Версия для печати

Архив

К 90-летию китайского музея Гугун


18 декабря 2015 г. Общество российско-китайской дружбы совместно с Институтом Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН) отметили 90-летие национального китайского музея Гугун.

Построенный в 1420 году дворцовый комплекс Гугун был резиденцией 24-х китайских императоров династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Внесённый в 1987 году в реестр Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, Гугун активно посещают не только жители Пекина, других провинций и городов Китая, но и гости китайской столицы со всего мира.
Проведение вечера, посвященного 90-летию музея Гугун, – это свидетельство глубокого уважения российской общественности к многовековой культуре китайского народа, внесшей неоценимый вклад в мировую цивилизацию.
С сообщением о музее Гугун выступила кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра сравнительного изучения цивилизаций Северо-Восточной Азии ИДВ РАН кандидат филологических наук Анастасия Николаевна Коробова. Она известна как талантливый переводчик литературных  произведений   современных   китайских   писателей. Так, в
2014 г. вышел в свет в её переводе роман современного китайского писателя Хэ Цзяньмина «Слёзы – золото», рассказывающий о жизни китайского общества сегодня и его проблемах.
Из её сообщения слушатели узнали и увидели (на продемонстрированных слайдах), что Гугун является самым большим дворцовым комплексом в мире, находится в центре Пекина. Известен
также как Запретный город – это перевод китайского названия  Цзыцзиньчэн ((Пурпурный запретный город).
Запретный город представляет собой прямоугольник с длинами сторон 961 метр (с севера на юг) на 753 метра (с востока на запад). Его строительство продолжалось 14 лет. На территории сохранилось 980 зданий с 8886 помещениями. Часто говорят о наличии во дворце 9999 и даже 9999,5 помещений, что не поддерживается учеными, а скорее всего, является данью традиции, относящей цифру «9» к наиболее счастливым. К тому же на земле не могло быть числа 10 000, которым мог обладать лишь небесный император. Запретный город, разделенный на внутреннюю и внешнюю части, окружен высокой стеной с башнями по четырем углам и рвом, заполненным водой. Стены с каждой стороны имеют вход.
После свержения монархии в 1911 г. последний император династии Цин Пу И продолжал жить во дворце. В 1924 году Пекином овладел генерал Фэн Юйсян, который денонсировал соглашение предыдущего правительства с императорским домом и изгнал Пу И из дворца.  Обширная коллекция предметов искусства, собранная императорами династий Мин и Цин, перешла в руки республики. 10 октября 1925 года открылся музей, названный Гугун.  В том же году была проведена каталогизация фондов музей, которые оставили около 1,17 миллионов единиц хранения.
Гугун уникален своей коллекцией, в которой сохранились памятники культуры со времен династии Шан (16–11вв. до н.э.) и Чжоу (11 вв. –771 г. до н.э.) до династии Цин (1644–1911 гг.): образцы цветной керамики, нефритовые изделия, изделия из бронзы, золота, серебра, погребальные статуи воинов и коней времен императора Цинь Шихуана, произведения каллиграфии, живописи, резьбы по бамбуку, дереву, слоновой кости, а также фарфор, вышивки, канцелярские принадлежности и другие изделия прикладного искусства. 
Японское вторжение в Китай, которое началось в 1931 г., поставило под угрозу  безопасность национального культурного достояния. Часть коллекции в 1933 г. была упакована и вывезена из дворца. Разделенную на части проделавшую большой путь по территории Китая коллекцию (111549 единиц) к концу войны собрали в безопасном месте – во внутренней  провинции Сычуань. Часть коллекции вместе с сотрудниками музея оставалась в Пекине, захваченном японцами, и частично уцелела. Японская армия смогла вывезти лишь несколько больших бронзовых чанов и фрагменты пушки. Большая часть этих трофеев была после войны обнаружена в Тяньцзине.
После окончания Второй мировой войны сокровища Гугуна были возвращены в Пекин. Коллекция музея постоянно пополняется.
В настоящее время идет реализация грандиозного проекта по ремонту и реставрации всех зданий Запретного города с целью их возвращения к состоянию до 1912 года. Проект будет завершен к 2020 году – к 600-летию строительства дворцового комплекса.

На вечере присутствовали представители Посольства КНР в России,  члены и активисты ОРКД, представители китайских и российских СМИ.


Предыдущая страница: Год России в Китае