Версия для печати

Руководство

К 90-й годовщине «Движения 4 мая»


Торжественное собрание, посвященное 90-й годовщине национально-патриотического антиимпериалистического «Движения 4 мая», провели 20 мая с.г. в Москве Общество российско-китайской дружбы (ОРКД), Институт Дальнего Востока РАН и Российский государственный социальный университет (РГСУ).


Собрание открыл проректор РГСУ Ю.Г. Демин. Прежде всего он приветствовал участвовавших в собрании сотрудников Посольства КНР в РФ во главе с советником по культуре Чи Хаотянем, руководителей Общества российско-китайской дружбы Г.В. Куликову, В.И. Иванова, а также А.В. Островского, А.И. Картунову, Д.А. Смирнова, руководителя Института Конфуция при Московском государственном университете профессора Жэнь Гуаньсюаня, членов Ассоциации китайской молодежи в Москве во главе с ее председателем У Хао, а также студентов и преподавателей РГСУ.

Во вступительном слове Ю.Г. Демин сказал: «Сегодня мы собрались в студенческой аудитории Российского государственного социального университета, чтобы совместно с Обществом российско-китайской дружбы, Институтом Дальнего Востока РАН торжественно отметить 90-летие национально-патриотического «Движения 4 мая», которое широко отмечалось в Китайской Народной Республике как День молодежи».

4 мая с.г. в Доме народных собраний в Пекине состоялось торжественное собрание, посвященное 90-летию патриотического «Движения 4 мая». На нем присутствовали руководители КНР: Председатель КНР Ху Цзиньтао, Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, премьер Государственного Совета КНР Вэнь Цзябао.

Возникшее под влиянием Октябрьской социалистической революции в России, в знак протеста против грабительских решений Версальской конференции о передаче провинции Шаньдун Японии, «Движение 4 мая» 1919 г. явилось одним из наиболее ярких моментов развития народно-освободительного движения в Китае. Начатое студенчеством, прогрессивно настроенной интеллигенцией «Движение 4 мая»1919 г. вскоре переросло в общенациональную борьбу китайского народа против иностранных поработителей и реакционных правителей и привело к образованию в июле 1921 г. Коммунистической партии Китая.

Он далее отметил, что в этом году китайский народ, а вместе с ним и наша страна, отмечают 60-ю годовщину со дня провозглашения КНР и 60-ю годовщину со дня установления российско-китайских дипломатических отношений. Можно с полным основанием сказать, что «Движение 4 мая» 1919 г. было предвестником событий, которые после 28 лет упорной борьбы китайского народа привели к исторической победе и провозглашению 1 октября 1949 г. КНР.

Затем председатель предоставил слово для доклада «К 90-летию национально-патриотического, антиимпериалистического «Движения 4 мая» 1919 г.» главному научному сотруднику ИДВ РАН, доктору исторических наук, члену Центрального правления Общества российско-китайской дружбы А.И. Картуновой, которое мы публикуем ниже в сокращенном виде.

* * *

Прошло 90 лет с тех бурных майско-июньских дней 1919 г., известных как «Движение 4 мая», когда молодые патриоты Китая впервые провозгласили лозунги с требованиями государственного суверенитета Китая, ликвидации неравноправных договоров, равноправного положения Китая в мировом сообществе. За 60 лет своего существования КНР под руководством КПК стала независимой, динамично развивающейся великой державой, строящей социализм с китайской спецификой. Но в Китае до сих пор глубоко чтут «Движение 4 мая» как одно из наиболее важных исторических событий, положившее начало нового этапа развития китайской революции.

4 мая ежегодно празднуется в Китае как День молодежи. В этом году 4 мая в Пекине в Доме народных собраний состоялось торжественное собрание, посвященное 90-летию «Движения 4 мая». Это было очень представительное собрание. На нем присутствовали руководители КПК и государства — Ху Цзиньтао, У Банго, Вэнь Цзябао, Цзя Цинлинь, Си Цзинпинь, Ли Кэцян, Хэ Гоцян, Чжоу Юнкан.

По поручению Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК с докладом на собрании выступил Чан Чун. Он отметил, что 90 лет тому назад передовые элементы молодой интеллигенции совместно с широкими массами участвовали в «великом антиимпериалистическом, антифеодальном патриотическом революционном движении», положившем начало новодемократической революции в Китае. Далее он сказал, что «Движение 4 мая» является великим движением за освобождение идейного сознания, за новую культуру. Оно подготовило создание Коммунистической партии Китая и в идеологическом отношении, и в отношении кадров. Социалистическая идеология после «Движения 4 мая» стала главным направлением движения за новую культуру. Далее докладчик подчеркнул, что развитие компартии Китая и государства неотделимы от участия молодежи.

С трибуны торжественного собрания выступили также четыре представителя студенческих и других молодежных организаций Китая, подтвердившие свою готовность продолжать и развивать новаторские традиции, присущие молодому поколению, чтобы внести свой вклад в строительство Родины, повышение ее престижа на международной арене.

В обстоятельном докладе главный научный сотрудник ИДВ РАН, доктор исторических наук А.И. Картунова подчеркнула тот факт, что «Движение 4 мая» проходило в новой международной обстановке, сложившейся под влиянием Первой мировой войны и освободительных идей Октябрьской революции в России. Октябрьская революция дала решающий силы толчок для подъема национально-освободительного движения в странах Востока. В Китае оно нашло яркое выражение в массовом национально-патриотическом антиимпериалистическом «Движении 4 мая» 1919 г.

Внутренним фактором взрыва «Движения 4 мая» явилось яркое проявление накопившегося национального и националистического потенциала борьбы в результате неудовлетворенности общественными кругами страны развитием событий в Китае за годы после Синьхайской революции 1911 г.

Внешним импульсом для вспышки этого движения явились решения Парижской мирной конференции, открывшейся 18 января 1919 г. Китай — участник войны на стороне Антанты получил приглашение на конференцию. Китайская делегация выдвинула ряд требований к державам: ликвидировать позорное японо-китайское соглашение от 9 мая 1915 г. («21 требование»); отказаться от сфер влияния в Китае; вывести иностранные войска из Китая; упразднить иностранные почтово-телеграфные учреждения в Китае; ликвидировать право консульской юрисдикции; возвратить Китаю арендованные территории и концессии; предоставить Китаю таможенную самостоятельность.

Широкие круги китайской общественности прежде всего надеялись на возвращение Китаю всех прав и владений Германии в провинции Шаньдун, захваченных Японией во время Первой мировой войны. Отклонение конференцией требований Китая, передача германских прав на Шаньдун Японии, нерешительная позиция китайского правительства вызвали в Китае взрыв возмущения патриотов.

4 мая 1919 г. более 3000 студентов Пекинского университета и 13 других высших и средних учебных заведений Пекина устроили на площади Тяньаньмэнь митинг и демонстрацию протеста под лозунгами: «Защитим государственный суверенитет!», «Не подписывать мирный договор!», «Аннулировать «21 требование!», «Бойкот японским товарам!» и др. Демонстранты потребовали также наказания национальных предателей — Цао Жулиня, Лу Цзунся и Чжан Цзунсяна, подписавших с Японией ряд документов, противоречащих национальным интересам Китая. Для подавления демонстрации пекинское правительство направило полицейские части. В схватке с полицией погиб один студент, 32 участника демонстрации были арестованы.

В ответ на расправу с демонстрантами пекинские студенты 5 мая объявили забастовку. Студентов поддержали ректоры (прежде всего ректор Пекинского университета Цай Юаньпэй) и преподаватели пекинских вузов, торговая палата Пекина, ряд депутатов парламента и общественных организаций.

Некоторые ранние сторонники марксизма или сочувствовавшие ему организаторы и участники массовых выступлений студенчества и преподавателей в период «Движения 4 мая», стали позже известными деятелями Компартии Китая: Ли Дачжао, Чэнь Дусю, Цюй Цюбо, Дэн Чжунся, Чжан Тайлэй, Чжан Готао участвовали в движении в Пекине; Ма Цзюнь, Чжоу Эньлай, Дэн Инчао, Юй Фанчжоу — в Тяньцзине; Юнь Дайин — в Ухани; Ли Фучунь — в Баодине; Мао Цзэдун, Цай Хэсэнь, Лю Шаоци — в Чанша.

Выступление пекинских студентов было поддержано студентами высших и средних учебных заведений многих городов страны, а также общественностью провинций Чжэцзян, Шаньси, Хунань, Фуцзянь, Гуанси и Гуандун. Чувства солидарности с учащимися выразили шанхайские моряки и рабочие Пекина, грузчики, железнодорожники Чансиньдяни.

5 июня 1919 г. начался второй этап «Движения 4 мая», когда его центр переместился в Шанхай. В тот день вспыхнули массовые выступления шанхайских рабочих, вслед за которыми объявили забастовки китайские торговцы и промышленники Шанхая. Характерной чертой этого этапа явилось не только выступление рабочих, но и превращение движения в массовое антиимпериалистическое (антияпонское) движение мелкобуржуазной и буржуазной интеллигенции, городской мелкой буржуазии и средней торгово-промышленной буржуазии. Забастовка шанхайских рабочих вдохновила на патриотические выступления рабочих в других районах страны.

До начала июня 1919 г. основным требованием патриотов к правительству было требование отказаться от подписания китайской делегацией Версальского мирного договора. В Париж в адрес китайской делегации в течение первой половины 1919 г. было направлено около 7 тысяч телеграмм с таким требованием. Телеграммы поступали от палаты представителей пекинского парламента, гуанчжоуского парламента, провинциальных ассамблей, студенческих союзов, торговых палат, различных общественных организаций Китая, представителей политический течений, частных лиц и китайских эмигрантов.

Поскольку были отклонены все требования китайской делегации по мирному договору, китайская делегация заявила протест и отказалась поставить свои подписи под Версальским договором. Известие об этом восторженно встретили в Китае и расценивали как победу «Движения 4 мая».

Хотя основное требование участников этого движения — восстановление суверенитета Китая в Шаньдуне не было достигнуто, но тот факт, что под давлением массового движения протеста пекинское правительство вынуждено было отказаться от подписания Версальского мирного договора, уволить японофильских министров, прекратить репрессии против участников патриотического движения — все это свидетельствовало о его успехе.

Патриотическое «Движение 4 мая» явилось первым этапом общенациональной борьбы против империализма (конкретно — японского) в Китае, начатой студентами, прогрессивной мелкобуржуазной интеллигенцией, рабочими и другими массами патриотов. Движение охватило более 100 городов 20 провинций страны.

Самыми характерными чертами этого массового патриотического движения были его ярко выраженный антиимпериалистический характер, участие в нем рабочего класса, впервые поднявшегося на историческую арену в качестве самостоятельной политической силы, широкий социально-политический состав его участников в целом, что свидетельствовало о росте национального самосознания в стране.

Следует также иметь в виду, что как только информация о «Движении 4 мая» в Китае дошла до Москвы, это движение привлекло к себе внимание РКП(б) и Коминтерна. В апреле 1920 г. из Владивостока в Китай была направлена первая группа советских коммунистов во главе с Г.Н. Войтинским (в нее входили М.Ф. Кузнецова и Ян Минчжай) для выполнения заданий Коминтерна. По прибытии в Китай усилия Г.Н. Войтинского были направлены, прежде всего, на содействие консолидации китайской интеллигенции марксистской ориентации в марксистские кружки и группы с перспективой организации на их базе коммунистической партии. И, как известно, эта работа в сотрудничестве с китайскими сторонниками марксизма была весьма результативной.

После «Движения 4 мая» началась идеологическая борьба между левым и правым крылом китайской политической мысли. По существу она явилась борьбой между сторонниками двух возможных перспектив: за социалистический или капиталистический путь развития Китая. Интеллигенция марксистской ориентации, принимавшая участие в этой борьбе (прежде всего, Ли Дачжао и Чэнь Дусю), считали, что Китаю следует встать на путь развития социализма.

В обстановке демократического подъема начала 20-х годов ХХ в. в Китае к «Движению 4 мая» было приковано внимание общественности всей страны.

Интересно наблюдение по этому поводу А. Ивина, советского китаеведа-публициста. «Эту дату, — писал он в 1921 г. из Пекина, — вы постоянно встречаете на столбцах китайских газет, слышите на китайских митингах, ибо она более чем 10 октября 1911 года знаменует собою в жизни китайской общественности новую эру. Демонстрация пекинских студентов 4-го мая 1919 года…— писал он, — …впервые обнаружила «единый национальный лик Китая» и стала «исходным пунктом современного общественного движения».

Новый всплеск внимания к наследию «Движения 4 мая» начался во второй половине 30-х годов, во время антияпонской войны.

К вопросам «Движения 4 мая» трижды обращался Мао Цзэдун в своих выступлениях и публикациях этого периода. Как политический деятель он всякий раз выделял ту сторону исторического значения этого движения, которая служила бы решению вставших на первый план текущих задач. Впервые публично он обратился к этой теме в мае 1939 г. в статье для яньаньских газет «Движение 4 мая». Это был период, когда КПК боролась за массы, за привлечение их в единый антияпонский фронт. Еще в декабре 1935 г. ЦК КПК принял решение рекомендовать КСМК реорганизоваться с целью внедрения во все возможные молодежные организации для привлечения их на свою сторону и включения их в единый национальный антияпонский фронт. Мао Цзэдун писал: «В первые ряды «Движения 4 мая» героически стали сотни тысяч студентов…». И далее: «На всей китайской молодежи и на деятелях культуры лежит большая ответственность за дело демократической революции и за дело войны против японских захватчиков». Статья кончается призывом: «За работу же, китайская молодежь!».

В работе «О новой демократии» (1940 г.), в которой Мао Цзэдун излагал теоретические вопросы государства новой демократии, он неоднократно обращался к «Движению 4 мая», оценивая разные стороны его исторического значения. Он, в частности, писал, что «выдающееся историческое значение этого движения» состояло в том, что «ему были свойственны черты, которыми еще не обладала революция 1911 г., а именно: последовательная и непримиримая борьба против империализма и феодализма». В той же работе Мао Цзэдун рассматривал «Движение 4 мая», как культурную революцию. Он писал, что «культурная революция, осуществлявшаяся «Движением 4 мая», вела последовательную борьбу против феодальной культуры… Под знаменем культурной революции в борьбе против старой морали за новую мораль и в борьбе против старой литературы за новую литературу были совершены великие подвиги». Он также отметил, что «Движение 4 мая» как идеологически, так и в отношении кадров подготовило создание в 1921 году коммунистической партии Китая. Оно же подготовило и «Движение 30 мая» и Северный поход».

В 1941-1943 гг. в КПК проводилось движение по исправлению стиля партийной учебы, партийной работы и партийной литературы (чжэнфэн), которое в Яньани некоторые коммунисты воспринимали неоднозначно. В феврале 1942 г. Мао Цзэдун выступил на собрании руководящих работников в Яньани с речью «Против шаблонных схем в партии». Для большей убедительности в необходимости активно проводить борьбу против шаблонных схем и догматизма Мао Цзэдун ссылался на борьбу против старых и новых шаблонов в творчестве Лу Синя и на борьбу против догматизма «Движения 4 мая». Приведу в связи с последним два высказывания Мао Цзэдуна: «Во время «Движения 4 мая» носители новых веяний восстали против литературы на «вэньяне» и выступили за литературу на «байхуа», восстали против старых догм, в защиту науки и демократии, и в этом они были совершенно правы». И далее: «Если бы в период «Движения 4 мая» не велась борьба против старых шаблонов и старого догматизма, то сознание китайского народа не могло бы освободиться от этих пут, и Китай не мог был надеяться на завоевание свободы и независимости. Период «Движения 4 мая» был лишь начальным этапом этой борьбы».

Мао Цзэдун оценил также роль внешнего фактора в возникновении «Движения 4 мая», которое состояло в том, как он писал в указанной статье в 1939 г., что оно «родилось на призыв мировой революции, призыв русской революции, призыв Ленина».

В нашей отечественной историографии новейшей истории Китая все без исключения авторы неизменно уделяют внимание «Движению 4 мая», высоко оценивая его многоплановое революционное историческое значение для прогресса Китая. Мы видим историческое значение этого движения в том, что оно стало поворотным пунктом не только в идейно-теоретическом развитии Китая, выдвинув на первый план проблему национального спасения и с новой остротой поставив вопрос о путях развития и возрождения страны, но и в том, что оно стало переломным моментом в развитии китайской революции.

В заключение я приведу высказывание генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР Ху Цзиньтао, сделанное 2 мая с.г., накануне 90-й годовщины «Движения 4 мая», во время его инспекционной поездки в Китайский сельскохозяйственный университет. Ху Цзиньтао дал краткое и емкое современное определение содержания «Движения 4 мая»: «патриотизм, прогресс, демократия и наука». Он отметил, что за прошедшие 90 лет каждое поколение китайской молодежи, воодушевленное духом «4 мая», прикладывало неустанные усилия для осуществления великого дела возрождения китайской нации. «В настоящее время, — говорил он, — перед нами раскрываются яркие перспективы для реализации этой цели, и наилучшим способом для нынешнего поколения молодежи отметить годовщину этого движения и почтить память предшественников будет упорный труд вместе со всей страной во имя прогресса социализма с китайской спецификой».

После доклада А.И. Картуновой слово было предоставлено советнику посольства КНР в РФ Чи Хаотяню. В своем выступлении он привлек особое внимание к высказыванию Мао Цзэдуна в ноябре 1957 г. при встрече со студентами МГУ, а также к словам, сказанным Ху Цзиньтао при инспекционной поездке в Китайский сельскохозяйственный университет 2 мая с.г. о том, что будущее принадлежит молодежи. Какой будет молодежь, таким будет и будущее страны. Чи Хаотянь благодарил организаторов этого торжественного собрания, докладчика, оценивая проведенное торжественное собрание как одно из проявлений интереса россиян к истории освободительного движения в Китае и как мероприятие, способствующее укреплению дружбы между молодежью Китая и России.

В заключение председатель собрания сказал: «Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Молодежь — наше будущее. Сегодня, когда российско-китайские отношения равноправного партнерства и стратегического взаимодействия активно развиваются, одной из главных задач деятельности Общества российско-китайской дружбы является всемерное расширение социальной базы российско-китайских отношений, в первую очередь, за счет привлечения к движению за дружбу и сотрудничество с Китаем молодежи наших стран во имя того, чтобы мы всегда были добрыми соседями, хорошими друзьями и надежными партнерами.




Предыдущая страница: Заявление о вступлении