Версия для печати

Главная

ОРКД и ИДВ РАН отмечают 66-ю годовщину Китайской Народной Республики и 66-ю годовщину российско-китайских дипломатических отношений


28 сентября с. г. Общество российско-китайской дружбы и Институт Дальнего Востока РАН в Культурно-информационном центре провели торжественное собрание, посвященное 66-й годовщине КНР и 66-й годовщине российско-китайских дипломатических отношений.

В собрании приняли участие представители МИД РФ, руководители и активисты ОРКД, научные сотрудники ИДВ РАН, ветераны, представители учащейся молодежи.

Гостями торжественного собрания была большая группа дипломатических сотрудников Посольства КНР в РФ во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в РФ Ли Хуэем, представители китайских и российских СМИ.

Торжественное собрание вступительным словом открыл и. о. директора Института Дальнего Востока РАН, заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы С. Г. Лузянин:

«Сегодня, в один из дней золотой московской осени, мы собрались в Культурно-информационном центре Общества российско-китайской дружбы и Института Дальнего Востока РАН, чтобы по установившейся традиции отметить 66-ю годовщину Китайской Народной Республики и 66-ю годовщину российско-китайских дипломатических отношений.

Разрешите мне, прежде всего, от имени всех присутствующих горячо и сердечно приветствовать наших гостей — сотрудников Посольства Китайской Народной Республики во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Ли Хуэем, представителей китайской диаспоры в Москве и СМИ, - сказал С. Г, Лузянин.

Мне хотелось бы выразить большое удовлетворение по поводу того, что сегодня в этом зале находится академик Сергей Леонидович Тихвинский — главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, почетный Председатель Общества российско-китайской дружбы. Сергей Леонидович является сегодня единственным не только в России, но и в Китае человеком-участником событий 1 октября 1949 г. на площади Тяньаньмэнь, когда Мао Цзэдун провозгласил создание Китайской Народной Республики.

Еще не померкли незабываемые картины грандиозных праздничных торжеств в Пекине по случаю юбилейного 2015 г., а Китай уже активно готовится к 2016 г. — предстоящему году начала 13-й пятилетки, решения задачи построения общества средней зажиточности к предстоящему

100-летию КПК; активно укрепляет свои позиции на международной арене.

Разрешите слово для выступления предоставить Чрезвычайному и Полномочному Послу КНР в РФ Ли Хуэю, который расскажет нам о том, как живет Китайская Народная Республика сегодня, как оценивает нынешнее состояние и перспективы китайско-российских отношений»:

«Уважаемый и.о.директора ИДВ РАН Лузянин,

уважаемый академик Тихвинский,

уважаемая Галина Вениаминова,

товарищи, друзья,

здравствуйте!

 

Я очень рад в шестьдесят шестую годовщину образования Китайской Народной Республики принять участие в нынешнем собрании, чтобы с собравшимися здесь старыми друзьями провести обмен мнениями и основательное обсуждение вопросов углубления китайско-российского сотрудничества и стимулирования традиционной дружбы двух стран. Я бы хотел воспользоваться этой возможностью, чтобы рассказать Вам о политической, экономической и дипломатической ситуации в Китае на протяжении последнего года.

Будучи крупнейшей развивающейся страной и нарождающейся экономикой, Китай играет всё возрастающую роль в международной политике, экономике и дипломатии. Начиная с прошлого года, ЦК КПК выдвинул стратегический план «четырех всесторонних аспектов», а именно полного построения среднезажиточного общества, всестороннего углубления реформ, полного обеспечения законности в госуправлении и полного осуществления строгого внутрипартийного управления.

Этот стратегический план призван обеспечить успешное осуществление целей, намеченных к «двум приближающимся столетним юбилеям»: к столетнему юбилею КПК полностью построить среднезажиточное общество, а к столетию КНР превратить Китай в модернизированное социалистическое государство. В связи с этим Китай в настоящее время прилагает усилия для качественного выполнения работы по нижеследующим направлениям:

Во-первых, дальнейшее движение по пути социализма с китайской спецификой под руководством Коммунистической партии Китая. Ключевое руководящее положение КПК – это исторический выбор и выбор народа. Оно было установлено в результате длительной борьбы и ценой огромных жертв. Развитие Нового Китая на протяжении шестидесяти с лишним лет также убедительно свидетельствует о том, что неуклонное сохранение правящего положения КПК и неуклонное продвижение по пути социализма с китайской спецификой является краеугольным камнем поддержания социальной стабильности и экономического роста в Китае.

Во-вторых, активное и уверенное продвижение реформы политической системы. Еще шестьдесят с лишним лет назад Мао Цзэдун четко отметил: Мы уже нашли новую дорогу. Эта новая дорога – демократия. Лишь если позволить народу контролировать правительство, правительство не позволит себе быть нерадивым. В настоящее время КПК все отчетливее осознает, что активное и уверенное продвижение реформы политической системы является ключевым фактором поддержания долговременного порядка и долгосрочной стабильности, а также устойчивого развития в стране. Поэтому Китай продолжит сочетать «выборную демократию» с «делиберативной демократией», осуществлять инновации в общественном администрировании, усиливать демократию на низовом уровне, проводить дальнейшее оздоровление правовой системы, совершенствовать механизм сдерживания и контроля власти, «разгрызать крепкие орешки» в реформировании политической системы, тем самым прокладывая путь для реализации «китайской мечты».

В-третьих, оптимизация функций по оказанию правительственных услуг. Служение народу всем сердцем и душой является фундаментальной установкой КПК. Забота о благополучии народа – священный долг Народного правительства. На протяжении года правительство Китая выдвинуло три концепции, ориентированные на такие проблемы, как дефицит общественных благ и слабость общественных услуг. Первая состоит в том, чтобы оказывать полный спектр услуг для широкой предпринимательской инициативы и массовой инновационной деятельности, в том числе путем усиления политической поддержки, предоставления удобных, быстрых и высокоэффективных услуг и так далее. Вторая состоит в предоставлении народным массам доступных общественных услуг на справедливой основе, наращивании предложения общественных благ и услуг. Правительство больше не будет играть в «театре одного актера», но в максимально возможной степени станет задействовать общественные силы, одновременно разрабатывая стандарты, стимулируя конкуренцию и усиливая контроль и управление. Третья состоит в надлежащем исполнении обязанностей по предоставлению социальных гарантий. В настоящее время численность бедного населения в Китае превышает 70 (семьдесят) миллионов человек. Несмотря на то, что была создана система социальных гарантий, покрывающая всех жителей страны, уровень этих гарантий остается сравнительно низким. Сейчас правительство уделяет всё большее внимание таким вопросам, как занятость, социальные гарантии, образование, здравоохранение и пенсионное довольствие малообеспеченных социальных групп. Местные власти повсюду в соответствии с собственными экономическими и финансовыми условиями стремятся в максимальной степени наращивать предоставление общественных услуг и повышать благосостояние народа.

В-четвертых, усиление борьбы с коррупцией. По итогам XVIII (восемнадцатого) съезда Партии антикоррупционная работа в Китае была выведена на стратегическую высоту как вопрос, касающийся выживания всего государства. Не допускается попустительское отношение к коррупционным явлениям никаких видов. Если кто-либо, независимо от его персоны и высоты служебного положения, нарушил партийную дисциплину и законы государства, это требует серьезного расследования и сурового наказания. На протяжении последних лет Китай поддерживает борьбу против коррупции в режиме высокой активности, нанося удар одновременно и по «тиграм», и по «мухам». Была расследована большая группа крупных и важных дел. Одновременно Китай осуществляет инновации в механизме антикоррупционной системы, призванные «заключить власть в институциональные рамки», придерживается ведения дел на основе закона и институтов, не допускает нарушения правил в силу высокого властного положения и попустительства в силу малого масштаба проблем или многочисленности нарушителей. Необходимо признать, что в некоторых сферах коррупционные явления по-прежнему возникают с легкостью и в большом количестве. Борьба с коррупцией все еще сталкивается с серьезными вызовами. Поэтому необходимо и далее проводить оздоровление системы отчетности, чтобы сила законодательства могла в полной мере раскрыться в антикоррупционном строительстве.

В-пятых, стимулирование углубленного развития реформ и открытости. Развитие – это твердая истина. Реформы и развитие – это неоспоримый козырь в продвижении развития. К настоящему моменту Китай уже определил приоритетные направления и задачи следующего этапа реформ и открытости. Первое – это реформа, состоящая в сокращении правительственного аппарата и передаче полномочий нижестоящим инстанциям. Посредством урезания полномочий правительства будет высвобождено ещё больше рыночных сил. На протяжении двух с лишним лет Госсовет отменил либо делегировал на более низкий уровень свыше 800 (восьмисот) пунктов, требующих административного утверждения. Второе – это реформа системы инвестиций и привлечения финансирования, которая предполагает масштабное сокращение сферы инвестиционных проектов, требующих правительственного разрешения, масштабное расширение доступа на рынок для частных инвестиций, поощрение инициативы о создании акционерных инвестиционных фондов со стороны общественного капитала и др. Третье – это ускорение ценовой реформы, полноценное раскрытие роли рынка, масштабное снижение вмешательства правительства в ценообразование одновременно с усилением контроля и управления, установлением порядка на рынке и обеспечением базового жизненного уровня для населения с низким уровнем дохода. Четвертое – это стимулирование новых подвижек в реформе бюджетно-налоговой системы и повышение прозрачности системы бюджетного контроля. За исключением засекреченной информации, бюджеты и финансовая отчетность всех центральных и местных ведомств должны предаваться гласности и находиться под контролем со стороны общества. Пятое – это углубление реформы госпредприятий и государственного капитала, предполагающее упорядоченное проведение реформы по внедрению смешанной формы собственности на госпредприятиях, поощрение и стандартизацию привлечения негосударственного капитала к неконтролирующему участию в инвестиционных проектах одновременно с усилением контроля и управления госимуществом, предотвращением утраты госимущества и действенным повышением хозяйственной эффективности госпредприятий. Кроме того, Китай продолжит реформы в таких сферах, как наука и техника, образование, культура, медицина и здравоохранение, пенсионное страхование, непроизводственные учреждения, фонды жилищных накоплений, чтобы народные массы на деле стали бенефициарами реформ.

Далее я хотел бы остановиться на экономической ситуации в Китае и ее будущих перспективах. На протяжении последних лет темпы экономического роста Китая замедляются. В последнее время китайский рынок акций и курс юаня были подвержены заметным колебаниям. Все это привлекает повышенное внимание международного сообщества. В результате сторонники «теории краха Китая» нашли повод для некоторой уверенности в собственной правоте и один за другим стали предсказывать, что в этот раз экономика Китая совершит «жесткую посадку», войдет в рецессию или рухнет. На самом деле многие пессимистичные прогнозы умышленно раздувают масштаб проблем, что в большинстве случаев связано с пропагандистскими потребностями. Мы по-прежнему придерживаемся позитивной и оптимистичной позиции, полагая, что экономика Китая справится с временными трудностями и в будущем продолжит развиваться и процветать.

Если смотреть в мировых масштабах, с 2010 (две тысячи десятого) по 2014 (две тысячи четырнадцатый) год рост глобальной экономики снизился почти на два процентных пункта. Экономика Китая тесно связана с международным рынком, поэтому в условиях слабости общего восстановления мировой экономики невозможно, чтобы не был затронут и Китай. В то же время сейчас постепенно проявляются глубинные внутренние противоречия, которые накапливались в течение длительного периода. Китайская экономика вошла в «новое нормальное состояние». Происходит смена модели развития, а именно излишняя зависимость от стимулирующей роли инвестиций заменяется совместным стимулированием со стороны спроса и инвестиций. В этот период трудно избежать колебаний и болезненных ощущений.

Недавно Центральный банк Китая скорректировал механизм котировки курса юаня. Это разумная мера, направленная на продолжение перехода на рыночные рельсы и адаптацию к тенденциям международного финансового рынка. Не существует оснований для долгосрочного ослабления курса юаня. Некоторые люди принимают во внимание лишь снижение курса юаня в краткосрочном периоде и по этому поводу сгущают мрачные краски, забывая о долгосрочном позитивном эффекте. Очевидно, что такая позиция недостаточно рациональна и объективна и не имеет фактической основы. Китай является крупной страной-производителем, но не финансовой державой. Юань еще не стал международной резервной валютой. Внешние эффекты, порожденные изменением курса юаня, невозможно ставить на одну доску с таковыми от изменения курса доллара.

В первой половине нынешнего года экономический рост в Китае составил 7% (семь процентов), а вклад в мировой экономический рост – 30% (тридцать процентов). Такие темпы роста по-прежнему являются одними из самых высоких среди основных экономик мира и значительно превышают темпы роста в США, Японии и Еврозоне. Самые свежие макроэкономические данные говорят о том, что, хотя экономика Китая по-прежнему сталкивается с рядом вызовов, многие показатели, в том числе занятость и потребление, продолжают расти. В июле розничные продажи в Китае выросли на 10,3% (десять целых три десятых процента), а объем продаж смартфонов увеличился на 32% (тридцать два процента) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зарплата и располагаемый доход в Китае продолжают расти. В августе импорт сырьевых товаров хотя и был ниже июльского уровня, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всё же продемонстрировал тенденцию к росту. Например, на фоне снижения цен на нефть импорт нефти в Китай вырос на 5,6% (пять целых шесть десятых процента) по сравнению с августом 2014 (две тысячи четырнадцатого) года. Импорт сои из Бразилии и США заметно вырос на 29% (двадцать девять процентов), а импорт медной руды – на 19,8% (девятнадцать целых восемь десятых процента) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хотя показатели в производственной сфере слабы и рост экспорта замедляется, но на протяжении последних месяцев спад в строительстве недвижимости уже прошел дно, в результате чего продажи и цены снова начали повышаться. В прошлом годы доля сферы услуг в ВВП выросла до 49,5% (сорока девяти целых пяти десятых процента), вклад потребления в экономический рост достиг 60% (шестидесяти процентов). Рост высокотехнологичных отраслей заметно выше, чем промышленности в целом. Потребительский спрос в сферах информации, культуры, здоровья и туризма, находится на высоком уровне. Эти факты говорят о том, что экономика Китая переживает трансформацию: если раньше ее основой был экспорт, инвестиции и тяжелая промышленность, то теперь преобладающее положение начинают занимать потребление и услуги. Сейчас эта трансформация уверенно продвигается вперед. Экономика Китая не пойдет по пути «жесткой посадки». По-прежнему существует надежная основа для поддержания средне-высоких темпов развития в будущем.

В настоящее время в мировой экономике появилось множество проблем, причиной которых всё ещё является то, что развитые экономики не смогли в корне решить собственные проблемы. Относительно соответствующих политических мер сохраняется неопределенность. Это, в частности, касается повышения процентных ставок ФРС и решения вопросов задолженности и роста в развитых странах Европы и Японии. Нельзя возлагать ответственность за рост мировой экономики на один лишь Китай. Все страны должны совместно прилагать усилия и наращивать координацию политических мер, чтобы вместе создавать движущие силы роста. Фундаментальная ситуация в экономике Китая сейчас благоприятная, а потенциал и простор для маневра велик, так что страна в полной мере может справиться с временными трудностями, возникающими в ходе развития. Продвижение Китаем структурных реформ, широкой предпринимательской инициативы и массовой инновационной деятельности, строительства «одного пояса и одного пути», международного сотрудничества в сфере производственных мощностей принесет новые дивиденды развитию, так что экономика Китая не проиграет.

Что касается ситуации в дипломатии Китая, здесь присутствует много ведущих ученых, которые очень хорошо знают Китай, поэтому я выбрал несколько приоритетных направлений, по которым хотел бы изложить своё личное мнение.

(1)Китайско-российские отношения – это самая важная тема, поэтому её я хотел бы оставить напоследок.

(2) Китайско-американские отношения

Китай и США – две крупные экономики мира. Отношения между двумя странами – это самые сложные двусторонние отношения в мире. В 2014 (две тысячи четырнадцатом) году объем двусторонней торговли между Китаем и США достиг 555 (пятисот пятидесяти пяти) миллиардов долларов, а пассажирооборот – почти 4 300 000 (четыре миллиона триста тысяч) человеко-раз. По этим показателям были зафиксированы исторические рекорды. Влияние китайско-американских отношений уже давно не ограничивается лишь двумя этим странами. Главы двух стран достигли важного взаимопонимания по строительству китайско-американских междержавных отношений нового типа, основывающихся не на конфронтации и конфликте, а на взаимном уважении и взаимовыгодном сотрудничестве. На протяжении одного с лишним года в китайско-американских отношениях был достигнут ряд позитивных подвижек. Китай и США поддерживают тесные контакты и координацию по региональным и международным вопросам.

С другой стороны, отношения двух стран сталкиваются со многими вызовами. Существует вопрос о недостатке стратегического взаимного доверия между двумя сторонами.

Мы полагаем, что поддержание здорового и стабильного развития китайско-американских отношений соответствует коренным интересам Китая, США и всего мира.

Только что завершился визит председателя Си Цзиньпина в США. Две стороны достигли важных договоренностей во многих сферах, в том числе в торгово-экономической, энергетической, гуманитарной, а также по вопросам изменения климата, охраны окружающей среды, финансов и строительства инфраструктуры. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве. Две стороны также провели глубокий обмен мнениями по региональным и мировым острым вопросам, продолжив усиливать координацию и сотрудничество. Председатель Си провел активные контакты с различными кругами в США, на глубоком уровне рассказав о китайских концепциях мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества и проведя откровенный обмен мнениями в том числе по вопросу о том, как Китай и США относятся к нынешней системе международных отношений и порядку в АТР. Факты свидетельствуют о том, что диалог и сотрудничество являются единственно верным способом стимулирования развития китайско-американских отношений. Лишь на основе взаимного уважения, равноправия в отношениях и поддержания диалога будет возможно надлежащим образом разрешить разногласия и гарантировать устойчивое и стабильное развитие китайско-американских отношений.

(3) Семидесятая годовщина победы во Второй мировой войне и основания ООН.

В этом году отмечается семидесятая годовщина победы Китая в войне сопротивления японским захватчикам и победы в мировой войне с фашизмом. Также это год семидесятилетия ООН. В этот год, обладающий особым значением для Китая и России, обе страны провели крупномасштабные памятные мероприятия и военные парады, вместе защищали итоги победы во Второй мировой войне и международную справедливость, решительно выступали против попыток и поползновений отрицать, искажать и фальсифицировать историю Второй мировой войны. Кроме того, китайская сторона объявила о сокращении численности своих вооруженных сил на 300 000 (триста тысяч) человек. Это в полной мере демонстрирует нашу уверенность и решимость защищать мир во всем мире.

Для Китая война сопротивления японским захватчикам – это не просто война, а трудный путь освобождения нации от колониального гнета и порабощения. Всё большее число историков полагает, что Вторая мировая война началась не в 1939 (тысяча девятьсот тридцать девятом), а в 1931 (тысяча девятьсот тридцать первом) году, то есть в год, когда Япония спровоцировала «инцидент восемнадцатого сентября» и оккупировала три северо-восточных провинции Китая. Китайский народ в результате четырнадцатилетней тяжелой и упорной борьбы, потеряв ранеными и убитыми 35 (тридцать пять) миллионов гражданских и военных лиц, одержал великую победу в войне сопротивления японским захватчикам, внеся неизгладимый исторический вклад в победу международного сообщества над фашизмом и милитаризмом. Советский Союз оказал огромную и ценнейшую помощь Китаю в победе над японским милитаризмом. Китайский народ всегда будет хранить помять об этом на своих сердцах.

Следует бдительно относиться к тому, что в этот исторический момент власти Японии, невзирая на мощный протест со стороны общественного мнения, упорствуют в том, чтобы за счет законопроекта о гарантиях безопасности снять запрет на осуществление права на коллективную самооборону. Это беспрецедентный шаг Японии в области военной безопасности со времен окончания Второй мировой войны. Он уже вызвал сомнения со стороны международного сообщества о том, продолжит ли Япония идти по пути мирного развития. Мы надеемся, что Япония по-настоящему извлечёт уроки из истории и не будет рубить сук, на котором сидит.

Великая победа во Второй мировой войне заложила важную основу для создания ООН. Несколько дней назад председатель Си Цзиньпин принял участие в ряде саммитов по случаю семидесятилетия основания ООН. Основное содержание его выступлений отвечало на вопрос о том, какие международные отношения могут лучше отразить дух Устава ООН и лучше отвечают универсальным потребностям современного международного сообщества. Председатель Си всесторонне изложил концепцию международных отношений нового типа, ключевым элементом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Он также системно предложил путь превращения человечества в «единое целое с общей судьбой». Тем самым он выдвинул новые концепции развития международных отношений и предложил новое видение перспектив. В этом плане Китай продолжит вносить свой уникальный вклад.

(4) Инициатива «Один пояс и один путь»

В 2013 (две тысячи тринадцатом) году председатель Си Цзиньпин последовательно выдвинул инициативы создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI (двадцать первого) века». Благодаря общим усилиям Китая и международного сообщества менее чем за два года свыше шестидесяти стран и международных организаций активно откликнулись на них. Уже начали делать первые шаги Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, создав мощную поддержку для строительства «одного пояса и одного пути». В мае нынешнего года в ходе визита в Россию председатель Си и президент Путин подписали «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза», что имеет важное символическое значение. Одновременно Россия стала третьим по величине акционером Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Недавно «Фонд Шелкового пути» подписал рамочное соглашение с компанией «НОВАТЭК» о покупке 9,9% (девяти целых девяти десятых процента) акций в интегрированном проекте «Ямал СПГ». Это первый проект, в который инвестировал «Фонд Шелкового пути».

Я бы хотел отметить следующее. «Один пояс и один путь» ориентирован не на изоляцию, а на открытость и толерантность. Это не соло Китая, но хор стран, расположенных вдоль Шелкового пути. Это не пустой лозунг, но зримый и ощутимый практический шаг. Китай в своем развитии не пытается отхватить кусок чужого пирога, но хочет вместе с разными странами приумножить плоды взаимовыгодного сотрудничества. «Один пояс и один путь» - это инициатива об экономическом сотрудничестве, а не инструмент геополитической стратегии. Китай не стремится устанавливать свою «сферу влияния», но хочет создать единое целое на основе общности интересов и судеб, тем самым открывая новые возможности для общего развития разных стран.

(5) Корейская ядерная проблема

Ситуация на полуострове и корейская ядерная проблема всегда находились в фокусе внимания китайской дипломатии. Десять лет назад в ходе четвертого раунда шестисторонних переговоров были достигнуты важные договоренности и опубликовано Совместное заявление

19 (девятнадцатого) сентября, в котором был определен ряд важных пунктов повестки дня с богатым содержанием, сбалансировано разрешены вопросы, вызывающие разумную озабоченность сторон, а также отражены наиболее существенные точки соприкосновения интересов сторон. Сегодня, десять лет спустя, Совместное заявление отнюдь не устарело. Оно по-прежнему обладает актуальным руководящим значением и остается наилучшим проектом разрешения ядерной проблемы на полуострове.

В этом году отмечается семидесятая годовщина окончания Второй мировой войны, однако Корейский полуостров до сих пор находится в состоянии военного противостояния. Над ним по-прежнему нависает тень конфликтов и войны. Из-за недостатка доверия между сторонами шестисторонние переговоры были остановлены, и реализацию Совместного заявления 19 (девятнадцатого) сентября также пришлось отложить. Мы призываем к тому, чтобы все ответственные государства исходили из долгосрочных и общих интересов своей страны и региона, как можно раньше реактивировали Совместное заявление 19 (девятнадцатого) сентября и единодушно, совместными усилиями создали условия и проложили путь для возобновления шестисторонних переговоров.

В китайско-корейских отношениях в последнее время возникли некоторые проблемы. Однако будучи председателем шестисторонних переговоров и страной, соседствующей с Корейским полуостровом, будучи другом и партнером, искренне желающим счастья и благополучия народам Севера и Юга на Корейском полуострове, Китай приложил все возможные усилия и сыграл надлежащую роль в стимулировании денуклеаризации полуострова и поддержании мира на нём. Китайская сторона готова вместе с участниками шестисторонних переговоров и международным сообществом неустанно прикладывать усилия для исполнения этой тяжёлой, но почётной миссии. Мы также будем всемерно поддерживать то, чтобы российская сторона играла активную роль.

Наконец в качестве финала моего выступления я хотел бы кратко подытожить развитие китайско-российских отношений.

Китайско-российские отношения всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства – это крайне важные отношения крупных стран в современном мире. Поскольку наши страны являются крупнейшими соседями, основными странами с нарождающимися рынками, постоянным членами Совбеза ООН, а также странами, совместно поддерживающими международную справедливость и стремящимися развивать международные отношения нового типа, основанные на взаимной выгоде и общем выигрыше, то сотрудничество между Китаем и Россией играет особую незаменимую роль в поддержании мира, стабильности и развития во всём мире.

Китайско-российские отношения – это, кроме того, самые лучшие отношения крупных стран в современном мире. Благодаря дружбе, передаваемой из поколения в поколение, и вечному отказу от вражды, а также полноценному учёту обоюдных интересов и вопросов, вызывающих озабоченность, Китай и Россия извлекают пользу из взаимного всестороннего стратегического взаимодействия. Китайско-российское сотрудничество не направлено против третьей стороны и не носит эксклюзивного характера. На протяжении двух последних лет наблюдается сближение в китайско-российских отношениях, однако подлинной причиной усиления стабильности и долгосрочности китайско-российских отношений является то, что две стороны придерживаются фундаментальной позиции взаимного уважения, взаимной выгоды и общего выигрыша, надлежащего разрешения разногласий. В этом состоит специфика китайско-российских отношений. Те же, кто отрицает это и безответственно распускает кривотолки о китайско-российских отношениях, если не в самом деле простофили, то притворяются таковыми.

При стратегическом руководстве со стороны председателя Си Цзиньпина и президента Путина, заявление глав двух государств от мая 2014 (две тысячи четырнадцатого) года ознаменовало вступление китайско-российских отношений в новый период развития. «Новое» в этом периоде проявляется в следующих важных направлениях. Что касается политического сотрудничества, две страны предоставляют друг другу важные возможности для развития. Взаимная поддержка по вопросам, затрагивающим ключевые интересы друг друга, становится всё более решительной. Что касается экономического сотрудничества, две страны переходят от традиционного торгового сотрудничества к реализации стратегических крупных проектов сотрудничества, включая совместные разработки и производство. Что касается военного сотрудничества, обычные военные контакты двух стран развились в практические действия, такие как совместное конвоирование судов и военные учения. Что касается международного сотрудничества, взаимное наращивание контактов и содействия переросло в полностью скоординированные совместные действия по существенным международным вопросам.

На протяжении года в китайско-российских отношениях было достигнуто дальнейшее развитие и новые прорывы.

Во-первых, главы двух государств взаимно приняли участие в торжественных мероприятиях, посвящённых семидесятой годовщине победы в Великой отечественной войне, и в памятных мероприятиях, посвящённых победе в войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и в мировой войне с фашизмом. В год семидесятого юбилея основания ООН две страны пользуются случаем для усиления координации и содействия по международным и региональным острым вопросам, а также по глобальным проблемам. Они придают новую положительную энергию защите итогов Второй мировой войны и международного порядка, основанного на целях и принципах Устава ООН, а также делу мира и прогресса человечества.

Во-вторых, главы двух стран договорились о сопряжении строительства экономического пояса Шёлкового пути и Евразийского экономического союза. Это важный знак того, что китайско-российские отношения преодолели новую историческую планку. Это увеличило точки соприкосновения интересов двух стран и расширило пространство для сотрудничества, придав новый импульс и жизненную силу поддержанию развития китайско-российских отношений на высоком уровне. Кроме того, это непременно будет стимулировать сотрудничество, развитие и процветание на всём Евразийском континенте. В настоящее время две страны уже создали координационный рабочий механизм сотрудничества по сопряжению. Они будут активно вести переговоры по основным положениям долгосрочных планов, а также по конкретным проектам сотрудничества в таких сферах, как финансы, инвестиции, энергетика и строительство инфраструктуры.

В-третьих, две страны прилагают усилия к культивированию новых точек роста делового сотрудничества. Под влиянием таких факторов, как изменения на международном рынке и реструктуризация экономик двух стран, двусторонний торговый оборот между Китаем и Россией значительно снизился. Однако фундаментальная ситуация, характеризующаяся значительной взаимодополняемостью экономических структур, обширностью сферы сотрудничества и широтой рыночного пространства, не изменилась. Были достигнуты позитивные подвижки по группе стратегических крупных проектов двух стран, в том числе в энергетике, строительстве высокоскоростных железных дорог и местном сотрудничестве. Это стимулировало взаимные инвестиции и оживило финансовое сотрудничество. Китайская сторона в настоящее время ведёт переговоры с российской стороной о сотрудничестве в области производственных мощностей, совместных разработках, строительстве трансграничной инфраструктуры, а также сотрудничестве в энергетике, авиации и космонавтике. Российская сторона пригласила китайскую сторону к участию в сотрудничестве в новых сферах, таких как финансы, страхование и информационные технологии, а также к освоению Дальневосточного региона. В настоящее время ускоренными темпами раскрывается потенциал и резервные проекты сотрудничества двух сторон. Правительственные ведомства и предприятия двух стран ведут добросовестную подготовку к регулярной встрече глав правительств Китая и России, которая пройдёт в конце года. Я уверен, что данная встреча будет мощно содействовать ускорению развития делового сотрудничества двух стран.

В-четвёртых, непрерывно усиливается сотрудничество двух стран в сфере гуманитарных обменов. Были проведены год Китая в России и России – в Китае, годы китайского и российского языков, годы туризма, годы дружественных молодёжных обменов, а на следующие два года намечены «годы обменов между СМИ». Сотрудничество в сфере гуманитарных обменов не только способствует увеличению взаимопонимания и дружбы между Китаем и Россией, но к тому же, является «катализатором» делового сотрудничества в различных сферах. Китай и Россия на долгосрочной основе системно осуществляют сотрудничество в сфере гуманитарных обменов, что в полной мере раскрывает стратегическую дальновидность и глубокую заинтересованность руководителей Китая и России в проектировании на высоком уровне отношений двух стран.

Китай и Россия имеют широкий спектр общих интересов. Китайско-российские отношения переживают период, когда их основа стала ещё прочнее, взаимное доверие – ещё глубже, а региональное и международное влияние – ещё сильнее. Председатель Си Цзиньпин и президент Путин заявили, что Китай и Россия неуклонно придерживаются курса на развитие отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства и расширение всестороннего делового сотрудничества. Чем лучше развиваются китайско-российские отношения, тем более мощного партнера по стратегическому взаимодействию на пути мирного развития и национального возрождения получает каждая из стран. Китайская сторона твёрдо уверена, что китайско-российские отношения продолжат находиться на высоком уровне, став образцовыми отношениями крупных стран, и продолжат приносить пользу двум странам и их народами.

Благодарю за внимание!»

 

Выступление Посла Ли Хуэя участники собрания встретили аплодисментами. В заключение С. Г. Лузянин поблагодарил Посла Ли Хуэя за исключительно интересное и обстоятельное выступление, поздравил всех китайских друзей с предстоящей 66-й годовщиной Китайской Народной Республики, пожелал всем дальнейших больших успехов в труде во славу Родины, в деле укрепления дружбы и сотрудничества между нашими странами и народами, здоровья, счастья и благополучия.