Версия для печати

Сергей Леонидович Тихвинский

Общество российско-китайской дружбы (ОРКД) совместно с Институтом востоковедения РАН (ИВ РАН) и Восточным культурным центром ИВ РАН провели вечер «Китайский кинематограф»


16 апреля 2024 г. в Восточном культурном центре ИВ РАН состоялось познавательное мероприятие Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству ОРКД на тему «Китайский кинематограф». Этот вечер китайского кино стал частью программы Перекрестных годов культуры России и Китая.

Восточный культурный центр был создан 1 октября 2021 г. на базе ИВ РАН и представляет собой уникальное арт-пространство, расположенное в самом центре столицы, которое привлекает как молодежь, так и посетителей более солидного возраста. Руководитель центра, старший научный сотрудник ИВ РАН, к.и.н. Лана Раванди-Фадаи активно способствует распространению знаний о культурах стран Ближнего, Среднего, Дальнего Востока, Северной Африки, а также Закавказья и Средней Азии. В центре проводятся презентации, выставки, лекции, вечера поэзии, показы фильмов и т.д.
В вечере «Китайский кинематограф» приняли участие Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель Председателя ОРКД, к.э.н., Чрезвычайный и Полномочный Посол А.И.Денисов, директор ИВ РАН, член Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений и Научного совета по комплексным проблемам востоковедения, д.и.н. А.К.Аликберов; заместитель Председателя ОРКД, руководитель Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству Исполнительного совета Центрального правления ОРКД, заведующий Кафедрой дипломатии МГИМО МИД России, к.и.н., Чрезвычайный и Полномочный Посол К.М.Барский; заместитель директора ИВ РАН по научной работе, д.и.н. В.Ц.Головачев; заведующий Отделом Китая ИВ РАН, д.ф.н. А.И.Кобзев; заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН и Петровской академии наук и искусств, профессор Пекинского университета иностранных языков Инна Ли (Ли Иннань); директор Музея мировой каллиграфии А.Ю.Шабуров; сотрудники ИВ РАН, МИДа, Института Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН), члены Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству ОРКД, студенты московских ВУЗов, а также столичная публика, интересующаяся китайской культурой.
Мероприятие вызвало немалый интерес общественности: на нем очно присутствовало более 50 человек, но были и подключения по зуму.
Встречу открыл К.М.Барский, который сердечно поблагодарил руководство ИВ РАН и Восточного культурного центра за помощь и всестороннюю поддержку в проведении данного мероприятия и пожелал всем присутствующим хорошего вечера. Он заметил, что в многогранном мире китайского кинематографа, как в зеркале, отразились и героические, и драматические страницы истории Китая, и его самобытная древняя культура, и его современные будни, и душа китайского народа. Для китайского кино характерны яркость образов и сочность киноязыка. В этот удивительный мир К.М.Барский предложил всем ненадолго погрузиться.
С приветствием к собравшимся обратился А.К.Аликберов, рассказавший о приоритетах работы возглавляемого им института в условиях меняющейся международной обстановки. Повышение внимания к Востоку показало востребованность научных исследований, проводимых в рамках Института востоковедения РАН, который остается одним из флагманов российской науки и активно развивается. Он отметил, что Восточный культурный центр является площадкой дружбы между народами и странами, местом взаимопроникновения разных, непохожих друг на друга культур. Поэтому проведение здесь мероприятий ОРКД представляется директору ИВ РАН очень естественным.
По наблюдениям А.К.Аликберова, простой российский обыватель мало знает о китайском кино, ему больше знакомы корейские «дорамы», но вечер на тему «Китайский кинематограф» призван заполнить данную лакуну. Ведь истинные, глубинные смыслы китайского бытия транслируются в том числе и посредством киноискусства.   
А.И.Денисов – видный дипломат и китаевед с более чем 50-летним стажем – поделился с гостями собственным опытом жизни и работы в Китае, знакомством с китайскими фильмами, гениальными режиссерами, пленительными актрисами и импозантными актерами. По мнению А.И.Денисова, сама история Китая – это детектив и фикшн, и оттого эта история, органично живущая в китайском кинематографе, делает его искусством глубоко национальным. В то же время китайское кино, которое по праву гордится потрясающими, международно-признанными произведениями, уже стало частью мирового кинематографа.  
К.М.Барский не без удовольствия представил первого спикера – старшего научного сотрудника ИКСА РАН, члена Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству ОРКД Аллу Леонидовну Верченко. Она выступила с лекцией-презентацией о советско-китайском сотрудничестве в области киноискусства в 50-60 годы. Это было увлекательное повествование о магистральных темах как в советском, так и китайском киноискусстве тех лет: патриотизме, героизме, самопожертвовании, преданности Родине, тяжелой участи женщины (именно эти темы являлись лейтмотивами кинолент «Мост», «Дочери Китая», «Победа китайского народа», «В едином строю» и др.). Аудитории было интересно узнать о том, как советская публика принимала китайские кинофильмы, как китайцы через призму кино с неподдельным интересом следили за жизнью своего «старшего брата». 
Отдельно А.Л.Верченко остановилась на любопытных и подчас курьезных эпизодах взаимодействия СССР и Китая в области киноискусства, рассказала об особенностях совместных кинолент, о тех трудностях, которые возникали в работе над художественными картинами. К наиболее удачным двусторонним проектам в области кино 50-х годов она отнесла художественный фильм «Тропою джунглей», мультфильм «Начжа покоряет морского дракона», научно-популярный фильм «Под небом древних пустынь».
После распада СССР наше сотрудничество возобновилось – на экраны вышли такие фильмы совместного российско-китайского производства, как «Тайна печати дракона», «Как я стал русским», «Волшебный портрет». По свидетельству А.Л.Верченко, в Китае по-прежнему любят наше отечественное кино: среди наиболее популярных в КНР кинокартин последних лет – «Движение вверх», «Лед», «Т-34». Гости мероприятия буквально открыв рот прослушали познавательную и захватывающую лекцию А.Л.Верченко.
«Эстафету» исторического обзора эволюции китайского кино подхватил К.М.Барский. Он поделился собственными впечатлениями о китайском кинематографе конца 70-х - 80-х годов, с которым он познакомился, сначала оказавшись в Китае на языковой стажировке, а затем работая в посольстве СССР в КНР. После начала проведения в Китае политики реформ и открытости китайское кино, стряхнувшее с себя путы «культурной революции», начало возрождаться вместе с китайской литературой и китайской культурой в целом. На изголодавшийся от дефицита хороших фильмов кинорынок хлынули ленты, снятые в трех основных жанрах: кинокомедии («Похищение Караяна» и др.), призванные вдохнуть в людей веру в новую, счастливую жизнь, фильмы о боевых искусствах («Шаолиньский монастырь», «Удан» и др.), возрождавшие древние традиции Китая и восстанавливавшие в людях чувство национальной гордости, и киноленты, выросшие из «литературы шрамов» («Ночной дождь в горах Башань», «В долине лотосов» и др.).
Эта последняя группа фильмов занимала особое место в жизни общества и конкретных людей, переживших ужасы «культурной революции», которым хотелось выговориться, чтобы навсегда распроститься со своим недавним трагическим прошлым. Шедеврами эти киноленты, наверное, не были, но в них сквозила невероятная искренность.
Однако очень скоро в китайском кино появились настоящие мастера. В 1984 году на экраны вышел фильм режиссера Чэнь Кайгэ «Желтая земля», а 1987-м режиссер Чжан Имоу снял по роману Мо Яня свой знаменитый «Красный гаолян». Их работы можно по праву считать вершиной мирового киноискусства.
К.М.Барский передал слово второму докладчику – ведущему научному сотруднику ИКСА РАН, члену Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству ОРКД Александру Сергеевичу Исаеву, который рассказал собравшимся о современном китайском кинематографе. Одной из затронутых им тем был феномен китайской военной кинодрамы («Снайперы», «Битва при Чосинском водохранилище») – жанра, который пользуется сегодня в КНР огромной популярностью и одновременно является важным средством идеологического и военно-патриотического воспитания. А.С.Исаев проанализировал его тематику, вовлеченность в производство военного кино ведущих китайских кинопродюсеров и режиссеров-постановщиков.
Эксперт сделал особый акцент на динамичном развитии в Китае авторского кино («Полноводная красная река», «Бродящие псы», «Слон сидит спокойно»), которое сложилось после «культурной революции», но долгое время считалось вредным для распространения в социалистическом обществе. В настоящее время артхаусная драма, в которой поднимаются острые проблемы и при помощи сложного киноязыка дается авторское видение мира, является основной формой творчества целой плеяды современных китайских режиссеров (Цай Минлян, Ху Бо, Лоу Е и др.).
А.С.Исаев также коснулся темы наиболее захватывающих и популярных лент в жанре фантастики («Земля. Перезагрузка», «Блуждающая земля» и др.) – еще одного повального увлечения молодых китайских кинозрителей. В завершение лекции гости посмотрели отрывки блокбастера «Исчезнувшая в звездах» и криминального боевика «Миссия в Москве».
Естественно, что разговор о такой сфере искусства, как кино, тем более загадочное китайское кино, не мог не спровоцировать множество вопросов из зала. Спикеры были рады на них ответить.

Судя по искренней реакции публики, по восторженным отзывам зрителей, мероприятие «Китайский кинематограф», целью которого было познакомить российскую общественность с традициями, особенностями и инновациями китайского киноискусства, – вызвало живой интерес как у специалистов-синологов, так и у рядовых жителей города Москвы, в равной степени у молодежи и лиц старшего поколения, открыло нашим соотечественникам новые грани чарующего мира искусства Востока.


Предыдущая страница: Руководство