганизатором мероприятия стала редакция журнала «В поисках истины», совместно провели Третью Международную конференцию, посвященную рубежам современного российского марксизма "Марксизм и китайско-российская современная цивилизация". в Харбине 19-22 августа. Конференция была посвящена пяти темам: “Русификация и китаизация марксизма”, “Российская модернизация и модернизация в китайском стиле”, “Китайско-российская современная цивилизация и китайско-российская социалистическая практика”, “Новое развитие современного российского марксизма” и “Исследования ленинизма”. Доклады на трех основных сесиях, молодежный форум и церемоний закрытия. Эксперты и ученые из Пекинского университета, Фуданьского университета, Китайского университета Жэньминь, Китайской Академии общественных наук, Хуачжунского университета науки и технологий, Хэйлунцзянского университета, Харбинского инженерного университета, Московского университета, Инститтутов Российской академии наук, Санкт-Петербургского университета и других китайских и зарубежных университетов и научно-исследовательских институтов, а также Китайский журнал социальных наук, China Social Sciences Press, "В поисках истины", "Идеологический фронт", "Журнал менеджмента", "Теоретическая дискуссия", "Серия социальных наук", "Российские исследования" и другие подразделения главных редакций.  Всего во встрече приняли участие более 120 человек. На церемонии открытия председательствовал Ван Цю, декан факультета марксизма Хэйлунцзянского университета. Ван Цзинбо, ректор Хэйлунцзянского университета, выступила с речью от имени организаторов. Сначала она поприветствовала прибытие китайских и иностранных гостей, а затем представила дисциплину "Теория марксизма" Хэйлунцзянского университета и преимущества и особенности его зарубежного направления марксистских исследований. Молодой стипендиат программы “Премия ученых реки Янцзы” Министерства образования и профессор Го Лишуан из школы марксизма Университета Фудань выступил с речью от имени организатора и объяснил важность этой международной конференции для расширения обмена между китайской и российской цивилизациями в новую эпоху, содействовать китаизации марксизма и созданию независимой системы знаний Китая. Директор Центра исследований современного марксизма философского факультета Московского университета. Профессор Л.А. Булавка-Бузгалина выступила с речью от имени зарубежных ученых. Она похвалила китайских ученых за их большой вклад в содействие распространению и развитию марксизма и подчеркнула, что марксизм играет ведущую идеологическую роль в эпоху глобализации. Модератором первой части тематического доклада выступил Сюэ Ган, заместитель редактора Китайского журнала социальных наук, а комментатором - профессор Фэн Пин из Школы философии Университета Фудань. Шесть экспертов и ученых рассказали о роли марксизма в современной цивилизации в Китае и России, динамике развития марксизма в России. Марксизм в 21 веке, мировое значение модернизации в китайском стиле и исторический вклад российских марксистов. Профессор Го Лишуан, факультет марксизма Университета Фудань, глубоко проанализировал внутреннюю связь между характеристиками китайской и российской цивилизаций и выбором пути модернизации с точки зрения цивилизационной теории. Он считает, что Китай и Россия могут изменить новую цивилизацию, чтобы противостоять гегемонии западной цивилизации и старой международный порядок и предоставить развивающимся странам реалистичный и рациональный план национального развития, основанный на теории цивилизации. Профессор Л.А. Булавка-Бузгалина, директор Центра исследований современного марксизма философского факультета Московского университета, рассказала о вызовах, с которыми сталкивается современный российский марксизм, и его теоретическом ответе на эти вызовы, особенно в том, что касается творчества человека и отношения к нему как к инструменту. Профессор Лю Цзюнь, заместитель декана факультета марксизма Пекинского университета, проанализировал критику Марксом современного капитализма и предположил, что статус и роль трех элементов - капитала, политической власти и труда - в социальном организме являются важными признаками, позволяющими различать различные пути модернизации, подчеркнув, что уникальное мировоззрение и ценности модернизации в китайском стиле привносят инновации в теорию и практику мировой модернизации. Профессор Донг Хуэй, факультет марксизма Хуачжунского университета науки и техники, рассмотрел, рассортировал и проанализировал основные условия, горячие точки и тенденции китайских исследований марксизма за последние 10 лет и предложил усилить систематизацию и целостность исследований, а также изучить историю развития марксизма. следует обогатить, подчеркнуть особенности времени и направленность проблем, способствовать китаизации и эпохализации марксизма, углубить исследования “Трех основных систем” и создать систему философских и социальных наук с китайской спецификой. Профессор факультета глобальных процессов Московского университета A.Н. Чумаков проанализировал значение России и Китая в современной международной системе и их влияние на мировые дела, обсудил сходства и различия между двумя странами на пути социалистического развития и то, как совместить реальное развитие марксизма в их собственных странах, а также подчеркнул историческую роль Китая и России. в процессе глобализации принципы методологии, а также ответственность и усилия по совместному продвижению глобального управления .Профессор Сунь Цзяньинь, заведующий кафедрой теории марксизма первого уровня Хэйлунцзянского университета, считает, что для проведения исследований русского марксизма необходимо не только проследить его историческое происхождение, но и провести теоретический диалог с китаизированным марксизмом, чтобы теория могла иметь ценность ответа. обращаясь к реальным проблемам и приводя в качестве примера перевод “Введения в право и философию Гегеля” Петра Лаврова, мы показываем "связующую" роль переводчика в распространении марксизма и локализации России.

Вторая часть тематического доклада была подготовлена под редакцией Фу Хунцюаня (Fu Hongquan) из редакционного отдела "Qiushi Journal" и прокомментирована Цзян Хуном (Jiang Hong) из редакционного отдела "Идеологического фронта". Шесть экспертов и ученых последовательно представили доклады о китаизации марксизма, современной ценности идей Ленина, и теоретические новшества представителей русского марксизма. Исследовательский прогресс. Профессор Ань Цинянь, факультет философии Китайского университета Жэньминь, отметил, что с точки зрения процесса русификации и китаизации марксизма, жизнеспособность марксизма заключается в тесном контакте с массами; только при сочетании основных принципов марксизма со специфической реальностью Китая и превосходными достижениями Китая. традиционная культура может помочь инновационным теориям ответить на вопросы Китая, мира, людей и времени. Профессор У Мэн из философского факультета Университета Фудань исследовал ленинское прочтение "Капитала" и его понимание "Логики" и пришел к выводу, что материалистическая трансформация Лениным диалектики Гегеля сформировала своего рода историческую диалектическую эпистемологию в эпоху капитализма, суть которой заключается в осознании внутренней связи между пролетарскими революционными деятелями и реальностью, а также единством теории и практики .Директор научно-исследовательского отдела социальной философии Института философии Российской академии наук.  Исследователь А.В. Павлов подчеркнул важность возобновления обсуждения идей Ленина, отметив, что, хотя внимание к Ленину в России снизилось, он вновь стал ключевым предметом обсуждения при изучении западной марксистской социальной и политической философии, особенно в начале 21-го века. Западные марксисты и теоретики такие люди, как Жижек и другие, переосмыслили и активно изучали идеи Ленина, продемонстрировав сохраняющееся влияние и актуальность ленинской мысли в наше время. Исследователь Ма Иньмао, директор Института философии Китайской академии общественных наук, глубоко изучил Ильинкова и считает, что он является “творческим марксистом”. Критикуя официальные догмы, переосмысливая диалектику Маркса, по-новому понимая философские концепции, восстанавливая советские философские традиции, подчеркивая концепцию “деятельности”Применяя междисциплинарные методы и независимо критикуя реалистический социализм, он продемонстрировал оригинальность и критичность своих идей. Профессор Юй Лянчао из Школы государственного управления Нанкинского педагогического университета отметил, что традиционное мнение о том, что “в 1917 году Ленин выдвинул в ”Апрельских тезисах“ принципы и пути преобразования буржуазно-демократической революции в России в социалистическую революцию”, является неправильным пониманием мысли Ленина, и утверждает, что Мысль Ленина следует пересмотреть в соответствии с “Апрельским тезисами”, утверждая, что "второй этап" революции, о котором говорил Ленин, на самом деле является "подготовительным этапом" социалистической революции. Профессор Ли Цинся, факультет марксизма Харбинского педагогического университета, считает, что ленинская теория империализма полезна для глубокого понимания новых форм империализма в эпоху глобализации, предотвращения его монополизации и выявления других характеристик, а также в контексте сегодняшнего капитализма, переживающего общий кризис и все более в таких важных вопросах, как финансовый, культурный, цифровой и экологический империализм, теория Ленина по-прежнему демонстрирует свое огромное практическое значение. В трех основных выступлениях и на молодежных форумах приняли участие профессор Донг Яхуа из школы марксизма Университета Фудань, Чжан Юэшенг, исполнительный заместитель главного редактора редакционного отдела журнала "Менеджмент", Тянь Хуа, директор редакционного отдела журнала "Социальные науки", профессор Ван Цю, Декан факультета марксизма Хэйлунцзянского университета Сун Юйчжу, директор редакционного отдела журнала "Русистика", профессор Ван Цзинъюнь, декан факультета марксизма Харбинского инженерного университета, и Го Синьюй, аспирант факультета марксизма Фуданьского университета, а также другие эксперты и ученые выступили в качестве докладчиков. председатели сменяли друг друга. Профессор Оуян Кан, Институт философии Хуачжунского университета науки и технологий, профессор Фу Цилинь, секретарь партийного комитета школы литературы и журналистики Сычуаньского университета, профессор Че Юлин, факультет философии Сучжоуского университета, профессор Цзя Шупин, заместитель декана школы марксизма Шанхайской нормальной школы. Университета, профессор Чэнь Хун, заместитель декана факультета марксизма Хайнаньского педагогического университета, профессор У Хуэйсинь, факультет марксизма Северо-Восточного сельскохозяйственного университета, профессор Чэнь Айсинь, научный сотрудник Института марксизма Китайской академии социальных наук, и профессор Дон Синьчунь, факультет марксизма Тяньцзиньского педагогического университета., а также другие 32 китайских ученых и коллеги из Школы экономики Московского университета. И. Профессор Колганов, Институт философии Российской академии наук. И. Научный сотрудник Пружинин, профессор философского факультета Московского государственного педагогического университета. Г. Профессор Шедлина, старший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук, член центрального правления Общества российско-китайской дружбы Н.С. Степанов, старший научный сотрудник, заместитель директора Центра исследований современного марксизма философского факультета Московского университета. О.В. Барашкова, старший научный сотрудник Института философии  Уральского отделения Российской академии наук Д.А. Давыдов, старший научный сотрудник, директор Центра исследований современного марксизма философского факультета Московского университета. Г.С. Сергеев, доцент Уфимского университета науки и технологий Р.Р. Вахитов и 10 других зарубежных ученых выступили в режиме офлайн или онлайн. Они внимательно следили за темой конференции и представили последние результаты исследований русской этической мысли, современных российских марксистских школ и представителей, процесс перевода классических марксистских работ и тенденции цифрового социализма с точки зрения марксистской теории, философия, экономика и история. На встречу также были специально приглашены пять молодых ученых, в том числе д-р Ду Ваньюэ, факультет марксизма Фуданьского университета, доцент Цзоу Тяньци, факультет марксизма Хэйлунцзянского университета, и Ван Цзялян, аспирант Фуданьского университета, для выступления с основными докладами, в полной мере продемонстрировавшими терпимость, жизнеспособность и жизнестойкость марксистской теоретической мысли. академическое сообщество.Доцент Лю Цзюньмэй, заместитель декана школы экономики Фуданьского университета, профессор Сунь Цзяньинь, школа марксизма Хэйлунцзянского университета, научный сотрудник Чжу Цзидун, Институт марксизма Китайской Академии социальных наук, профессор Го Лишуан, школа марксизма Фуданьского университета, профессор Чжао Хайфэн, Школа гуманитарных и В ходе обзорной сессии в обмене мнениями приняли участие профессор социальных наук Харбинского инженерного университета, профессор школы марксизма Юньнаньского университета национальностей Сун Тийи и доцент школы марксизма Хэйлунцзянского университета Хан Яли. Некоторые ученые выступили с речами о современной цивилизации Китая и России с точки зрения марксизма. Профессор Оуянг Кан отметил, что с нового времени Россия и Китай вступили в процесс модернизации разными путями в разное время, свернули со своих соответствующих путей модернизации и создали текущую общую ситуацию модернизации. Кроме того, в настоящее время они сталкиваются с серьезными вызовами нового типа глобализации, которые можно сравнить и оценить. изучали для взаимного ознакомления. С точки зрения сравнительного исследования, профессор Че Юлин объяснил значение новых этических принципов глобализации в российской мысли на фоне “сосуществования множества цивилизаций” и пояснил, что разработка новых этических принципов глобализации неизменно приводит к достижению определенного консенсуса в постмодернистских странах. модернизация в китайском стиле и новая форма человеческой цивилизации создали новый этический принцип глобализации. Исследователь Чэнь Айру считает, что, хотя западная цивилизация внесла позитивный вклад в развитие истории человечества, в 21 веке возник кризис развития, особенно после финансового кризиса 2008 года. Негативные факторы капитализма становятся все более значимыми. Сталкиваясь с фундаментальными проблемами выживания, мира и свободы, общие Госсекретарь Си Цзиньпин предложил “Построить сообщество, объединяющее человеческие судьбы”, - это четкий путь к спасению человеческой цивилизации в 21 веке. Исследователь Давыдов утверждает, что в современную эпоху постматериалистических ценностей и все более масштабных культурных войн коммунизму необходимо разработать мощный культурный план, основными целями которого будут общественные интересы и диалог между всем человечеством, чтобы противостоять силе экспрессионистского индивидуализма. Доктор Ду Ваньюэ сосредоточил внимание на размышлениях современных российских ученых-марксистов о теории и практике русификации марксизма, отметив, что они продемонстрировали легитимность и рациональность Октябрьской революции с помощью различных интерпретаций, и проанализировал качественные отличия советской истории от диалектической нелинейной логики, раскрывая советскую модель, отступление от закона отчуждения, крах революции и двойственность культуры. Некоторые ученые выступили с докладами о развитии марксизма в России и связанных с ним исследованиях. Исследователь Пружинин и профессор Шедлина рассказали о роли русского марксизма в процессе модернизации Советского Союза в 1920-х годах, подчеркнули важность науки как основы материальной жизни общества и развития сознания, а также ключевую позицию историографии в понимании и применении научных знаний и указали на то значение, которое марксисты придавали этому процессу. к научной практике и историческому опыту строительства Советского Союза. Профессор Чэнь Хун проанализировал ситуацию с переводами и исследованиями советских и российских учебников по политэкономии, а также характеристики новых учебников и выразил мнение, что современная российская неомарксистская школа осуществила теоретические инновации и разработки в области политической экономии и ее методологии, а также послужила источником вдохновения и ориентиром для современного Китая в создании новой экономической системы. область марксистской политической экономии. Старший преподаватель Барашкова подробно рассказала об институциональной форме и направлении деятельности российской марксистской критической школы, а также о теоретическом ответе партии на вызовы 21 века. Ван Цзялян сосредоточился на анализе причин геополитических конфликтов в критической области русского марксизма. Он считал, что школа критиковала аналитическую парадигму “теории цивилизации” с методологического уровня и четко выступала за использование марксизма для выявления причин геополитических конфликтов, подчеркивая сравнительные преимущества марксизма. Некоторые ученые выступили с речами, посвященными изучению ленинизма и его современному значению. Исследователь Института экономики РАН Н.С. Степанов считает, что новая экономическая политика Ленина имеет важные достижения, и отметил, что России сегодня необходимо извлечь уроки из опыта новой экономической политики в плане экономических и социальных реформ. Профессор Цзя Шупин отметил, что ленинская теория накопления капитала всесторонне объяснила и развила теорию Маркса на основе критики популизма. Ее историческое и логическое исследование помогает углубить понимание нового феномена современного капитализма, международного финансового кризиса и природы экономической глобализации, а также способствует углублению социалистическая рыночная реформа. Профессор Дон Синьчунь считает, что подлинный вклад Ленина заключается в том, что он изменил общее критическое отношение Маркса и Энгельса к культурной идеологии, подчеркнув активную роль культуры в социалистической революции и строительстве, в то время как культурная мысль современного Китая Си Цзиньпина является новейшей интерпретацией и развитием культурной миссии Ленина в новом мире. историческое направление. Исследователь Г.С Сергеев проанализировал и подтвердил сохраняющуюся актуальность империалистической теории Ленина в современной мировой политической экономии и указал на характерные черты глобальной капиталистической системы в начале 21 века, такие как доминирование транснациональных компаний, виртуализация финансового капитала, влияние финансовой олигархии и формирование глобальных производственных сетей, раскрывающих монополистическую природу капитализма и сохранение присущих ему противоречий. Церемонией закрытия руководил Чжан Дань, секретарь общепартийного отделения школы марксизма Хэйлунцзянского университета. Профессор Го Лишуан из Фуданьского университета и профессор Сунь Цзяньинь из Хэйлунцзянского университета сначала выступили с заключительными речами от имени китайских ученых. Они отметили, что эта встреча способствовала активизации обменов между китайскими и зарубежными учеными по случаю 75-й годовщины установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и придала новый импульс развитию двусторонних отношений. развитие марксизма в 21 веке. Затем профессор Чумаков и профессор Булвка-Бузгалина из Московского университета в своих заключительных речах отметили, что эта встреча имеет большое значение для обмена мнениями и взаимного понимания китайской и российской цивилизаций, и выразили надежду на укрепление сотрудничества с китайскими учеными в будущем, чтобы совместно вносить мудрый вклад в инновации марксистской теории и реагировать на глобальные вызовы. теоретические соображения. Затем Ван Цзинъюнь, декан факультета марксизма Харбинского инженерного университета, выступил с приветственной речью от имени организатора следующей конференции. Он выразил надежду, что китайские и зарубежные ученые будут поддерживать диалог и работать сообща над углублением исследований по актуальным вопросам современного российского марксизма.

В заключение госсекретарь Чжан Дань искренне поблагодарил экспертов и ученых, принявших участие во встрече, а также волонтеров, участвовавших в работе конференции, и объявил об успешном завершении встречи.


Предыдущая страница: Руководство