Версия для печати

Архив

Состоялась торжественная встреча, посвященная 64-й годовщине Китайской Народной Республики


27 сентября 2013 г. в Китайском культурном центре в Москве Общество российско-китайской дружбы, Институт Дальнего Востока РАН совместно с Китайским культурным центром провели торжественное собрание, посвященное 64-й годовщине образования Китайской Народной Республики.

Прекрасно оформленный в национальном стиле большой зал Китайского культурного центра в этот день был особенно торжественен. Сцену украшал огромный транспарант, приветствовавший 64-ю годовщину Китайской Народной Республики, написанный на русском и китайском языках. Президиум, куда были приглашены Председатель Общества российско-китайской дружбы, директор ИДВ РАН академик М.Л.Титаренко и Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли Хуэй, украшала большая гирлянда живых цветов.
Для участия в этом праздничном мероприятии в Китайский культурный центр пришли руководители и активисты Общества российско-китайской дружбы, ученые ИДВ РАН, представители ветеранских организаций, студенты и школьники, представители других общественных организаций, а также китайской диаспоры в Москве, российских и китайских СМИ.
Торжественное собрание вступительным словом открыла Советник-посланник по культуре Посольства КНР и директор Китайского культурного центра госпожа Чжан Чжунхуа.
Госпожа Чжан Чжунхуа начала свое выступление с представления участникам собрания Председателя ОРКД, директора ИДВ РАН академика М.Л.Титаренко и Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ господина Ли Хуэя. Она подчеркнула, что за время функционирования Китайского культурного центра в Москве в его стенах впервые проводится мероприятие, посвященное юбилейное дате КНР и ставящее своей целью ознакомление его участников со всеми сторонами жизни страны и его успехами в области социально-политического, экономического, научного и культурного строительства, а также нынешним состоянием китайско-российских отношений.
Кратко рассказав о деятельности Китайского культурного центра, Чжан Чжунхуа подчеркнула, что его сотрудники будут и впредь активно трудиться во имя лучшего взаимопонимания, а значит, и дружбы между народами Китая и России.
После вступительного слова Чжан Чжунхуа для выступления предоставила слово Председателю Общества российско-китайской дружбы, директору ИДВ РАН академику М.Л.Титаренко.
(дается полный текст выступления М.Л.Титаренко).
Уважаемый Чрезвычайный и полномочный Посол КНР в РФ
господин Ли Хуэй!
Уважаемая советник- посланник по культуре Посольства КНР в РФ, директор Китайского культурного центра госпожа Чжан Чжунхуа!
Дамы и господа, друзья!
В эти дни наши китайские друзья отмечают 64-ю годовщину со дня образования Китайской Народной Республики. Мы искренне поздравляем наших китайских друзей с этим замечательным национальным праздником и желаем великому китайскому народу счастья, процветания и новых успехов в продвижении к реалиям китайской мечты.
Провозглашение 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики явилось, несомненно, важнейшим этапным моментом в многовековой истории Китая. С точки зрения конкретно-исторических особенностей внутреннего развития страны оно означало:
- завершение многолетней гражданской войны, в которую были втянуты огромные массы многомиллионного народа, создание возможностей для возрождения экономики и социального строительства;
- создание условий для национально-территориальной консолидации, для осуществления эффективного суверенитета над территорией страны, включая Синьцзян и Тибет, после многих лет иностранной интервенции и внутренней нестабильности.
Одновременно в более широком историческом контексте образование КНР стало явлением принципиально нового масштаба: был декларирован революционный переход к социалистической модели развития государства и общества, строительству нового Китая. «Отныне китайский народ поднялся с колен и распрямил плечи», - заявил Председатель Мао Цзэдун в день провозглашения КНР. К настоящему этот революционный подход в концентрированном виде проявился в концепции построения социализма с китайской спецификой и всенародных усилиях по претворению в жизнь китайской мечты.
Поэтому не случайно, что современное китайское руководство, называя рождение КНР событием, «открывшем новую эпоху в историческом развитии Китая», подчеркивает, что последующие десятилетия «дают основания сделать самый основной вывод: необходимо под руководством КПК независимо и самостоятельно идти дорогой социализма с китайской спецификой».
Эта концепция была закреплена в решениях последнего 18-го съезда КПК и дополнена научной концепцией «мирного развития» и идеями о возрождении китайской нации и претворения в жизнь «китайской мечты».
За истекшие 64 года наш великий сосед проделал сложный героический путь, вместе с тем китайскому народу за эти же годы пришлось пережить и поистине драматические события периода «большого скачка» и особенно потрясения «культурной революции». Примечательно, что счастливые периоды в развитии Китая вовсе не случайно совпадали и совпадают с дружеским добрососедским состоянием и подъемами российско-китайских отношений, знаменуются расцветом братской дружбы советского и китайского народов. При несомненных успехах первого десятилетия после образования КНР при содействии СССР были заложены основы индустриализации, созданы заделы для продвижения в социальной, культурной и других сферах. В годы первой китайской пятилетки была проведена земельная реформа (1953-1957). Высокими темпами развивались все отрасли народного хозяйства, происходили коренные изменения в образе жизни всего населения страны, происходил невиданный культурный и духовный подъем.
Новый этап в развитии Китая наступил в конце 70-х – начале 80-х годов после преодоления тяжелейших материальных, духовных и моральных последствий «культурной революции». Начало этому этапу положил 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва, состоявшийся 18-22 декабря 1978 года, который выдвинул смелый и мудрый курс, получивший название «политики реформ и открытости».
Экономические преобразования и открытость внешнему миру – эти два главных постулата, выдвинутые одним из наиболее авторитетных лидеров нового Китая Дэн Сяопином, легли в основу последовательной политики всесторонних преобразований в стране, невиданного подъема экономики, культуры и укрепления международного авторитета страны. Эта политика стала основой сегодняшних достижений страны и залогом результативного и эффективного развития в будущем.
В ноябре 2012 года в Отчетном докладе ЦК КПК съезду партии подчеркивалось: «…Всестороннее, гармоничное и устойчивое развитие является основным требованием научной концепции развития. Необходимо уделять равное внимание пяти направлениям строительства – экономическому, политическому, культурному, социальному и экологическому, способствовать их координированному развитию, добиваться соответствия производственных отношений производительным силам, надстройки – экономическому базису… Нужно сознавать, что единое комплексное планирование является ключевой методологией (подчеркнуто мною – М.Т.) углубленной реализации научной концепции развития».
Накопленный нашими китайскими партнерами и друзьями опыт проведения комплексной экономической реформы и осуществления долговременной, рассчитанной на всю первую половину ХXI века, политики модернизации имеет далеко идущее международное значение.
Прежде всего (и это очевидно) речь идет о феноменальных фактических показателях экономического, научно-технического и культурного подъема страны. За 32 года, которые прошли с начала проведения реформ, Китай стал примером того, как продуманная политика руководства, отражающая глубокие чаяния всего народа и пользующаяся его поддержкой, способна за относительно короткий промежуток времени вывести огромную страну в число наиболее динамично развивающихся государств мира.
Китай совершил мощный экономический, политический и нравственный рывок. За тридцать лет ВВП страны с 1978 по 2012 годы увеличился более чем в 142 раза, составив, по данным официальной статистики, более 52 трлн. юаней. Но не прошло и трех лет, как Китай, обогнав Японию, прочно занял второе место в мировом рейтинге экономик. Ныне Китай, образно говоря, «дышит в затылок» американской экономике.
О впечатляющих успехах китайского народа за годы реформ говорят следующие цифры:
1 сессия ВСНП 12-го созыва, состоявшаяся в марте 2013 года, утвердила грандиозные цифры социальных расходов. Так, на развитие образования за предыдущее пятилетие было израсходовано 7,79 трлн юаней, на развитие науки и техники централизованно было выделено 872,9 млрд юаней. На индустриализацию и сельское хозяйство, введение систем информатизации, проведение урбанизации правительство выделило 4,47 трлн юаней, что обеспечило устойчивый рост земледелия, животноводства и заметный подъем уровня жизни крестьян. Велось невиданных масштабов социальное жилищное строительство. За 5 лет построено 18 млн квартир гарантированного социального жилья и реконструировано 12 млн. жилых помещений, что позволило довести средний уровень жилплощади на 1 человека до 32,9 кв. м в городах и 37,1 кв. м. в сельской местности.
Фабрично-заводская промышленность Китая по своим объемам вышла на 1-е место в мире. Китай осуществил колоссальные работы в сфере инфраструктурного строительства. Площадь водоэкономного орошения земель достигла 7,7 млн га. Построено 19,7 тыс. км новых железных дорог, включая 8951 км скоростных магистралей. Введено в строй 609 тыс. км новых автодорог, в том числе 42 тыс. км – скоростных (всего скоростных дорог в Китае около 100 тыс. км), сооружен 31 аэропорт и более 10 тыс. глубоководных морских причалов. Проведено лесопосадок на 29,53 млн га.
Особого внимания и изучения заслуживает опыт Китая по преодолению и нейтрализации негативных последствий тяжелого глобального финансово-экономического кризиса. Китайская экономика сумела эффективно приспособиться к процессу глобализации и установить с экономиками ведущих развитых стран отношения тесного сотрудничества, а также взаимозависимости и взаимодополняемости, взаимного стимулирования. Не случайно китайские политологи откровенно, с большим удовлетворением и даже гордостью признают, что главным призером глобализации стал именно Китай.
Именно КНР смогла, опираясь на глобализацию, завоевать многочисленные рынки развитых и развивающихся стран, стать главными торговым партнером США, ЕС, Японии, России, Индии, обоих корейских государств, многих стран Африки и даже Латинской Америки. КНР стала обладателем самых значительных золотовалютных резервов и, наряду с США, стала ведущей торговой державой мира, от которой в значительной мере зависят и темпы, и масштабы выхода мировой экономики из кризиса.
Китай выступает как один из главных факторов стабильности мирового валютно-финансового рынка. Страна закупила американские ценные бумаги на сумму более 1,3 трлн. долл., из которых свыше 700 млрд. приходится на казначейские облигации, около 500 млрд. – на облигации институциональных инвесторов, порядка 100 млрд. – на облигации и акции американских компаний. Перед юанем начинает открываться перспектива превращения в общеазиатскую валюту. Страна превратилась в «магнит притяжения» иностранных инвестиций, которые обеспечивают быстрый рост экономики и внешней торговли. Создание в Китае благоприятного инвестиционного климата обеспечивается прежде всего стабильностью политической обстановки и курсом на государственное регулирование и гарантии, а также различными преференциями по доступу к дешевым ресурсам, гибкой налоговой политикой.
Перечисленные достижения прямо связаны с политикой реформ и прямо свидетельствуют об их значении и необходимости изучения связанного с ними опыта.
Проведение политики реформ в КНР – пример резервов, заключенных в творческом осмыслении возможностей, связанных с развиваемой в стране моделью организации общества и производства. Не вдаваясь в распространенные ныне дискуссии относительно корректности определений политэкономического существа этой модели многоукладной экономики, бесспорно одно - объективно она закладывает альтернативу традиционному западному либеральному варианту развития. Сами китайские руководители в данной связи уверенно подчеркивают, что проводимые реформы, опыт которых является «бесценным сокровищем», направлены на «самосовершенствование и развитие социалистического строя, придание социализму новых жизненных сил, построение и развитие социализма с китайской спецификой».
Китайские реформы отличает постепенность, эволюционность, вторичность политического реформирования перед экономическим, приоритет модернизации и внешнеэкономической экспансии.
Политика реформ предусматривала формирование новых негосударственных и частных форм собственности, помимо существовавших государственных, не вместо них, а вместе с ними. При этом отношения между ними четко регулировались тщательно разработанным законодательством. В Конституцию КНР внесены принципиальные изменения, которые юридически уравнивали все формы собственности и делали государство гарантом их безопасности и обеспечения их равных прав и возможностей. Эти меры создали исключительно благоприятные социальные условия для осуществления реформ, вызвали доверие и поддержку их со стороны населения и внешних инвесторов.
Как сообщило агентство «Синьхуа» в феврале 2013 года, общее число зарегистрированных частных предприятий в Китае составило 10 млн. 598 тыс. (рост по сравнению с 2011 г. на 12,6%). Число индивидуальных предпринимателей достигло 39 млн. 847 тыс., что на 7,8% больше, чем в 2011 г. Объем уставного капитала этих предпринимателей превысил 1 трлн. 890 млрд. юаней. По официальной информации, на долю негосударственного сектора в 2012 г. приходилось более 60% ВВП страны. При этом напомню, что в Конституции КНР было утверждено равноправие всех видов собственности, легализована приватизация средств производства и эксплуатации, утвердилось многообразие форм распределения в многоукладной экономике страны.
Разумеется, что успехи нынешних китайских реформ имеют под собой прочный фундамент, созданный на протяжении более чем 60-летнего развития страны. И самое главное, они отражают понимание руководителями государства насущных потребностей своей страны, своего народа, подчинение их национальным интересам. Отличительной чертой при этом является выработка стратегии и долгосрочное поэтапное планирование в решении конкретных задач развития. Примерами являются выдвинутые в свое время задачи по учетверению ВВП страны в период до 2000 г. (успешно перевыполненные), реализуемая ныне задача построить к 2020 г. общество средней зажиточности, последующая задача к 2050 г. достичь уровня жизни развитых стран. По оценке многих экономистов, Китай превысит уровень ВВП США в течение ближайших трех пятилеток, а возможно и раньше.
Все задачи мирного развития страны, стратегия этого подъема осуществляются при опоре на сильную, просвещенную и деятельную государственную власть. Китайское руководство увязывает темпы и меры по осуществлению реформ с поддержанием политической стабильности и порядка в стране. Без стабильности невозможно реализовать задачу по созданию общества средней зажиточности, сформировать и в целом продвинуть вперед «китайскую мечту», идеи которой четко сформулировал председатель Си Цзиньпин после 18-го съезда КПК.
Для России серьезное значение имеет опыт КНР в создании благоприятного инвестиционного климата, стратегии развития инфраструктуры, благоприятствующей внутренним и внешним инвесторам и стимулирующей подъем Северо-Востока и Запада Китая. Разработаны гибкие и льготные таможенная и налоговая системы, поощряющие капиталовложения и гарантирующие для инвесторов сохранность законной прибыли. Созданы разветвленная банковско-финансовая инфраструктура и коммуникационная системы, которые позволяют инвесторам эффективно использовать и капитализировать свою прибыль как на китайском, так и внешних рынках.
Поддержание стабильности внутреннего денежного обращения и государственных гарантий китайским вкладчикам дали возможность привлечь огромные средства населения, инвестируемые в различные отрасли народного хозяйства. Сумма прямых иностранных инвестиций за годы реформ превысила 1,5 трлн ам. долларов.
Это еще раз подтверждает, что одним из важнейших факторов преобразований в Китае за прошедшие годы стал вдумчивый подход китайских реформаторов к разработке разумного и стабильного финансово-экономического законодательства, в котором сочетаются государственные интересы, интересы китайского бизнеса и иностранных инвесторов.
Одной из принципиальных особенностей китайского опыта реформ и модернизации является осуществление этой политики на основе одновременного развития материальной, духовной и экологической цивилизаций, максимального использования человеческого капитала путем развития культуры, образования, науки, техники.
Стратегия реформ неразрывно связана со стратегией подъема науки и образования. Китай на деле пытается реализовать тезис, что наука и техника являются первой производительной силой. Не случайно более 30% экономического роста страны в последние годы достигается за счет реализации передовых технологий. Китай, который еще недавно считался одной из самых бедных и отсталых стран, осуществляет комплекс мер по созданию условий к переходу на новую стадию развития – обществу «экономики знаний». Он занимает одно из ведущих мест в мире по количеству и качеству выпускаемой компьютерной техники и степени компьютеризации систем народного образования, здравоохранения, промышленных предприятий, системы государственных органов. Китай разработал собственную иерархическую систему электронной паутины – Интернет. В КНР насчитывается более 500 млн пользователей Интернета.
В ноябре 2012 года на XVIII съезде партии было подчеркнуто, что «всестороннее, гармоничное и устойчивое развитие является основным требованием научной концепции развития». Руководители партии заявили о необходимости «уделять равное внимание пяти направлениям строительства – экономическому, политическому, культурному, социальному и экологическому, способствовать их координированному развитию, добиваться соответствия производственных отношений производительным силам, надстройки – экономическому базису… Нужно сознавать, что единое, комплексное планирование является ключевой методологией углубленной реализации научной концепции развития».
Отмечая 64-ю годовщину со дня образования КНР, мы одновременно отмечаем и 64-ю годовщину установления между нашими странами дипломатических отношений, так как буквально на второй день после образования КНР наша страна стала первой в мире, которая признала новый Китай. В противоположность экономическому и политическому бойкоту со стороны США и большинства западных держав, Советский Союз выступил за всестороннее взаимовыгодное и равноправное сотрудничество с КНР. В дальнейшем российско-китайские отношения продвигались вперед и развивались синхронно развитию Китайской Народной Республики.
Ясная и всеохватывающая оценка состояния наших отношений дана в Совместном заявлении, подписанном Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпином в марте 2013 года: «Отношения между Россией и Китаем достигли беспрецедентно высокого уровня, стали примером гармоничного сосуществования великих держав, играющих важнейшую стабилизирующую роль в современном миропорядке, содействующих укреплению мира и безопасности в регионе и мире в целом. Дальнейшее развитие российско-китайских отношений отвечает коренным интересам обеих стран и их народов».
То, что Председатель Си Цзиньпин нанес свой первый зарубежный визит на посту Председателя КНР в Россию, не только является данью традиции, но и свидетельствует о высоком уровне и особом характере китайско-российских отношений доверительного и всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.
Отмечу интересный факт во время весеннего визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина. Его встречи и беседы с Владимиром Путиным продолжались 8 часов. Лидеры России и Китая достигли единства мнений по основным направлениям и приоритетным сферам дальнейшего сотрудничества, что сыграло ключевую роль в определении перспектив развития китайско-российских отношений.
Регулярные российско-китайские встречи на высшем уровне укрепляют стратегическое взаимодоверие и взаимную поддержку. Стороны ясно выразили свое намерение оказывать решительную взаимную поддержку в развитии и возрождении, защите основных интересов, самостоятельного выбора пути развития и общественно-политического устройства. Они также договорились активизировать координацию в международных и региональных делах, в защите целей и принципов Устава ООН, а также содействовать демократизации международных отношений. Наши страны активно реализуют широкие возможности для сотрудничества России и Китая в рамках таких структур, как ШОС, БРИКС, РИК, «Группа двадцати», представляющих собой новые, демократичные формы взаимодействия государств в мировых делах.
Руководители и общественность наших стран ныне прилагают усилия к тому, чтобы придать нашему двустороннему стратегическому взаимодействию и партнерству поистине насыщенный всеобъемлющий характер, сделать его фактором не только соразвития и подъема наших стран, но и фактором международной безопасности и стабильности, фактором непоколебимости суверенитета, безопасности и территориальной целостности наших держав, фактором, способствующим нравственному и духовному росту и благополучию каждого из наших народов, каждого из наших сограждан. Такое тесное дипломатическое взаимодействие видно на примере развития ситуации вокруг Сирии, в связи с ядерной проблемой на Корейском полуострове, в мерах, направленных на борьбу с международным терроризмом, наркотрафиком, трансграничной преступностью, а также в расширении гуманитарных контактов, например, в проведении национальных годов, годов туризма и предстоящем проведении годов молодежи и т.д.
Отмечая вместе с нашими китайскими друзьями этот большой праздник, мне особенно приятно отметить, что на протяжении всех 64 лет существования КНР развитию российско-китайских отношений всемерно способствовало Общество российско-китайской дружбы и тысячи его активистов в столице и во многих городах и поселках нашей страны. В настоящее время отделения ОРКД активно работают.
В этом году на счету ОРКД только в Москве было проведено 25 различных мероприятий, освещающих различные аспекты жизни Китая и российско-китайских отношений. Мы благодарим Посольство КНР в Москве и лично его Превосходительство Посла Ли Хуэя за участие в этих мероприятиях.
Активисты Общества российско-китайской дружбы, отдающие пыл своей души делу укрепления взаимопонимания и дружбы между народами России и Китая, будут и впредь активно трудиться во имя того, чтобы наши народы всегда оставались добрыми друзьями, хорошими соседями и надежными партнерами.
В заключение разрешите, уважаемые дамы и господа, еще раз сердечно поздравить всех Вас с 64-й годовщиной Китайской Народной Республики и пожелать нашим дорогим китайским друзьям и всем присутствующим отличного здоровья, счастья, благополучия, процветания и настоящего прекрасного настроения.
Госпожа Чжан Чжунхуа поблагодарила М.Л.Титаренко за выступление и предоставила слово Чрезвычайному и Полномочному Послу КНР в РФ господину Ли Хуэю (дается полный текст выступления).
Уважаемый Михаил Леонтьевич Титаренко!
Дамы и господа, друзья!
Добрый день!
Очень рад возможности принять участие в торжестве по случаю 64-й годовщины образования Китайской Народной Республики и хотел бы поблагодарить Общество российско-китайской дружбы, Институт Дальнего Востока РАН и Китайский культурный центр в Москве за прекрасную организацию. Хочу отметить, что российские организации в лице ОРКД и ИДВ долгие годы активно занимаются развитием народных обменов и обменов учеными между Китаем и Россией, проделав огромную работу по укреплению взаимопонимания, традиционной дружбы, доверия и сотрудничества между китайским и российским народами, тем самым внеся позитивный вклад в здоровое и уверенное развитие китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства. Пользуясь случаем, хотел бы от имени всех дипломатов Посольства Китая в России поздравить нашу Великую Родину – Китайскую Народную Республику с 64-м днем рождения и выразить уважение и сердечную благодарность всем друзьям, которые неизменно поддерживают дело укрепления китайско-российской дружбы.
Непростой 64-летний путь нового Китая, его замечательные достижения после введения политики реформ и открытости, укрепляющиеся связи Китая с международным сообществом позволяют сделать следующие выводы:
1. Успехи не бывают сами по себе
В прошедшие 64 года китайский народ не прекращал искать путь к развитию и демократии. В результате 64-летнего строительства, особенно за последние 30 лет, в Китае произошли исторические перемены. Существенно возросла совокупная мощь страны, непрерывно улучшается жизнь граждан. ВВП Китая увеличился от 365 миллиардов юаней в 78-м году до 52 триллионов юаней в 2012 году, увеличив в 142 раза, ВВП на душу населения увеличился от 381 юаня до 38 тыс. юаней. Сегодня Китай стал второй по объему экономикой мира, вышел на второе место по внешней торговле и на первое место по экспорту. Китай является важным локомотивом мирового экономического роста, вклад Китая в мировой экономический рост уже 5 лет подряд превышает 20%.
Жизнь показывает, что успехи Китая невозможны без руководства Коммунистической партии Китая, без трудолюбия и мудрости китайского народа. Будущее Китая опирается по-прежнему на руководство Компартии Китая и политику реформ и открытости.
2. Идеального развития не бывает
Мы должны гордиться нашими успехами, вместе с тем, необходимо дать себе отчет о том, что Китай остается развивающейся страной с рядом проблем.
Первое, развитие Китая пока неравномерное, речь идет об экономической структуре, дисбалансе между внутренними регионами и регионами юго-восточного побережья, а также между городами и деревнями. Второе, Китай далеко отстает от развитых стран ввиду того, что в Китае проживает свыше миллиарда человека, а фундамент для экономического роста пока недостаточен и слаб. Третье, развитие Китая сталкивается с такими вызовами как дефицит ресурсов и энергоносителей, загрязнение окружающей среды и т.д.
Словом, Китай является и на долгое время будет оставаться крупнейшей в мире развивающейся страной. Это реальная ситуация Китая. Правительство Китая, хорошо понимая, какие перед ним стоят вызовы и проблемы, выдвинуло концепцию научно-обоснованного развития, направленную на строительство ресурсосберегающей и экологически чистой страны, на содействие всестороннему, координированному и устойчивому развитию.
3. Не бывает друга ближе, чем сосед
На протяжении 64 лет китайско-советские и китайско-российские отношения становятся более зрелыми и прочными, взаимопонимание и дружба между двумя народами непрерывно укрепляются.
В политическом плане между Китаем и Россией установлены механизмы встреч на высоком и высшем уровнях. Они уникальны тем, что охватывают разные направления, и на основе этих механизмов сформирована совершенная структура сотрудничества. Это и есть системное и институциональное обеспечение здорового развития китайско-российских отношений.
В экономическом плане китайско-российское торгово-экономическое взаимодействие сохраняет позитивную тенденцию развития. За 2012 год товарооборот достиг рекордного уровня более чем в 88 миллиардов долларов, увеличив его на 11,2%. Китай уже три года подряд занимает первое место в рейтинге торговых партнеров России. По статистике российской стороны за первый квартал этого года двусторонний товарооборот вырос на 11%. Уверен, что эта динамика позволяет убедиться в том, что задача, поставленная перед нами лидерами наших стран о увеличении товарооборота до 100 млрд. долларов к 2015 году, и до 200 млрд. долларов к 2020 году, может быть выполнена досрочно.
В сфере гуманитарного обмена обе страны обменялись Национальными годами, Годами языков и Годами туризма. Стороны договорились о проведении Годов молодежных обменов в следующих двух годах, что поднимет гуманитарный обмен на новую высоту.
В международных делах Китай и Россия усиливают стратегическое взаимодействие в интересах мира, совместного процветания, формирования полицентричного мира и демократизации международных отношений. Обе стороны стали важными факторами обеспечения мира, стабильности и развития и способствуют развитию международного порядка и системы международных отношений в более справедливую и рациональную сторону.
4. Перед Китаем и Россией не будет непреодолимых трудностей, если мы рука об руку будем идти вперед
В настоящее время международная политическая и экономическая структуры переживают процессы большого регулирования и реформирования. В новый исторический период для продолжительного здорового и стабильного развития китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства нам нужно сконцентрироваться на следующих направлениях.
1) Неуклонно развивать политические отношения на основе равноправного взаимодействия и взаимоуважения. Это основные принципы развития наших двухсторонних отношений. Мы и в дальнейшем будем в духе Договора между Китаем и Россией о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве делать все, чтобы поднять китайско-российские отношения на новую высоту. Нам следует и дальше развивать взаимодоверие, сотрудничество, содействовать совместному развитию и процветанию. Мы должны конвертировать беспрецедентно высокий уровень политических отношений в результаты делового сотрудничества.
2) Неизменно придерживаться курса на сотрудничество на основе взаимной выгоды и совместного выигрыша. Практическое сотрудничество между Китаем и Россией направлено на содействие устойчивому экономическому росту обеих стран и повышение благосостояния двух народов. Для этого нужно в максимальной степени выявить дух и потенциалы межправительственных и межотраслевых механизмов сотрудничества двух стран, совместными усилиями добиваться удвоения двусторонней приграничной торговли, одновременно повышая качество практического сотрудничества.
3) Мы должны быть привержены таким идеям, как гармония, толерантность и вековая дружба. На основе взаимоуважения к культурным традициям и ценностям Китай и Россия достигли гармоничного сосуществования разных цивилизаций и разных моделей развития. Вслед за успешными Национальными годами, Годами языков и Годами туризма нам следует качественно планировать и осуществить Годы молодежных обменов в 2014-15 годах для упрочения социальной базы наших отношений.
4) Нам нужно твердо руководствоваться концепцией безопасности, основанной на неделимой безопасности и принципе консенсуса. На фоне сложной мировой политико-экономической обстановки и непрерывного появления региональных проблем и горячих точек стороны должны укреплять стратегическое взаимодействие в рамках ООН, ШОС, БРИКС и других механизмов с тем, чтобы твердо отстаивать общую стратегическую безопасность и национальные интересы обеих стран, дух и принципы Устава ООН и общепризнанные правила международных отношений, защищать итоги Второй мировой войны и послевоенный мировой порядок, содействовать укреплению мира, стабильности и процветания во всем мире.
В заключение хочу подчеркнуть, что какие бы изменения не происходили в мире, какие бы трудности не возникали на нашем пути, дружба между Китаем и Россией, переходящая от поколения к поколению, наша убежденность в надежном партнерстве и добрососедстве никогда не поколеблются. Не претерпит изменения наша убежденность во взаимовыгодном сотрудничестве и совместном развитии, так как это не только отвечает коренным интересам двух стран и народов, но и соответствует желаниям международного сообщества в целом.
Спасибо за внимание.
Госпожа Чжан Чжунхуа выразила большую благодарность Послу Ли Хуэю за выступление и пригласила на трибуну Б.Т.Кулика – директора
I Департамента Азии МИД РФ.
Б.Т.Кулик в своем коротком выступлении поблагодарил ОРКД и ИДВ РАН за традиционную инициативу проведения собрания, посвященного национальному празднику Китая, а Китайский культурный центр в Москве за прекрасную организацию этого торжественного мероприятия.
Выразив полное согласие с высокой оценкой российско-китайских отношений, содержащихся в выступлениях Председателя ОРКД М.Л.Титаренко и Посла Ли Хуэя, Б.Т.Кулик подчеркнул, что подтверждением поступательного развития двусторонних отношений стал первый, в новом качестве, официальный дружественный визит в нашу страну Председателя Постоянного Комитета ВСНП Чжан Дэцзина. «Встреча и беседа Чжан Дэцзина с Президентом РФ В.В.Путным и руководителями Государственной Думы и Совета Федерации, а также его участие в 7-м заседании Китайско-российской межпарламентской комиссии по сотрудничеству в качестве председателя китайской стороны, сказал Б.Т.Кулик, подтвердил твердую решимость китайской стороны и дальше активно содействовать всестороннему продвижению отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства между Китаем и Россией».
Б.Т.Кулик сообщил также, что в конце ноября в Москву прибудет вице-премьер Госсовета КНР госпожа Лю Яньдун, которая с заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец обсудят и примут план мероприятий молодежных обменов на 2014-2015 гг.
Госпожа Чжан Чжунхуа, закрывая торжественное собрание, вновь поблагодарила всех выступавших и сообщила о плане мероприятий, которые пройдут в Китайском культурном центре до конца с.г.
• С 26 сентября по 4 октября в центре будут читаться лекции из
цикла «Откройте для себя Китай» по китайской медицине, в том
числе лекции о поддержании здоровья, а также 3 мастер-класса
по технике цигун «8 кусков парчи».
• С 1 по 8 октября запланирована Неделя китайского кино, в
ходе которой будут показаны 10 фильмов, которые были
продемонстрированы на недавно завершившемся фестивале
китайского кино.
• С 9 октября по 15 ноября в центре пройдет выставка «Визит в
Гонконг».
• В середине и конце ноября будет проведена презентация
альбома «Прекрасный Китай, прекрасная Россия», а также будет
организована одноименная выставка. На выставке будут представлены
работы китайских фотографов, сделанные в России, а также работы
российских фотографов, отображающие прекрасную природу,
историю, повседневную жизнь Китая и дружбу между нашими
странами и народами.
• В начале декабря в Китайском культурном центре пройдет
выставка китайского шелка.
После окончания торжественного собрания его участникам была предоставлена возможность ознакомиться с экспозицией выставки «Китайское аниме и комиксы», развернутой в Центре, а также были приглашены на дегустацию китайской кухни.

 

 


Предыдущая страница: Год России в Китае