Версия для печати

Мероприятия Общества

Общество российско-китайской дружбы провело творческий вечер «Традиционная китайская живопись: от великих мастеров к современным последователям» с демонстрацией техники создания картин в стиле «горы и воды» и «цветы и птицы».


21 марта 2022 г. в Зале заседаний Общества российско-китайской дружбы состоялся творческий вечер «Традиционная китайская живопись: от великих мастеров к современным последователям». Вечер прошел в онлайн и офлайн форматах и стал первым в серии мероприятий, посвященных 65-й годовщине со дня создания Общества российско-китайской дружбы.

В мероприятии приняли участие: Первый заместитель Председателя ОРКД Г.В.Куликова; Заместитель Председателя ОРКД, Посол по особым поручениям МИД РФ К.М. Барский, Заместитель Председателя Общества И.Б. Архипов, члены Центрального Правления и активисты ОРКД, сотрудники Института Дальнего Востока РАН, студенты Государственного университета управления (ГУУ) и Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации (МГИМО), учащиеся школы № 1948 «Лингвист-М». На вечере также выступила советник-посланник по делам культуры Посольства КНР в РФ, директор Китайского культурного центра в Москве Гун Цзяцзя.

 С основным сообщением на вечере выступила научный сотрудник Центра изучения культуры Китая ИДВ РАН А.И. Донченко, которая также провела мастер-класс по технике создания картин в стиле гохуа.

Мероприятие вступительным словом открыла Первый заместитель Председателя ОРКД Г.В.Куликова. Прежде всего, она выразила слова соболезнования в связи с крушением в небе Китая самолета, выполнявшего рейс Куньмин-Гуанчжоу, приведшего к гибели 132 человек. Присутствующие почтили память погибших вставанием и минутой молчания.

После этого Г.В.Куликова напомнила участникам вечера, что этот год юбилейный для ОРКД —год 65-й годовщины его создания – первого в нашей стране общества дружбы с народами зарубежных стран, созданного в Москве 29 октября 1957 года на учредительном собрании в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Г.В. Куликова отметила, что сегодня, в день Весеннего равноденствия, особенно хочется верить в лучшее, а история традиционной китайской живописи вдохновляет всех нас. Г.В. Куликова высказала надежду, что лекция и мастер-класс А.И. Донченко не оставят никого равнодушным. Она рассказала о своем знакомстве с докладчицей, отметила, что А.И. Донченко – художник, преподаватель китайской живописи и каллиграфии, научный сотрудник ИДВ РАН, член ЦП ОРКД, обладает невероятной работоспособностью и талантом. За достижения в изучении китайского изобразительного искусства была удостоена гранта правительства КНР и прошла полный курс обучения китайской живописи в Китайской академии искусств в г. Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Выставки А.И. Донченко проходят не только в России, но и в Китае. В завершении своего выступления Г.В. Куликова передала слово председателю мероприятия – Заместителю Председателя ОРКД, Руководителю комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству Исполнительного Совета Центрального Правления ОРКД, Послу по особым поручениям МИД РФ, профессору кафедры дипломатии МГИМО МИД РФ К.М. Барскому.

 

К.М. Барский отметил, что, по его мнению, цель ОРКД – углублять и расширять понимание китайской культуры, а традиционная китайская живопись, являясь одним из аспектов китайской культуры, таинственный и волшебный мир, полный красоты и гармонии. Сегодня мы будем говорить о великом Ци Байши, 65 лет со дня смерти которого отмечается в этом году. Ци Байши оставил огромное наследие, был энциклопедистом в области китайского искусства, не только художником и каллиграфом, но и прекрасным поэтом, резчиком печатей, столяром. Несмотря на то, что Ци Байши был исконно китайским, самобытным живописцем, но в тоже время стал очень популярным на Западе. К.М. Барский выразил уверенность, что вечер получится продуктивным и интересным.

После выступления К.М. Барского ко всем собравшимся в онлайн-режиме обратилась советник-посланник по делам культуры Посольства КНР в РФ госпожа Гун Цзяцзя. Она выразила радость вновь иметь возможность видеть участников и организаторов культурного мероприятия. От лица Чрезвычайного и Полномочного Посла Чжан Ханьхуэя и всех сотрудников Посольства КНР в РФ Гун Цзязцзя поздравила собравшихся с юбилеем ОРКД, а также с праздником Чуньфэнь – днем Весеннего равноденствия. Гун Цзяцзя отметила ту важную роль, которую играет ОРКД в укреплении российско-китайских общественных связей и поблагодарила Общество за активную деятельность по углублению двусторонних отношений. Гун Цзяцзя выразила уверенность, что по мере стабилизации обстановки, связанной с пандемией, сотрудничество ОРКД и Посольства КНР в РФ станет еще более разносторонним. Она рассказала об успешном опыте организации совместно с А.И. Донченко выставок в ККЦ в Москве и пожелала художнице дальнейших творческих успехов в области искусства гохуа.

А.И. Донченко поблагодарила всех собравшихся за теплый прием и выступила с научным докладом на тему: «Традиционная китайская живопись: от великих мастеров к современным последователям» (к 65-летию со дня смерти известного китайского художника Ци Байши).

Ниже приводим основные тезисы выступления А.И. Донченко:  

Ци Байши родился в 1864 г. в крестьянской семье в деревне Синь-цзыу, в уезде Сянтань, провинция Хунань. Весной 1870 г. в возрасте 7 лет он начал посещать частную школу. Однако из-за бедности осенью того же года был вынужден прервать своё обучение. По причине слабого здоровья Ци Байши не мог заниматься крестьянским трудом, поэтому в возрасте двенадцати лет его отдали в обучение к столяру. Через несколько лет мальчик-пастух стал известным мастером по тонкой резьбе. В 1882 г. в возрасте 20 лет в жизни художника происходит событие, изменившее его жизнь. В руки Ци Байши попадает книга «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Благодаря заимствованию образцов трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» его резные работы стали сильно отличаться от работ других мастеров.

В возрасте 27 лет Ци Байши встретился с коллекционером и художником Ху Циньюанем, Ху Циньюань высоко оценил талант молодого художника и взял его в ученики, а также пригласил для Ци Байши известного преподавателя для изучения литературы Танской и Сунской эпох.  Осенью 1902 г. Ци Байши совершил своё первое путешествие за пределы провинции Хунань. Он отправился в Сиань, где начал преподавать живопись. В 1903 г. Ци Байши впервые побывал в Пекине.  С 1902 по 1909 гг. он совершил пять поездок и посетил 6 провинций Китая. После возвращения домой на основе набросков, сделанных в путешествиях, составил сборник «Горы». Летом 1917 г. Ци Байши во второй раз приезжает в Пекин, но художественный мир Пекина не принял его. С 1919 году в возрасте 56 лет Ци Байши в третий раз приезжает в Пекин и остается там жить.

На склоне лет Ци Байши был почетным профессором Центральной академии художеств, почетным директором Пекинского института китайской живописи, председателем Союза китайских художников. В 1955 г. Ци Байши было присвоено почетное звание члена-корреспондента Академии художеств Германской Демократической Республики, в 1956 году Всемирный Совет Мира присудил Ци Байши Международную премию мира за 1955 г. После смерти Ци Байши был зачислен Всемирным Советом Мира в ряды выдающихся деятелей мировой культуры. Жизнь художника Ци Байши – это жизнь труженика. Все свои лучшие годы он провел в неустанном усердном труде. Труд развил в нем глаз художника и душу поэта. Одним из своих лучших учеников Ци Байши называл Ли Кучана (1899 – 1983). Ли Кучан, уроженец Гаотана провинции Шаньдун, современный художник и каллиграф, педагог и мастер современной китайской живописи жанра «цветы и птицы». Родившись в бедной семье, учился рисовать под влиянием народного искусства. В 1919 г. он вступил в «Общество работы и учебы» при Пекинском университете, в то же время в «Исследовательском обществе любителей живописи» при Пекинском университете под руководством Сюй Бэйхуна он изучал рисунок и западную живопись. В 1923 году он стал учеником Ци Байши. В 1925 г., после окончания факультета западной живописи Пекинского государственного художественного училища, он стал преподавателем китайской живописи на факультете живописи Национального Пекинского художественного училища. С 1930 по 1934 гг. он был профессором Художественного училища города Ханчжоу. В 1946 г. Ли Кучан был назначен на должность профессора Национального Пекинского художественного училища.

Ли Кучан отдавал предпочтение жанру «цветы и птицы» и в совершенстве владел стилем да сеи. Его ранние работы, написанные в свободной и непринуждённой манере, получили высокую оценку в кругах живописи и заслужили похвалу Ци Байши. К началу 1960-х гг. его живопись становится более зрелой, демонстрируя сформировавшийся стиль художника – глубокий и лаконичный.​ В 1978 г. был опубликован сборник «Картины Ли Кучана». В 1983 г. мастер Ли Кучан скончался. В Цзиннане был торжественно открыт «Мемориальный зал Ли Кучана». Обладая глубокими знаниями традиционной китайской живописи, Ли Кучан выступал за развитие индивидуальности в живописи.  Его картины, как правило, характеризуются энергией, простотой и смелостью, а любимыми сюжетами были крупные птицы, такие как орлы, грифы и белые цапли. Он считал, что основным принципом творчества должно быть развитие полученных от учителя традиций в сочетании с новаторскими приемами.

Ли Кэжань(1907 – 1989). Ли Кэжань родился в Сюй­чжоу (пров. Цзян­су), художник и тео­ре­тик искусства. В 1923 году в возрасте 16 лет поступил в Шанхайское художественное училище. В 1929 году стал слушателем Исследовательского отделения Художественного института Сиху в Ханчжоу. Здесь он изучал технику рисунка и масляной живописи под руководством французского ху­дож­ни­ка А. Клау­ди. Из­вест­ность при­шла к Ли Кэжаню в 1930-е гг. бла­го­да­ря сю­жет­ным про­из­ве­де­ни­ям. В 1937–1938 гг. активно работал в области политического агитационного плаката. В го­ды японской ок­ку­па­ции Ки­тая он соз­дал свыше 100 пат­рио­тических пла­ка­тов. С 1940 г. Ли Кэжань создает произведения в традиционном стиле, главными героями которых являются пас­туш­ки с буй­во­ла­ми. Он использует тех­ни­ку «рас­плё­скан­ной ту­ши», в ко­то­рую вво­дил приё­мы све­то­те­ни, за­им­ст­во­ван­ные из западной жи­во­пи­си. С 1943 г. преподавал в художественном училище                            г. Чунцина, писал преимущественного пейзажи. В 1946 г. Ли Кэжань по приглашению Сюй Бэйхуна занял должность преподавателя в Национальном Пекинском художественном училище, он становиться учеником Ци Байши и Хуан Бинхуна. С 1950 г. профессор Центральной академии художеств. В 50-х годах Ли Кэжань в основном рисовал пейзажи с натуры. Он объехал всю страну и сделал многочисленные зарисовки, его девизом стало «составить летопись гор и рек Родины». В пе­ри­од «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» под­верг­ся ре­прес­си­ям, про­вёл 11 месяцев в тюрь­ме. Его кол­лек­ция книг и жи­вопи­си бы­ла кон­фи­ско­ва­на.

В 1979 г. Ли Кэжань вер­нул­ся к пре­по­да­ва­нию в Центральную ака­де­мию ху­до­жеств. В 80-х годах слава Ли Кэжаня достигла кульминации, он стал большим художником, признанным в Китае и за его пределами. В 1981 г. возглавил Исследовательский центр китайской традиционной живописи. Талант художника многогранен: Ли Кэжань писал картины маслом и акварелью, создавал резные гравюры на дереве, а также делал пропагандистские плакаты во время антияпонской войны, но большую часть жизни он посвятил реформированию и новаторству китайской живописи, особенно пейзажной живописи. Выдающийся художник, соединивший художественные традиции Китая и Запада, используя приёмы западной живописи, он способствовал развитию и обогащению национальной пейзажной живописи. Ли Кэжань вел активную преподавательскую деятельность. Его мно­гочисленные уче­ни­ки и последователи сформировали «шко­лу Ли».

Ученик Ли Кэжаня и Ли Кучана, Цзя Юфу (1942 ), родился в крестьянской семье в уезде Сунин провинция Хэбэй. В 1957 году окончил среднюю школу округа Сунин, в 1960 г. поступил в Центральную академию изящных искусств в Пекине. Персональные выставки Цзя Юфу проходили в национальных музеях и галереях США, Японии, Южной Кореи, Великобритании, Франции, Италии, Малайзии, Сингапура, а также во многих национальных галереях Китая. Цзя Юфу является профессором и научным руководителем Центральной академии изящных искусств и Китайской национальной академии художеств. Цзя Юфу – выдающийся китайский художник-пейзажист. На протяжении многих десятилетий он занимается развитием и теоретическими исследованиями китайской пейзажной живописи. В декабре 2019 г. во время поездки в Китай, организованной Посольством Китая в РФ для российских любителей китайской живописи, А.И. Донченко посчастливилось познакомиться с учеником Цзя Юфу – художником Ло Вэем. Ло Вэй родился в уезде Хэпу провинции Гуанси. Ло Вэй является членом Китайского союза художников, окончил факультет живописи Академии художеств Гуанси и класс продвинутых творческих исследований пейзажной живописи Цзя Юфу в Центральной академии изящных искусств. Более 30 лет Ло Вэй занимается живописью, за это время он его работы 21 раз принимали участие в национальных выставках, проводимых Китайским союзом художников. Издано 6 персональных альбомов с работами художника.

После завершения своего интересного выступления А.И. Донченко провела мастер-класс по технике создания картин в стиле гохуа, на котором пошагово продемонстрировала, как рождаются произведения китайской живописи. В заключение культурного мероприятия К.М. Барский обратился к участникам с предложением задать вопросы докладчице и высказать свои соображения о традиционной китайской живописи гохуа. После того, как                А.И. Донченко ответила на вопросы, К.М. Барский поблагодарил всех присутствующих, объявил собрание закрытым и пригласил всех 30 марта принять участие в поэтическом вечере «Китайская поэзия и ее переводчики», посвященном круглым датам со дня рождения известных советских переводчиков китайских поэтических произведений.

 

 


Предыдущая страница: Руководство