Версия для печати

Главная

IX Международный социальный конгресс в Российском государственном социальном университете


25–26 ноября с.г. в Российском государственном социальном университете (РГСУ) состоялся IX Международный социальный конгресс, на обсуждение которого была вынесена тема: «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации».

Конгресс был организован при участии Отделения общественных наук РАН, Союза социологов России, Российской Академии социальных наук и Российской Академии социального образования.

В работе конгресса приняли также участие представители Общества российско-китайской дружбы (ОРКД) и ученые ИДВ РАН во главе с председателем ОРКД, директором ИДВ РАН, академиком М.Л. Титаренко: Г.В.Куликова, А.В.Островский, А.Е.Лукин, В.Н.Усов, К.В.Асмолов.

IX Международный социальный конгресс был приурочен к 18-й годовщине со дня создания РГСУ и прошел на высоком представительском и организационном уровне. Его работа проходила как на пленарном заседании, так и в двадцати секциях, всесторонне обсудивших вопросы сотрудничества стран БРИК.

IX Международный социальный конгресс вступительным словом открыл ректор – основатель РГСУ академик В.И. Жуков. С приветствиями в адрес участников конгресса обратились: А.П. Починок – председатель Попечительского совета РГСУ, член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края и Сатбир Сингх – полномочный министр, советник-посланник Посольства Индии в России, отметившие исключительно важное значение как темы конгресса и вынесенных на его обсуждение вопросов.

На пленарном заседании конгресса с обстоятельными докладами выступили: ректор РГСУ академик В.И. Жуков на тему: «Антикризисный потенциал стран БРИК и роль социального образования в мире», профессор Б.А.Шмелев – первый проректор международного университета на тему: «БРИК в условиях формирования нового мирового порядка»; А.Г.Дугин – президент фонда «Центр геополитических экспертиз» на тему: «Геополитические аспекты глобального кризиса: перспективы и риски перехода к многополярности»; Раджив Синх – советник Посольства Индии в России на тему: «Социальная политика Индии в условиях выхода из кризиса»; Освалдо Биато – полномочный министр, посланник посольства Бразилии в России на тему: «Социально-экономические аспекты развития Бразилии в новых мировых условиях» и т.д.

С огромным интересом и большим вниманием участники IX Международного социального конгресса встретили выступление председателя ОРКД, директора ИДВ РАН академика М.Л.Титаренко, выступившего перед участниками конгресса на тему: «О международном значении образования КНР и опыта китайских реформ и преодоление мирового экономического кризиса.

 

«Уважаемые участники конгресса!

Конец первого десятилетия нового века в развитии Китая отмечен двумя важными историческими вехами. Это - 60-летний юбилей со дня провозглашения КНР и 30-летие начала осуществления курса модернизации, известного как «политика реформ и открытости».

Такого рода даты, имея в виду стоящие за ними исторические процессы, уже по определению не могут не привлекать самого широкого внимания. Ведь в одном случае речь идет о событии, предопределившем коренные внутренние перемены в судьбах страны с пятой частью населения планеты. В другом – о феномене реформ, которые за три десятилетия позволили еще недавно отсталому Китаю набрать уникальную динамику развития, увеличить абсолютные объемы ВВП за 60 лет почти в 80 раз. Ныне КНР по объему ВВП вышла в состав тройки мировых лидеров. Не случайно многие наблюдатели единодушно отмечают: «Глаза всей планеты устремлены на Пекин». Даже авторитетные эксперты Международного валютного фонда заявляют, что скорость выхода мировой экономики из обвала зависит от Китая.

Всё это служит весомым поводом для серьезных размышлений о международном и историческом значении как самого факта возникновения КНР, так и его исторического опыта модернизации страны. Предмет нашего рассмотрения имеет как внутрикитайское, так и международное его измерение.

КНР: «Новая эпоха в историческом развитии»

Провозглашение 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики явилось, несомненно, важнейшим этапным моментом в многовековой истории Китая. С точки зрения конкретно-исторических особенностей внутреннего развитий страны оно означало:

- завершение многолетней гражданской войны, в которую были втянуты огромные массы многомиллионного народа, создание возможностей для возрождения экономики и социального строительства;

- создание условий для национально-территориальной консолидации, для осуществления эффективного суверенитета над огромной территорией страны, включая Синьцзян и Тибет. После многих лет иностранной интервенции и внутренней нестабильности это была победа всех слоев населения Китая, объединенного в единый патриотический фронт во главе с КПК, над сторонниками партии Гоминьдан.

Однако очевидно, что в более широком историческом контексте образование КНР стало явлением глобального масштаба, изменившим вектор мирового развития в пользу сил социализма и национального освобождения. Победа демократической, национально-освободительной революции в Китае и образование КНР с огромной силой вдохновило и способствовало мощному подъему национально-освободительного движения во всем колониальном мире в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании, а затем и окончательному краху колониальной системы.

- в качестве долговременной общенациональной цели был объявлен революционный переход развития государства и общества по социалистическому пути. «Отныне китайский народ поднялся с колен и распрямил плечи», - заявил Председатель Мао Цзэдун в день провозглашения КНР;

- сформулированные при образовании нового государства базовые принципы стали отправной точкой трудного и сложного поиска пути дальнейшего развития – независимого и самостоятельного «строительства социализма с китайской спецификой» на основе обобщения имеющегося международного опыта социализма, включая советский опыт и уроки распада СССР и мировой соцсистемы.

Перемена характера социально-экономического строя в стране с 600-миллионным населением (1949 г.) открыла новую эпоху в историческом развитии Китая, что имеет огромное международное значение. С учетом особенностей структурирования глобальной обстановки в первые годы после окончания Второй мировой войны образование КНР и провозглашение победы социалистической революции означало:

- глубокие объективные перемены в расстановке сил между странами империализма и растущими силами мирового освободительного движения. Не случайно руководители СССР (И.В.Сталин) отмечали, что создание КНР означает «перемещение центра мировой революции дальше на Восток – в Китай и Юго-Восточную Азию»;

- объективный вклад в становление нарождающейся системы социалистических государств; баланс сил между социалистическим лагерем, с одной стороны, и странами капитализма – с другой, на несколько десятилетий, вплоть до распада СССР, стал главным критерием развития мировой обстановки.

Движение Китая по избранному 60 лет назад пути развития, как признают сами китайские руководители, носило неоднозначный характер. Несомненные успехи первого десятилетия после образования КНР, когда при существенной помощи СССР были заложены основы индустриализации, созданы заделы для продвижения в социальной, культурной и других сферах. Была проведена земельная реформа, в годы первой китайской пятилетки (1953-1957 гг.) в среднем почти на 9% в год рос национальный доход. Не оправдавшие себя экономические эксперименты конца 1950-х годов сменились новым подъемом. Однако следом наступило десятилетие «Великой культурной революции», которая, по официальным китайским оценкам, «нанесла стране, её гражданам тяжелейший урон и наиболее серьезный ущерб за все время существования КНР».

Реформы как «переломный момент»

Новый этап в развитии страны в Китае связывают с осуществлением продуманной и целенаправленной политики реформ, начало которым было положено документами 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, состоявшегося 18-22 декабря 1978 года. Экономические преобразования и открытость внешнему миру – эти два главных постулата, выдвинутые архитектором политики реформ Дэн Сяопином, легли в основу неуклонно проводимого с той поры курса, который и стал путеводной звездой сегодняшних грандиозных достижений и коренного изменения облика страны.

История КНР фактически делится на два равных временных периода. 30-летие реформ было отмечено в стране в качестве важной исторической даты. Как подчеркнул Председатель Ху Цзиньтао на торжественном заседании в Доме народных собраний по случаю этого события, «за последние 30 лет политика реформ и открытости была движущей силой развития», она обозначила «переломный момент в новейшей истории страны».

Важным представляется то, что величественное празднование 60-летия образования КНР означает, что китайский народ, руководство КПК рассматривают 60-летний период КНР как единый исторический процесс поиска и созидания. Согласно китайской традиции, 60-летие есть завершение определенного цикла развития и перехода к новому этапу, что дает основание для подведения итогов и обобщения опыта, а также для комплексных прогнозов.

И в КНР, и за рубежом эксперты много рассуждают о новой роли Китая в мире и значении его достижений и особенно политики китайских реформ для будущего не только самого Китая, но и всего мира. Этим фактом подчеркивается именно большое непреходящее международное значение достижений Китая и его опыта как в позитивном, так и отрицательном планах, т.е. в «учителя наоборот».

1. Прежде всего (и это очевидно), речь идет о феноменальных фактических показателях развития страны. За 30 лет, которые прошли с начала проведения реформ, Китай стал примером того, как продуманная политика руководства может за относительно короткий промежуток времени вывести огромную страну в число наиболее динамично развивающихся государств мира. Страна совершила мощный экономический рывок. Её ВВП с 1978 г. увеличился примерно в 17 раз, составив в 2008 г., по данным китайской статистики, более 30 трлн. юаней (4,4 трлн. долл. США). По этому показателю КНР вышла на третье место в мире, уступая только Японии и США. Среднедушевой ВВП возрос за это же время почти в 12 раз, составив в 2008 г. около 3300 долл.

Более чем в 120 раз вырос за годы реформ внешнеторговый оборот КНР - с 20,6 млрд. в 1978 г. до 2,56 трлн. долл. в 2008 г, что сохраняет за страной статус третьей торговой державы мира.

Несмотря на кризис, темпы прироста ВВП КНР достигают почти 8%. Доля Китая в росте мирового ВВП составляет около 22%. На протяжении последних лет Китай удерживает мировое первенство по золотовалютным запасам, которые на конец августа 2009 г. составили 2 трлн. долл., в том числе 1,946 трлн. – в валюте. Это более чем вдвое превосходит показатель идущей второй Японии.

Китай выступает как один из главных факторов стабильности мирового валютно-финансового рынка и, по сути, стал локомотивом вывода мировой экономики из кризиса. Страна закупила американские цененные бумаги на сумму 1,3 трлн. долл., из которых свыше 700 млрд. приходится на казначейские облигации, около 500 млрд. – на облигации институциональных инвесторов, порядка 100 млрд. – на облигации и акции американских компаний. Перед юанем начинает открываться реальная перспектива превращения в общеазиатскую валюту. Страна превратилась в «магнит притяжения» иностранных инвестиций, которые обеспечивают быстрый рост экономики и внешней торговли. Создание в Китае благоприятного инвестиционного климата обеспечивается прежде всего стабильностью политической обстановки и курсом на государственное регулирование и гарантии, а также различными преференциями по доступу к дешевым ресурсам, гибкой налоговой политикой. К началу 2009 г. за годы реформ было использовано около 1 трлн. долл. внешних инвестиций, в том числе 852,6 млрд. долл. прямых капиталовложений и 147,2 млрд. долл. внешних займов.

По абсолютным показателям производства многих важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на передовые позиции в мире. Он стал всемирной фабрикой воспроизводства ширпотреба по западным брэндам, мировым сборочным цехом.

Перечисленные достижения прямо связаны с политикой реформ и прямо свидетельствуют об их значении и необходимости изучения связанного с ними опыта.

2. Проведение политики реформ в КНР – пример резервов, заключенных в творческом осмыслении возможностей, связанных с развиваемой в стране моделью организации общества и производства. Не вдаваясь в распространенные ныне дискуссии относительно корректности определений политэкономического существа этой модели, в любом случае нельзя не видеть, что объективно она являет собой альтернативу традиционному западному либеральному варианту развития. Сами китайские руководители в данной связи уверенно подчеркивают, что проводимые реформы, опыт которых является «бесценным сокровищем», направлены на «самосовершенствование и развитие социалистического строя, придание социализму новых жизненных сил, построение и развитие социализма с китайской спецификой». Как отметил Председатель Ху Цзиньтао, «резюмируя исторический опыт КПК за 30 лет политики реформ и открытости, его можно кратко определить как соединение основополагающих положений марксизма с конкретными реалиями Китая, выбор собственного пути развития и построение социализма с китайской спецификой». При этом делается упор на то, что успех реформ «свидетельствует о силе и значении марксисткой теории», формулируется вывод, что «только социализм может спасти Китай, только реформы и открытость могут развивать Китай.

Выдвинутые в последние 30 лет в ходе осуществления политики реформ и открытости целый ряд новых политических положений и политических установок в совокупности можно рассматривать, как крупный вклад Компартии Китая в развитие теории научного социализма, переосмысление концепции социализма. Другими словами, китайские коммунисты в значительной мере способствовали выполнению задачи, поставленной еще Энгельсом, о превращении социализма из утопии в науку. К решению этой задачи приложили усилия многие выдающиеся государственные и партийные деятели. Но трагические уроки распада Советского Союза показали, что эта задача не была решена и она остается актуальной.

К числу таких новых теоретических установок, которые являются значительным обогащением теории научного социализма, относятся:

- теория этапности построения социализма, выдвинутая концепция начального этапа социализма и теория социализма с китайской спецификой;

- преодоление абсолютизации классовой борьбы и антагонизма между трудом и капиталом;

- выработка политических и практических установок, которые позволяют активнее и шире использовать опыт, накопленный в рамках капиталистического общества и представителями эксплуататорского класса в интересах созидания нового общества, что нашло свое выражение в концепции многоукладности и открытости, юридическом выравнивании видов собственности.

Выдвинута новая концепция развития, предусматривающая комплексное развитие материальной, духовной и политической культур, развитие учения о роли фактора социальной стабильности и поддержания более гармоничных отношений между различными слоями общества в условиях развития многоукладности и временного существования эксплуатации в виде концепции построения общества малого достатка «сяокан» и гармоничного общества.

3. Китайские реформы отличает постепенность, эволюционность (так называемый градуализм), вторичность политического реформирования перед экономическим, приоритет модернизации и внешнеэкономической экспансии. Политика реформ предусматривала формирование новых негосударственных и частных форм собственности, помимо существовавших государственных, не вместо них, а вместе с ними. При этом отношения между ними четко регулировались тщательно разработанным законодательством. В Конституцию КНР внесены принципиальные изменения, которые юридически уравнивали все формы собственности и делали государство гарантом их безопасности и обеспечения их равных прав и возможностей. Эти меры создали исключительно благоприятные социальные условия для осуществления реформ, вызвал доверие и поддержку их со сторон широчайших слоев населения внутри страны и внешних инвесторов.

4. Преобразования начались с четкой постановки целей, разработки идеологии, подчиненной национальным интересам. Отличительной чертой при этом является выработка стратегии и долгосрочное поэтапное планирование в решении конкретных задач развития. Эти стратегия и планирование вырабатывались таким образом, чтобы решения поставленных задач отвечали целям не только развития экономики, но и подъема материального и культурного уровней населения, были поняты абсолютным большинством граждан страны и пользовались бы их поддержкой. Вместе с тем, руководство страны и партии откровенно говорило о неизбежных трудностях на пути проведения нового курса, о неизбежных издержках. При этом прилагались и прилагаются усилия к тому, чтобы эти издержки были посильны населению. Примерами являются выдвинутые в свое время задачи по учетверению ВВП страны в период до 2000 г. (успешно перевыполненные), реализуемая ныне задача построить к 2020 г. общей средней зажиточности, последующая задача к 2050 г. достичь уровня жизни развитых стран. По оценке многих экономистов, Китай может превысить уровень ВВП США в течение ближайших 10-15 лет.

5. Задачи комплексного подъема экономики, культуры, качества жизни населения решались на базе сильной, просвещенной и деятельной государственной власти. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали и творчески переосмысливали экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран, включая творческое использование опыта Японии и «азиатских тигров» - Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР.

6. Экономическая политика, прежде всего, формировалась на основе сохранения и максимального использования созданного ранее производственного потенциала. Она предусматривала такую последовательность мероприятий, которая охватила бы в первую очередь самые слабые звенья народного хозяйства и позволила бы в максимально короткий срок добиться отдачи реформы, которая бы сделала её сторонниками абсолютное большинство населения. Именно поэтому преобразования начались в деревне – с роспуска дискредитировавших себя народных коммун, передачи земли в пользование крестьянам на длительное время на условиях семейного подряда и четко установленных прав и обязанностей государства и крестьян. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия.

Указанные меры привели к стремительному росту сельского хозяйства, его модернизации, создали условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, подготовили серьезную платформу для развития всей экономики в целом, явились «школой» развития предпринимательства. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества, игравшего роль канала финансирования, как для развития местного бизнеса, так и для переселения и открытия бизнеса в городах.

Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах – в государственной. В Китае существует возможность отторжения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать их и закладывать.

В 2006 г. в Китае был впервые отменен сельскохозяйственный налог. Государство более масштабно стало оказывать поддержку аграрному сектору.

7. Следующим шагом, который также является важным аспектом китайского опыта реформ, было освоение рынков трудоемкого ширпотреба – изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства.

Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комплектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире) - мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров, аудио- и видеотехники.

8. Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства её для внутреннего, а затем и внешнего рынка с минимальными ценами. Однако, копируя чужое, Китай создает много нового. Широкому распространению DVD-технологий, особенно доступных DVD-плееров, мир обязан именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долл. до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD-телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям.

На очереди автомобильная экспансия. По итогам 2007 г. автопром Китая вышел на третье место в мире по производству автомобилей – здесь собирается значительная часть мировых брэндов. Хотя качество некоторых «собственных» автомоделей пока уступает по ряду показателей европейским, но прогресс налицо. В 2008 г. автопром Китая выпустил около 88 новых моделей легковых автомобилей. В январе 2009 г. китайский рынок вышел на первое место в мире по объему продаж, обойдя США.

9. В числе естественных базовых преимуществ был эффективно использован фактор многочисленной (25% от мирового показателя), но при этом дешевой (её стоимость долгое время составляла не более 100 долл. в месяц) и хорошо обучаемой, дисциплинированной рабочей силы. Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество дешевизны труда. Напротив, у Китая существует по-прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации – согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г. должна вырасти с 36,2 до 56%.

10. Китайское руководство жестко увязывает темпы и меры по осуществлению реформ с поддержанием политической стабильности и порядка в стране, ростом благосостояния трудящихся города и деревни на основе концепции нового научного развития и идей построения гармоничного общества. Если какие-то мероприятия в области упорядочения финансовой системы и ценообразования (рост цен или рост безработицы) вызывают ситуацию, чреватую социальными осложнениями, китайское руководство проводит комплекс мероприятий, компенсирующих эти издержки, амортизирующие трудности населения, связанные с экономическими преобразованиями, или вообще откладывает их осуществление.

11. Весьма большую ценность представляет опыт развития рыночного сектора в Китае путем поощрения и господдержки малого и среднего бизнеса (МСБ), которые в стране называют настоящим «национальным достоянием». В 2005 г. в стране было около 4,3 млн. предприятий МСБ, 27,9 млн. индивидуальных предприятий. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% всего ВВП, 65% всех патентов, 46,2% всех налоговых поступлений и 62,3% всего экспорта Китая.

12. Значительный интерес за рубежом вызывает китайский опыт формирования привлекательного инвестиционного климата, создания инфраструктуры, благоприятствующей внутренним и внешним инвесторам. Разработаны гибкие и льготные таможенная и налоговая системы, поощряющие капиталовложения и гарантирующие сохранность законной прибыли. Созданы разветвленная банковско-финансовая инфраструктура и коммуникационные системы, которые позволяют инвесторам эффективно использовать и капитализировать свою прибыль как на китайском, так и внешних рынках. Поддержание стабильности внутреннего денежного обращения и государственных гарантий китайским вкладчикам дали возможность привлечь огромные средства населения – свыше 27 триллионов юаней, которые инвестируются в различные отрасли народного хозяйства.

13. Одним из важнейших факторов успешных преобразований в Китае является опыт разработки гибкого, разумного и стабильного финансово-экономического законодательства, в котором сочетаются государственные интересы, интересы китайского бизнеса и иностранных инвесторов.

С 1979 г. по настоящее время Всекитайское собрание народных представителей и Постоянный комитет ВСНП рассмотрели и приняли постановления по 328 законам и разъяснениям к ним. Правительство в лице Госсовета КНР выпустило еще 721 нормативный акт, регулирующий различные аспекты финансово-экономических и рыночных отношений. Большую роль играют акты, постановления и нормы, принимаемые как Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом ВСНП, так и местными органами власти – собраниями народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. В целях соответствия требованиям глобализации рыночной экономики и укрепления международной защиты имущественных прав Китай подписал ряд международных договоров, которые создали правовую основу для вхождения в ВТО.

14. Особый интерес в мире вызывает успешная политика открытости, которая означает реализацию внешнеэкономической деятельности на основе требований международной практики. Один из краеугольных камней – интеграция в мировое экономическое пространство и экономические обмены.

Осуществлена реформа внешней торговли, отменено планирование валютных доходов и расходов, регулярно и поэтапно снижается общий уровень таможенных пошлин. Создана комплексная система юридических и экономических гарантий Центрального банка и государства для иностранных капиталовложений. Государство всячески поддерживает выход государственных предприятий, имеющих подходящие для этого условия, на международный финансовый рынок с целью прямого привлечения инвестиций.

Политика открытости тесно сочетается с опорой на собственные силы, т.е. она проводится таким образом, чтобы Китай не попал в зависимость от внешних сил. Политика открытости и создание благоприятного инвестиционного климата превратили Китай во второй, после США, центр вложения иностранного капитала. За годы реформ в Китае использовано иностранных капиталов на сумму около 1 трлн. долл. В последнее время китайская политика открытости стала приобретать черты глобальности. Она дает зеленый свет не только поступлениям инвестиций извне, но и поощряет вложения китайских инвестиций за рубежом.

15. Опыт китайских реформ демонстрирует, что стратегия в финансовой сфере направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитной политики. Целью при этом является создание условий для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, причем упор делается на стремлении обеспечить доминирование национальной валюты – юаня. Финансовая стабильность, не поколебленная ни азиатским финансовым кризисом второй половины 1990-х, ни нынешним глобальным кризисом, создала условия для нормального развития промышленности и бизнеса. Грамотная политика валютного регулирования препятствует вывозу капитала и накоплению на руках населения избыточной наличной валюты, с другой стороны, создает условия для привлечения внешних долгосрочных капиталов. В данном контексте уместно напомнить, что экономика Китая имеет очень высокий уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) – 150% (в развитых странах – 80-100%). При этом в стране умеренный уровень инфляции (5,9% в 2008 г.), очень высокая норма личных сбережений – около 50% от ВВП на конец 2007 г. Страна – мировой лидер по золотовалютным резервам, которые властям даже в условиях глобального кризиса удается как минимум сохранять. При этом на фоне потенциальной угрозы падения стоимости американского доллара декларированы планы по диверсификации структуры этих резервов путем масштабной экспансии на рынки акций крупных мировых промышленных компаний.

16. Одной из потенциальных особенностей китайского опыта реформ и модернизации является осуществление этой политики на основе одновременного развития материальной и духовной цивилизации и максимального использования человеческого капитала путем развития культуры, образования, науки, техники. Стратегия реформ неразрывно связана со стратегией подъема науки и образования. Китай на деле пытается реализовать тезис, что наука и техника являются первой производительной силой. Не случайно 30% экономического роста страны в последние годы достигается за счет реализации передовых технологий. Китай, который еще недавно считался одной из самых бедных и отсталых стран, осуществляет комплекс мер по созданию условий к переходу на новую стадию развития – обществу «экономики знаний». Он занимает одно из ведущих мест в мире по количеству и качеству выпускаемой компьютерной техники и степени компьютеризации систем народного образования, здравоохранения, промышленных предприятий, системы государственных органов. Китай разработал собственную иерархическую систему электронной паутины – Интернет, выработал и законодательно утвердил доктрину информационной безопасности страны.

17. Особняком стоит опыт, который КНР демонстрирует в ходе реализации политики по преодолению негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса.

Китайская программа преодоления кризиса состоит из четырех главных компонентов:

• крупномасштабная промышленная политика;

• стимулирование внутреннего спроса;

• усиленная поддержка науки и техники;

• значительное повышение уровня социального обеспечения.

При этом основой реализации программы и в этом смысле её опорным элементом, гарантирующим все перечисленные направления, является массированный рост государственных инвестиций. На антикризисные меры до конца 2010 г. в КНР предполагается дополнительно израсходовать 4 трлн. юаней.

Антикризисная программа КНР соединяет в себе как решение ближайших неотложных задач, так и создание предпосылок для дальнейшего развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Наращивание инвестиций и увеличение внутреннего потребления должны компенсировать сокращение экспортных возможностей, трансформировать модель экономического роста ВВП и сохранить социальную стабильность. Наибольшего внимания здесь заслуживают:

- ориентация на использование кризисного периода для ускорения структурной перестройки и повышения технического уровня экономики, завоевания новых, более высокотехнологичных, ниш на мировом рынке;

- дополнительные усилия по развитию инфраструктуры, позволяющие поддерживать производство во многих отраслях и в какой-то мере сдерживать рост безработицы;

- широкий круг мер по стимулированию внутреннего спроса, решающих, помимо прочего, задачу сохранения приемлемого уровня социально-политической стабильности в стране;

- выделение группы приоритетных на период кризиса отраслей.

В условиях кризиса сохраняется в силе китайский опыт приоритетного вложения средств в развитие инфраструктуры как необходимого условия и предпосылки общего дальнейшего подъема экономики как в развитых, так и в слабо освоенных регионах. Строительство железных дорог, скоростных автомагистралей, аэродромов позволяет загрузить заказами многие отрасли промышленности, в которых наблюдается спад, трудоустроить миллионы людей, потерявших работу в других отраслях народного хозяйства. Значительно увеличены также ассигнования на строительство дешевого жилья и реконструкцию трущоб в шахтерских районах.

Большую роль для стимулирования экономической активности предприятий и увеличения внутреннего спроса населения играет налоговая политика.

Кризис ускоряет переход Китая к более сбалансированной модели экономического роста, которая будет опираться в значительно большей мере, чем прежде, на внутренний рынок. Это ослабит внешнюю зависимость Китая и укрепит его национальную безопасность.

Новая модель не только не уменьшит вовлеченность Китая в мировую экономику, но, напротив, будет способствовать дальнейшему укреплению его глобальных позиций. Усилится влияние Китая в международных финансовых институтах. Повысится роль в решении глобальных экономических и геополитических проблем.

Китай принимает меры, направленные на поступательную интернационализацию юаня, на ускорение шагов по «освоению новых перспективных рынков».

18. Вместе с тем, выдающиеся достижения Китая в области экономики, культуры не освобождают его от сложных проблем и различных вызовов, которые требуют концентрации энергии народа. Проблемы экологии, дефицита ряда важных ресурсов, вопросы выработки собственной системы экономических ценностей – системы потребления, обеспечение приемлемых современных условий жизни для громадного населения, проблемы так называемых «разрывов» (между развитым городом и отсталой деревней, приморскими и внутренними регионами и т.д.) – всё это требует серьезных и весьма непростых усилий. Осознавая остроту и значимость этих проблем, включая, прежде всего социальную сферу, руководство страны в последнее время, в том числе с трибуны 17 съезда КПК, партийных пленумов и сессий ВСНП акцентирует внимание на необходимости повышенного внимания к социальной ориентации экономики, к качественным показателям, которые ранее часто оказывались в тени количественных ориентиров. Выдвинута новая концепция развития как комплексный подход к решению возникших противоречий и как идейная основа «гармоничной политики» и построения «гармоничного общества».

Китай намерен развивать всестороннее международное сотрудничество. Китайские руководители неизменно подчеркивают, что, несмотря на огромные достижения и успехи, КНР остается пока развивающейся страной. Потребление основных видов современных товаров на душу населения пока заметно отстает от развитых и среднеразвитых государств. Китайские лидеры твердо заявляют о намерении проводить политику мира и сотрудничества со всеми государствами, поскольку их странв для своего развития нуждается в благоприятной международной обстановке, взаимодействии и поддержке всего цивилизованного сообщества народов. При этом в современной редакции эти идеи облекаются в формулу «гармонизации международных отношений», построения «гармоничного мира».

В созвучности внешних и внутренних установок видится общее стремление властей КНР обеспечить реализацию комплексной, органичной и сбалансированной стратегии развития».

 

В заключение пленарного заседания, на котором его успешные итоги подвел ректор – основатель РГСУ В.И.Жуков, было объявлено о том, что председатель ОРКД академик М.Л.Титаренко и первый заместитель ОРКД Г.В.уликова награждены почетными дипломами «За активный вклад в развитие связей и контактов Российского государственного социального университета с научно-образовательными учреждениями КНР».

После завершения пленарного заседания конгресса состоялось заседание Ученого Совета РГСУ, на котором с обстоятельным докладом выступил его ректор-основатель В.И. Жуков.

В своем выступлении академик В.И.Жуков подробно остановился на истории создания Университета, ставшего подлинной кузницей специалистов социальной сферы, преодолев многочисленные препоны и преграды на пути своего создания и становления.

Можно с полным основанием сказать, что РГСУ прошел путь «через тернии к звездам» и сегодня превратился не только в самый многочисленный гуманитарный вуз страны по числу студентов, но и в единственный в нашей стране вуз, готовящий специалистов-профессионалов, работающих в учреждениях и организациях социальной сферы.

26 ноября с.г. в адрес академика В.И.Жукова – ректора РГСУ, первого заместителя председателя ОРКД было направлено письмо:

 

Ректору Российского государственного

социального университета, первому

заместителю председателя Общества

российско-китайской дружбы

академику В.И.Жукову

 

Глубокоуважаемый Василий Иванович!

Мы находимся под огромным впечатлением мероприятий, посвященных 18-летию Российского государственного социального университета, в которых нам выпала честь принимать участие.

Успешно прошедший организованный университетом IX Международный социальный конгресс, посвященный теме: «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации», высокий уровень его участников и содержательные выступления свидетельствуют о том, что РГСУ является не только одним из передовых гуманитарных вузов нашей страны, но и своеобразным научным центром, изучающим наиболее актуальные вопросы жизни нашей страны и международных отношений, в том числе отношений России со своим соседом – Китайской Народной Республикой, играющей все более важную роль на международной арене.

Особо хотелось бы подчеркнуть огромное впечатление от Вашего, Василий Иванович, выступления на расширенном заседании Ученого совета, посвященного 18-летней истории РГСУ. Это было не только блестящее по форме и содержанию выступление, это была исповедь человека, стоящего у истоков великого дела, которому Вы посвящаете свою жизнь и деятельность.

Поистине можно сказать, что Вы и руководимый Вами коллектив единомышленников прошли путь от «тернии к звездам». Вы по праву можете гордиться не только тем, что РГСУ сегодня входит в число самых многочисленных и самых успешных вузов, готовящих высококвалифицированные кадры для социальной сферы страны, но и с каждым годом завоевывает все большую и большую популярность среди своих зарубежных коллег.

От души желаем Вам, уважаемый Василий Иванович, и всему коллективу университета дальнейших еще больших успехов в деле воспитания патриотов нашей страны, готовых, как и их неутомимый ректор – высокий профессионал и энтузиаст своего дела, отдать все свои силы и знания благородному делу служения России и росту ее престижа на международной арене.

Разрешите воспользоваться также возможностью, чтобы еще и еще раз поблагодарить Вас лично и руководимый Вами коллектив за активное сотрудничество с Обществом российско-китайской дружбы и сказать Вам, уважаемый Василий Иванович, большое спасибо за высокую оценку нашего труда, за дипломы и награды, которыми мы были прилюдно удостоены во время юбилейных мероприятий.

Мы надеемся на то, что ОРКД и впредь будет активно взаимодействовать с Российским государственным социальным университетом в деле дальнейшего расширения и развития российско-китайских общественных связей.

 

Председатель ОРКД,

директор ИДВ РАН

академик М.Л.Титаренко

 

 

Первый заместитель

Председателя ОРКД Г.В.Куликова