Версия для печати

Главная

Состоялся семинар "Великий чайный путь и Россия"


7 декабря в Обществе российско-китайской дружбы состоялся семинар на тему «Великий чайный путь и Россия», прошедший по инициативе Китайско-русского фонда развития Нового шелкового пути и компании с ограниченной ответственностью «Сяньчжун интернешнл»провинции Шаньси.

С российской стороны в семинаре участвовали: Г.В. Куликова—первый заместитель Председателя Общества российско-китайской дружбы и ведущие научные сотрудники Института Дальнего Востока РАН А.Г. Ларин и В.А. Матвеев, занимающиеся проблемами «Экономического пояса Шелкового пути» и возрождения Великого Чайного пути в качестве составного элемента концепции «Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века», упрощенно именуемых «Пояс и путь».

Открывая встречу, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук А.Г. Ларин напомнил об истории Великого чайного пути и о том, как он рассматривается в качестве моста в сегодняшний день. Он подчеркнул, что идея возрождения Великого чайного пути и непрерывно возрастающее внимание к нему получили особое звучание после того, как в контексте двустороннего и многостороннего сотрудничества в марте 2013 г. о ней напомнил Председатель КНР Си Цзиньпин.

А.Г. Ларин сказал о том, что современные историки приводят информацию о разных маршрутах доставки китайского чая в соседние страны. В VII-X вв. это была Конная чайная дорога, по которой навьюченные чаем караваны шли горными тропами из провинций Юньнань и Сычуань в Тибет и далее в Непал и Индию. Это был бартер—китайский чай меняли на тибетских лошадей. Однако был и Северный маршрут, по которому с чаем познакомилась и Россия. Этот путь возник в XVIII—XIX вв. Именно этот путь сегодня называется «Великим чайным путем». Русский маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяженность составляла более 9000 км. Российский чайный путь начинался одновременно в нескольких городах провинции Хубэй, Фуцзянь и Цзянси. Он разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили более чем через 150 городов Китая, Монголии и России. Из всех вышеназванных провинций путь пролегал в Пекин, а далее до Хух-Хото, Ургу (нынешний Улан-Батор), Дархан и далее до российской Кяхты.

Кяхта некогда была главным торговым центром Чайного пути, ее называли «Российской столицей чая». От Кяхты путь пролегал до нынешнего Улан – Удэ, до Красноярска, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга, а далее—на юг, север и запад страны. Существовал и водно-сухопутный маршрут, который уходил на российский Северо-Восток и т.д.

Участвовавший на встрече В.А.Матвеев напомнил о том, что в 1787 году в России была основана первая чаеторговая компания «Перлов с сыновьями», после чего чай стал продаваться и в других регионах России.

При этом российские участники встречи подчеркнули, что в те времена это был мост с «двусторонним движением». В Китай шли российские товары, пользовавшиеся большим спросом в Китае.

Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год, когда завершилось строительство Транссибирской магистрали, что и положило конец караванной торговле. По некоторым участкам Чайного пути в дальнейшем пролегли железнодорожные и автомобильные дороги, и города, оставшиеся в стороне от новых дорог, пришли в упадок.

О тех временах напоминают множество памятников, объектов материальной культуры, письменные свидетельства и фотографии. Во многих городах созданы музеи.

Так, В.А. Матвеев рассказал о музеях чая в г.Кяхте и других городах чайного пути.

Если говорить о сегодняшнем дне Великого чайного пути, необходимо подчеркнуть, что существенной частью он приходится на зону трехстороннего сотрудничества Китай—Монголия—Россия и в этом смысле тесно соприкасается с монгольской инициативой «Степной путь» — структурой сотрудничества Монголия—КНР—РФ, хотя чайный путь далеко простирается по обе стороны за пределы Степного чайного пути. Поэтому можно сказать, что новый чайный проект находится в процессе становления.

Выступивший на встрече руководитель Китайско-русского фонда развития чайного пути провинции Шаньси китайский представитель Гао Сяньчжун сообщил о том, что ключевая роль в продвижении этого проекта отводится Всекитайскому обществу содействия культуре. Созданное в 1990 году формально неправительственная организация объединяет видных деятелей культуры, общественных деятелей, бывших дипломатов, в прошлом возглавлявших Посольство Китая на пути концепции «Пояс и путь».

Пользуясь поддержкой государства в 2014 г. Общество создало «Консорциум «Великого чайного пути», проведя ряд мероприятий в провинции Хубэй и Цзянси.

В провинции Цзянси был подписан трехсторонний Меморандум о сотрудничестве Всекитайского общества содействия культуре с Обществом мира и дружбы Монголии и Российской организацией международного сотрудничества (РАМС)—преемницей Союза советских обществ дружбы (ССОД).Следующая встреча представителей этих трех организаций пройдет в 2017 г. в г. Цзинжун—провинции Шаньси.

Одним из пилотных начинаний этого проекта стал автопробег, который стартовал в январе 2015 г. в провинции Цзянси, далее пробег пролегал через Монголию—конечный пункт—летний Санкт-Петербург.

В настоящее время, по словам Г.В. Куликовой, в Санкт-Петербурге разрабатывается автопробег из Санкт-Петербурга в Гуанчжоу.

По словам Гао Сяньчжуна шансийские организации, в т.ч. Шансийский китайско-русский фонд развития нового шелкового пути, активно включились в содействие развития «Нового чайного пути» путем проведения различных выставок и других культурно-массовых мероприятий, в т. ч. туризма.

Китайские участники обратились к Обществу российско-китайской дружбы и Институту Дальнего Востока РАН с просьбой о поддержке инициативы шансийских организаций.

В заключение встречи А.Г. Ларин преподнес китайским участникам только что изданную учеными ИДВ РАН книгу «Новый шелковый путь и его значение для России» и обещал возможное содействие предложениям китайских участников.