Версия для печати

Документы

ОРКД совместно с МГИМО МИД России провели круглый стол и мастер-класс на тему: «Тайцзицюань в России: магнетизм древнего китайского искусства».


27 апреля 2022 г. в аудитории 214 Нового корпуса МГИМО МИД России состоялся круглый стол на тему: «Тайцзицюань в России: магнетизм древнего китайского искусства». Круглый стол прошел в онлайн и офлайн форматах и стал очередным в серии мероприятий, посвященных 65-й годовщине со дня создания Общества российско-китайской дружбы.

В заседании круглого стола приняли участие заместитель Председателя ОРКД, руководитель Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству Исполнительного совета Центрального правления ОРКД, посол по особым поручениям МИД России, профессор Кафедры дипломатии МГИМО МИД России К.М.Барский, заместитель Председателя ОРКД И.Б.Архипов, член Центрального правления ОРКД О.А.Масловец, проректор по социальной работе и международным связям МГИМО МИД России С.И.Суровцев, и.о. директора Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН К.В.Бабаев, сотрудники ИДВ РАН, волонтеры Студенческого спортивного клуба МГИМО, студенты МГИМО МИД России, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ), представители различных спортивных клубов, а также энтузиасты, интересующиеся китайской культурой.

Мероприятие вызвало огромный интерес. Очно на нем присутствовало более 50 человек, большое число людей подключилось онлайн. Информационное освещение мероприятия в СМИ осуществляла съемочная группа китайского телеканала CGTN на русском языке, и корреспондент радиокомпании «Спутник». По итогам круглого стола К.М.Барский дал интервью телеканалу CGTN, поделился своими впечатлениями и соображениями, а также рассказал о деятельности Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству ОРКД.

В роли модератора выступил арт-директор школы тайцзицюань стиля Ян Роберта Амакера «Белая ворона» Д.И.Петровский.

Глубокое интеллектуальное наполнение круглого стола обеспечили спикеры – без преувеличения лучшие в России мастера и исследователи тайцзицюань: об архетипах, истории, теории и практике тайцзицюань, как всегда, увлекательно рассуждал доктор исторических наук, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, руководитель российско-китайского центра культурного обмена и просвещения «Средоточие» В.В.Малявин; доктор исторических наук, профессор, директор Института стран Азии и Африки МГУ им М.В. Ломоносова А.А.Маслов поделился своим взглядом на историю эволюции тайцзицюань; об истории тайцзицюань в нашей стране рассказал президент Лиги традиционного ушу М.Л.Баев; взгляды на тайцзицюань с разных углов зрения были даны в выступлениях старшего научного сотрудника Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН А.В.Пиковера, доктора филологических наук, доцента, директора Института Конфуция РГГУ Т.В.Ивченко и модератора круглого стола Д.И.Петровского.

Мероприятие вступительным словом открыл К.М.Барский. Он поприветствовал всех собравшихся и напомнил, что 2022-2023 гг. объявлены Годами российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта, а также о том, что для ОРКД 2022 г. юбилейный – 29 октября мы будем отмечать 65-ю годовщину образования ОРКД. В этой связи в рамках Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству ОРКД запланирована серия разноплановых мероприятий, включая спортивные.

Первое из таких мероприятий получило название «Тайцзицюань в России – магнетизм древнего китайского искусства». К.М.Барский отметил, что понимание искусства тайцзицюань невозможно без постижения философских оснований традиционной китайской мысли. Он с удовлетворением отметил, что тайцзи в нашей стране занимается огромное число людей. Это и стало причиной решения ОРКД расширить свою деятельность на область китайских единоборств. Наше Общество «идет в народ», привлекает к своим проектам молодых востоковедов и студентов. Он поблагодарил руководство МГИМО МИД России за помощь в проведении данного мероприятия и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. После чего слово было передано С.И.Суровцеву.

Проректор МГИМО тепло приветствовал участников и организаторов круглого стола. С.И.Суровцев подчеркнул, что сегодняшнее событие одновременно и культурное, и интеллектуальное, и спортивное, это в полной мере отражает дух МГИМО МИД России, где традиционно уделяется пристальное внимание разностороннему воспитанию и образованию будущих профессионалов, чему активно способствует Студенческий спортивный клуб МГИМО. С.И.Суровцев высказал справедливое предположение, что у ОРКД и МГИМО МИД России много точек соприкосновения, ведь в МГИМО серьезно готовят молодое поколение синологов. Китайский язык в университете изучает более 200 человек, в Китае у МГИМО 15 партнеров. Он высказал пожелание, чтобы такого рода мероприятия стали регулярными, так как они будут продолжать способствовать решению важных образовательных и гуманитарных задач.

С приветственным словом ко всем собравшимся обратился К.В.Бабаев. Он отметил, что очень рад вновь оказаться в стенах МГИМО МИД России, выпускником которого он сам является, поблагодарил ОРКД за культурную и просветительскую деятельность, которая призвана укреплять всестороннее сотрудничество и разноплановое взаимодействие между Россией и КНР. К.В.Бабаев обратил внимание собравшихся, что, хотя ИДВ РАН занимается, в первую очередь, изучением современного Китая, однако это невозможно без знания классики и традиционных основ китайской ментальности. Важной частью китайской традиции является тайцзицюань – удивительный феномен, в котором одновременносплелись и спорт, и боевое искусство, и философия. В тайцзицюань раскрывается самобытная душа Китая. К.В.Бабаев выразил уверенность, что сегодняшние научные доклады и последующая дискуссия получатся интересными и плодотворными, а также пожелал всем, кто еще не погрузился в волшебный мир тайцзицюань, начать этот путь прямо сейчас.

Д.И.Петровский представил первого докладчика – В.В.Малявина, автора более 40 книг по истории и культуре Китая и стран Восточной Азии, в том числе о боевых искусствах, теории и практике тайцзицюань. В.В.Малявин выступил с докладом на тему: «Проблемы восприятия и популяризации тайцзицюань в России».

Ниже приводим основные тезисы выступления В.В.Малявина.

Когда мы говорим о тайцзи (Великом пределе), нельзя забывать о том, что умение ограничивать себя – это и есть суть искусства тайцзицюань, ведь для того, чтобы красиво говорить, надо уметь молчать. В канонах тайцзицюань также встречается совет «в молчании познавать наощупь», но это касается высоких ступеней мастерства. Перед нами также стоит вопрос, насколько это древняя традиция? Начало документальной истории тайцзицюань датируется концом XVIII в., но есть и другие более древние датировки, вплоть до эпохи Лао-цзы. Важно отметить, что тайцзицюань – это не идеологизированная физкультура. Тайцзицюань – это путь к обретению нового видения мира, возможность другой жизни, искусство общения, способ познания самого себя, сложнейшее, ускользающее от нас явление с невероятным разнообразием форм и стилей и полное фантазмов, и одновременно – практическое боевое искусство, массовое, доступное увлечение, не требующее специальных знаний.

Продолжил разговор о роли и месте тайцзицюань в мировой культуре М.Л.Баев. Его сообщение было посвящено исстории тайцзицюань в СССР и на постсоветском пространстве.

Ниже приводим основные тезисы выступления М.Л.Баева .

Я занимаюсь тайцзицюань уже 40 лет. В нашей стране тайцзицюань появился сравнительно недавно, но есть свидетельства, что еще в 50-е гг. XX в. супруга одного из сотрудников советского посольства в Китае брала уроки у китайских мастеров и затем сама практиковала тайцзицюань.

Каждый мастер считает, что его стиль тайцзицюань – истинный. Это очень распространенная, но не очень правильная линия поведения среди тех, кто занимается традиционными боевыми искусствами. Надо с уважением относиться друг к другу и больше обмениваться, учиться друг у друга.

Тайцзицюань школы Ян, который практикую я, представляет из себя одно из направлений в системе китайских боевых искусств. Для тайцзицюань школы Ян характерна рациональность построения, удобство и естественность исполнения, строгость и четкость структуры, вертикальное и центрированное положение корпуса, мягкость движений, сочетание одухотворенной легкости и устойчивости. В процессе исполнения форм посредством расслабления достигается мягкость.

Своими знаниями и соображениями о тайцзицюань поделился А.В.Пиковер .

Ниже приводим основные тезисы выступления А.В.Пиковера на тему «Сущностное отличие нэйцзя от других направлений боевых искусств» .

Сокровенной сущностью нэйцзя (внутренние школы) является внутренняя динамика, в тайцзицюань делается упор на овладение внутренним усилием. Тайцзицюань – это не физкультура, такое ошибочное представление пошло с 50-х гг. XX в., когда власти Китая пытались адаптировать тайцзицюань для широких масс. Важно отметить, что в философии тайцзицюань именно мягкость, а не сила является базисным качеством. Эта идея нашла отражение в принципе, который гласит: «применение силы – это не тайцзи». Тайцзицюань – это своего рода игра, чтобы понять ее сущность, нужно найти Учителя, а не стремиться стать последователем какого-то направления. Существует давняя истина, согласно которой Учитель появляется на пути ученика только тогда, когда ученик к этому готов, когда человек чувствует, что хочет и может познать и трансформировать свою суть.

Автор многочисленных монографий по истории, теории и практике боевых искусств и восточным традициям А.А.Маслов продолжил рассуждения о сущностных предпосылках и истории развития искусства тайцзицюань.

Ниже приводим основные тезисы выступления А.А.Маслова .

Каждая школа тайцзицюань создает свой собственный миф. Миф – это то, как школа сама себя позиционирует, осмысливает. Поэтому важно знать, как воспринимались различные направления боевых искусств со стороны. А об этом долгое время за пределами школ тайцзицюань ничего не было известно, вследствие чего невозможно сказать, когда зародился этот стиль.

Развитие тайцзицюань в Китае было тесно связано с даосизмом, который акцентировал внимание на поисках бессмертия (хотя разрабатывали технику тайцзи не только даосы), но записи о тайцзицюань составляли уездные конфуцианские чиновники. Десакрализация традиции началась тогда, когда древние книги, раскрывающие суть древних практик, стали общедоступными, их стали массово продавать на рынках. К концу XV в. в Китае уже насчитывалось около 60 тыс. наименований таких книг, и нельзя не согласиться с тем, что это было позитивное явление, иначе мы бы до сих пор ничего не знали о тайцзицюань.

Выступление Т.В.Ивченко было посвящено актуальной теме «Тайцзицюань: здоровье, культура и культура здоровья».

Ниже приводим основные тезисы выступления Т.В.Ивченко.

Тайцзицюань – это, в отличие от внешних боевых искусств, целостная система. Цель практики тайцзицюань заключается не в том, чтобы калечить людей или одерживать победу над противником путем жёсткого внешнего давления. Это прежде всего способ самосовершенствования. Для иностранца путь тайцзицюань представляет собой не только технику укрепления здоровья, но и возможность влиться в китайское общество, понять китайский менталитет, особенно если при этом ты еще говоришь по-китайски. Кроме того, тайцзицюань дает возможность настроить связь между учителем и учеником, стереть грань между иностранцем и китайцем. Тайцзицюань – это микрокосм, благодаря которому можно постичь основы китайской культуры.

В завершение круглого стола с научным докладом на тему «Особенности практики традиционного тайцзицюань» выступил модератор мероприятия Д.И.Петровский.

Ниже приводим основные тезисы выступления Д.И.Петровского.

Название нашего клуба шуточное, но лишь отчасти: для того, чтобы сохранить свою идентичность, нужно быть в каком-то смысле «белой вороной», то есть непохожим на других. Такой «белой вороной» был Р.Амакер –иностранец, достигший немыслимого в овладении тайцзицюань и создавший свою школу. Д.И.Петровский подробно рассказал о наследии Р.Амакера и о его китайских учителях – Чжэн Маньцине и Чжу Чуфане.

Письменная традиция тайцзицюань существует не для того, чтобы передать суть учения, а для того, чтобы намекнуть на то, что Учитель что-то знает. Бесспорно, чтобы понять тайцзицюань, надо исследовать классические тексты. Суть тайцзицюань как «кулачного искусства Великого предела» согласуется с 42 чжаном даосского трактата «Дао дэ цзин», а «восемь боевых идей» в тайцзицюань – это аналог «восьми триграмм» протофилософского текста «И цзин». Однако в то же время важно понимать, что тайцзицюань – это не только философия, но еще и так называемые «записки на манжетах».

После того, как спикеры ответили на вопросы зала, К.М.Барский поблагодарил их за интересные и содержательные сообщения и пригласил всех в Спортивный центр МГИМО, где состоялись показательные выступления и мастер-класс ведущих практиков тайцзицюань в России. В показательных выступлениях приняли участие: адепты школы М.Л.Баева (тайцзицюань семьи Ян); А.В.Пиковер (последователь тайцзицюань семьи У, выполнение фрагмента 83 традиционных форм тайцзицюань семьи У); преподаватель тайцзицюань и цигун исследовательского общества «Тайцзи» Ф.В.Парфенов (тайцзицюань стиля У по линии У Тунаня, выполнение фрагментов комплексов динши, ляньши, сяоцзяцзы); Д.И.Петровский и ученики школы «Белая ворона» (выполнение фрагмента традиционной формы тайцзицюань семьи Ян). Д.И.Петровский провел мастер-класс об организации тела при практике тайцзицюань, а А.В.Пиковер продемонстрировал, что такое нэйгун.

С заключительным словом выступил К.М.Барский, который поблагодарил всех участников и зрителей мероприятия, рассказал о планах работы ОРКД на текущий год. Заметив, что, изучая этот вид традиционного боевого искусства, мы изучаем Китай, он порекомендовал всем начать практиковать тайцзицюань.

Прошедшее в исключительно теплой и дружеской атмосфере культурное мероприятие ОРКД, целями которого было познакомить общественность с древним китайским боевым искусством тайцзицюань и укрепить дружественные связи между народами России и Китая, получило высокую оценку публики и специалистов в области восточных культур.

 

ТАИНСТВА «ТАЙЦЗИ»

 

Погладить гриву быстроногого коня…

Взметнуться к кронам сосняка плавней огня…

Гонять по небу клочья белых облаков…

В себя вбирать зари студёной молоко…

Сад огорошить неожиданным дождём…

Ладонью властной убаюкать в море шторм…

К груди прижать прошитый светом тонким шар…

Прохладным ветром остудить пустыни жар…

Туманом сизым расстелиться по траве…

Дракону озера волной послать привет…

Локтями сильными раздвинуть две скалы…

Бессмертным Фениксом воскреснуть из золы…

По-скорпионьи изготовить к бою хвост…

Прутом железным ворошить уголья звёзд…

Поднять движением предплечий водный столб…

Хрусталь дворца крушить невидимым шестом…

Застыть на месте, превратившись в старый дуб…

Призвать на помощь Гуань Юя грозный дух…

Повесить на кулису ночи диск луны…

Монахом смирным скрыться в царстве тишины…

Дорожку радуги над полем раскатать…

Заставить горы камнепадом грохотать…

Легко ли олуху до этого дойти?

Легко, душой отдавшись таинствам «тайцзи».

(Автор: К.М.Барский)