Версия для печати

Архив

Празднование 150 лет со дня рождения Сунь Ятсена


5 декабря 2016 г. Общество российско-китайской дружбы и Институт Дальнего Востока РАН отметили 150-летие со дня рождения великого китайского революционера Сунь Ятсена.

В Культурно-информационном центре «Китайский Зал» собрались члены Общества российско-китайской дружбы, представители общественности, научных кругов и молодежи. Присутствовала большая группа сотрудников Посольства КНР в РФ во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Ли Хуэем.

Собрание открыл первый заместитель Председателя Общества российско-китайской дружбы, директор Институт Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук  профессор С.Г. Лузянин.

С.Г. Лузянин отметил, что Сунь Ятсен известен во всем мире как выдающийся политический и общественный деятель, революционер-демократ, мыслитель, первый президент Китайской Республики, провозглашенной 1 января 1912 года, основатель первой в Китае организации революционных демократов «Союз возрождения Китая», основатель и руководитель партии «Объединенный союз», вождь Синьхайской революции, основатель и руководитель партии Гоминьдан.

Содержание присяги, которую Сунь Ятсен принял как президент 1 января 1912 г., отражало не только национальные и политические цели свержения маньчжурской династии и укрепления Китайской Республики, но и обязательство заботиться о счастье и благоденствии народа, что было созвучно учению Сунь Ятсена о «трех народных принципах».  Деятельность Сунь Ятсена по посту президента и председателя партии Гоминьдан оставила глубокий след в истории Китая благодаря начавшемуся движению за модернизацию страны. За короткий срок пребывания в должности президента Китайской Республики с января по апрель 1912 г. Сунь Ятсен подписал ряд указов, направленных на прогрессивное преобразование китайского общества, отказ от старых норм жизни.

Сунь Ятсен установил связи с Советской Россией, оставил партии «Завещание Гоминьдану и письмо ЦИК СССР», в котором призывал к сохранению союза Китая с СССР. Об этом в своем докладе рассказала  доктор исторических наук,  руководитель Центра изучения новейшей истории Китая  Н.Л.Мамаева.

С.Г. Лузянин назвал Сунь Ятсена «глыбой», отметил, что с его именем связаны важнейшие преобразования в Китае.

Сунь Ятсен пользуется непререкаемым авторитетом в Китае. В 1940 году он получил титул «отца нации» - ГО ФУ, как его часто называют даже без имени. Мавзолей Сунь Ятсена, возведенный в Нанкине в 1929 г., и сегодня одно из самых посещаемых мест в КНР.

Далее следуют тексты докладов, подготовленных научными сотрудниками Института Дальнего Востока РАН.

д.и.н. Н.Л. Мамаева

                                               рук. Центра новейшей  истории Китая и его отношений с Россией ИДВ РАН

 

К 150-летию со дня рождения Сунь Ятсена - первого Президента

Китайской Республики,

великого мыслителя и политического деятеля Китая

 

Жизнь и деятельность Сунь Ятсена, его место и роль в национально-освободительном движении Китая относятся к одной из популярных тем в советской и российской историографии на всех этапах ее развития. Чрезвычайно важно, что она уже с 1960-х гг. разрабатывалась на солидной документальной основе, была обеспечена источниковедческой базой, прежде всего в форме изданных в 1964 г. под редакцией  известного ученого, с 1981 г.  Академика АН СССР, ныне - РАН, -  С.Л. Тихвинского, Избранных произведений Сунь Ятсена, переведенных на русский язык . Тихвинский С.Л. являлся ответственным редактором и первого, и второго (1985 г.), исправленного и дополненного, изданий Избранных произведений Сунь Ятсена . Из под его пера вышло и первое фундаментальное исследование, имевшее комплексный характер, но с упором на изучение внешнеполитических воззрений и практики Сунь Ятсена . Многочисленные работы С.Л Тихвинского. о Сунь Ятсене и его эпохе  заложили основу дальнейшего всестороннего изучения в отечественной историографии, имеющей также  возможности использования новых публикаций источников, мировоззрения и политической практики выдающегося революционера-демократа Сунь Ятсена.

Понятие модернизации Китая неразрывно связано с именем первого Временного президента Китайской Республики, великим мыслителем и политическим деятелем Сунь Ятсеном. И чем больший период времени отделяет нас от первой четверти XIX века, по сути, судьбоносного для Китая периода, тем четче и ярче вырисовывается величие Сунь Ятсена, его влияние на выбор пути развития страны, на содержание процесса модернизации, начало которого китайская историография с полным правом определяет Синьхайской революцией.

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 г. в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне – г. Чжуншань провинции Гуандун) в зажиточной крестьянской семье. Окончив традиционную китайскую школу, был отправлен родителями на Гавайи, в Гонолулу, к старшему брату Сунь Мэю (эмигрировал в поисках работы в 1871 г.), который занимал значительное место в жизни своего брата, поддерживал его в трудных ситуациях. На Гавайях Сунь Ятсен несколько лет учился в английской миссионерской школе на о. Мауи. В 1883 г. вернулся на родину. В 1884 г. переехал в Сянган, где 2 года учился в школе, а затем поступил в медицинское училище в Гуанчжоу, в 1887—1892 гг. изучал медицину в Сянганском медицинском институте. После получения диплома врача занимался медицинской практикой.

В революционном движении, разворачивавшемся с конца  XIX века и направленном против монархического господства династии Цин, участвовал с молодых лет. Патриот и «первопроходец» китайской демократической революции, Сунь Ятсен в 1894 г. основал «Союз возрождения Китая» (Синчжунхуэй), ставивший своей целью свержение династии Цин (1644 – 1911),  основатель и лидер общекитайской революционно-демократической партии «Объединенный союз» (Тунмэнхуэй) (1905), основатель партии Гоминьдан (1912), вождь Синьхайской революции, ликвидировавшей иноземное маньчжурское владычество и уничтожившей монархическую форму правления. Синьхайская революция предложила новую модель политической структуры и государственного управления – на основе конституции и в рамках парламентской республики. Она резко отличалась от традиционной модели управления. В историографии Синьхайская революция оценивается чрезвычайно высоко как открывшая путь эпохе модернизации страны.

После возвращения из эмиграции в конце 1911 г. Сунь Ятсен был избран первым Временным президентом Китайской Республики. Вместе со своим соратником Сун Цзяожэнем подготовил Временную конституцию Китайской Республики.   За короткое время своего правления (14 февраля 1912 г. Национальное собрание приняло прошение Сунь Ятсена об отставке) Сунь Ятсен инициировал целый ряд указов общенационального значения: против опиумокурения, торговли людьми, бинтования ног девочек; были  запрещены физические пытки арестованных, ношение мужчинами длинной натуральной косы – символа маньчжурского владычества. Начало новой эры провозглашали указы о введении нового летоисчисления и григорианского календаря, об учреждении пятицветного государственного флага, символизировавшего единство народностей, проживавших на территории Китая. Политика сформированного Сунь Ятсеном Временного правительства включала также социальные аспекты, развитие просвещения, подготовку к реформе образования и др.

Не вдаваясь в подробности, коротко отметим, что пришедший на место Сунь Ятсена генерал Юань Шикай – известный и авторитетный военно-политический деятель старого Китая, не оправдал надежд революционного лагеря, который сравнивал его с Вашингтоном. Постепенно усиливалась приверженность Юань Шикая к монархической идее. В 1914 г. он запретил Гоминьдан и стал готовиться к восхождению на престол. Однако в разгар этих процедур в 1916 г. умер. В стране наблюдалось состояние нестабильности и постепенной утраты демократических завоеваний Синьхайской революции. Между тем Сунь Ятсен продолжал свои теоретические изыскания.

Содержание учения о «трех народных принципах», отраженных в Декларации «Объединенного союза» (август 1905 г.), и процесс его адаптации к менявшимся политическим реалиям продемонстрировали целый ряд специфических характеристик Сунь Ятсена как мыслителя и политического деятеля. Хотя свое учение он создавал в эпоху войн и революций, выдвигавших на передний план практику классовой борьбы, в его основу он не включил распространенные в то время в научной и политической среде категории классовой борьбы и гегемонии того или иного класса. Сунь Ятсен формулирует оригинальное учение, оперирующее новыми понятиями и категориями, связанными с традициями и отражающими специфику исторического и политического развития страны. Он формирует теорию «трех народных принципов» - национализма, народовластия и народного благосостояния, потенциал которой для развития Китая еще далеко не исчерпан. Об этом говорят на международных научных конференциях в своих выступлениях докладчики из различных стран. Рассматривая классовую борьбу как отклонение от нормы, болезнь общества, Сунь Ятсен выстраивает свою мировоззренческую систему, исходя из идеи гармонии как основополагающей. Весьма примечательно, что выдающаяся личность Сунь Ятсена была отмечена другим выдающимся мыслителем и практиком XX века - В.И.Лениным. В своей статье «Демократия и народничество в Китае» (1912 г.) он характеризовал Сунь Ятсена как «революционного демократа, полного благородства и героизма»

Не менее важной характеристикой Сунь Ятсена как мыслителя и практика выступает его способность к адаптации своей теории и практики к веяниям времени. Ярким тому подтверждением является развитие учения о «трех народных принципах»: от антиманьчжурской борьбы в качестве основного содержания принципа национализма – к слиянию его с принципом народовластия в Синьхайской революции – и к обновленной интерпретации «трех народных принципов», отраженной в «Общей программе строительства государства» (12 апреля 1924 г.), в «Конституции пяти властей», в лекциях «О трех народных принципах» (27 января – 24 августа 1924 г.), в документах и материалах I (январь 1924 г.) и уже после его смерти - II (январь 1926 г.) съездов Гоминьдана. Так называемые «новые три народных принципа» синтезировали традиционное и новое, положили в основу концепции возрождения страны идею государственного суверенитета и создания социально ориентированного единого и неделимого Китая .

Реорганизуя Гоминьдан с начала 1920-х гг. XX века с помощью СССР и Коминтерна в партию нового типа, Сунь Ятсен способствовал вовлечению Гоминьдана в мировой революционный процесс, сумел поднять Национальную партию Китая (Чжунго Гоминьдан) до уровня руководящей политической силы национально-освободительного движения Китая.

Говоря о программе национального спасения, мы, прежде всего, акцентируем содержание принципа народовластия. Его содержание формировалось Сунь Ятсеном с учетом новой политической реальности, которая характеризовалась, с одной стороны, трудностями внедрения в Китае республиканской формы правления, ростом регионального сепаратизма, укреплением на территории страны военно-феодальных режимов и тенденцией к распаду государственности. С другой стороны, - патриотическим демократическим движением и влиянием на Китай мирового революционного процесса. Значения последнего, по нашему мнению, не следует недооценивать.

Революционные события в России, особенно их антиимпериалистическая направленность, имели в Китае сильный резонанс. Сунь Ятсен сразу отреагировал на Октябрьскую революцию. Летом 1918 г., находясь в Шанхае, он через Канаду посылает приветственную телеграмму В.И.Ленину, в которой выражает надежду на сплочение «революционных партий Китая и России в целях совместной борьбы» . С этого события начинается линия контактов, которая с начала 1923 г. с публикации Коммюнике Сунь Ятсена – А.А.Иоффэ от 26 января 1923 г. переходит на новый уровень практического взаимодействия Сунь Ятсена и Гоминьдана, с одной стороны, РКП(б), Коминтерна и КПК, с другой, прежде всего, в направлении реорганизации Гоминьдана. Взаимодействие с представителями Советского государства и Коминтерна становится реальным политическим фактором, корректирующим традиционные представления Сунь Ятсена о содержании политической борьбы и построении государственности.

Возвращаясь немного назад, отметим, что начало процесса адаптации учения Сунь Ятсена к новым вызовам можно обозначить его решением о преобразовании в октябре 1919 г. Чжунхуа Гэминдан в Чжунго Гоминьдан. Именно с этого времени Сунь Ятсен корректирует свою политическую практику и теорию и формирует новые цели и формы политической деятельности. В планы модернизации Китая он включает задачу создания новой политической системы, основанной на «пяти конституционных властях» и отличной как от западного парламентаризма, так и от государства диктатуры пролетариата . В борьбе за власть в Китае Сунь Ятсен все более склоняется к использованию непарламентских форм и отдает предпочтение организации и проведению «военных экспедиций» против северных милитаристов, контролировавших Пекинское правительство. Методом «проб и ошибок», испытав сильные разочарования в надежности своих бывших соратников из Юго-западной группировки военных лидеров, Сунь Ятсен постепенно, с помощью китайских коммунистов, представителей Коминтерна и ВКП(б), политических и военных советников М.М.Бородина, В.К.Блюхера и др. , полпредов в Китае А.А. Иоффэ, позднее Л.М. Карахана приходит к выводу о необходимости реорганизации Гоминьдана в целях придания ему качества «партии действия». Особое значение в новом партийном строительстве придавалось Сунь Ятсеном помощи китайских коммунистов, которые, несмотря на молодость Коммунистической партии Китая, в короткий срок овладели хорошими организационными и пропагандистско-воспитательными навыками работы в массах, и, по словам Сунь Ятсена, своей активной деятельностью в рамках «единого фронта» с Гоминьданом, осуществлявшейся с лета 1922 г., «влили новую кровь в Гоминьдан», способствуя его возрождению.

Сближение Сунь Ятсена с международным и внутренним коммунистическим движением дало толчок к разработке политической программы выхода страны из кризиса на основе обновленной политической программы. Разрабатывая политику реорганизации Гоминьдана, Сунь Ятсен и его соратники проявили умение “шагать в ногу со временем”, учитывать реалии современного мира. Новые программа и устав, принятые на I съезде Гоминьдана (январь 1924 г.) зафиксировали процесс формирования «партии действия» . В основу принятой съездом политической программы Гоминьдана в национальной революции, которая уточнялась и в определенной степени была скорректирована II съездом Гоминьдана (январь 1926 г.),  были положены теория и политическая практика лидера партии Сунь Ятсена. Из “трех народных принципов” (национализм, народовластие и народное благосостояние) в 20-е годы роль основного инструмента поэтапного внедрения в жизнь всего учения отводилась принципу народовластия. Сунь Ятсен давал ему широкое толкование: это и символ нового политического устройства, отличающегося от парламентской республики западного типа, это и теория “четырех прав” народа и “пяти конституционных властей”, которые рассматривались в тесной связи с планом “строительства государства”, это и в самом общем виде - “основа политической революции”, возглавляемой Гоминьданом .

Анализ конкретных положений политического курса Сунь Ятсена говорит о том, что ядром его политической теории являлся его план трехэтапного государственного развития (военный, политической опеки и конституционный). Составная часть этой теории - взятие власти Гоминьданом военным путем, в обход парламентских методов, и реформистская социально-экономическая политика. На первый план в концепции военного этапа, соответствовавшего периоду революционного движения 20-х гг., выходили меры по упорядочению военной, налоговой системы, по централизации финансов и административного аппарата , то есть требования, представлявшие общенациональные интересы.

Революция, согласно планам Сунь Ятсена, совершается в форме военного похода. Массовое движение - демонстрации, стачки и другие его формы - имеет вспомогательное значение. Новые тенденции в теории Сунь Ятсена, связанные с обращением к антиимпериалистической борьбе, с включением в сферу партийной деятельности массового движения и социальной политики, с новым партийным строительством и созданием армии, подчиняющейся партийному руководству, накладывались на уже разработанную им в предыдущие годы основу представлений о политическом строе и революционной стратегии и тактике.

Характерная черта учения Сунь Ятсена - это выборочный подход к опыту мирового революционного движения. Для политической платформы Сунь Ятсена характерно стремление учитывать специфические особенности исторического и политического развития страны - особую роль армии, финансовой и налоговой политики, проблему соотношения центральной и местных властей. Задача сохранения политической и социальной стабильности, занимающая и в период реформ и открытости прочные позиции в стратегии модернизации, выступала в планах Сунь Ятсена одним из важнейших критериев при принятии важных решений. Традиционно вписался в политическую программу 20-х гг. сформулированный лидером Гоминьдана принцип руководящей роли партии в течение практически двух этапов “строительства государства” – «военного» и «политической опеки» .

Комплексный анализ документов I съезда Гоминьдана показывает, что перед Гоминьданом ставилась конкретная задача синтеза навеянных мировым революционным процессом антиимпериалистических идей, идеи вовлечения в сферу партийной политики народных масс - с планами военной революции Сунь Ятсена, с его реформистской социальной политикой и теорией поэтапного “строительства государства”. Принятый съездом курс на создание партии и армии нового типа, то есть, массовой “партии действия” с достаточно четкими программой и уставом, и армии, подчиняющейся партийному руководству, как показывает история, в значительной степени обеспечил победу Северного похода и объединение Китая под властью Гоминьдана. Используя помощь СССР, КИ и КПК, Гоминьдан сумел осознать свою роль в новых исторических условиях. .

В рамках короткого доклада выделим некоторые направления, демонстрирующие выборочный подход Сунь Ятсена к рекомендациям РКП(б) и КИ. Так, понимание необходимости включения антиимпериалистических требований в политическую программу пришло в ходе обсуждений этого вопроса с политическим советником Гоминьдана М.М.Бородиным. . Интересно отметить, что позиция М.М.Бородина по внешнеполитическим аспектам программы Гоминьдана формировалась под непосредственным влиянием полпреда СССР в Китае Л.М.Карахана. Являясь преемником полпреда А.А.Иоффе в вопросе ориентации на Сунь Ятсена, Л.М.Карахан обладал значительной информацией о Сунь Ятсене и Гоминьдане, которой охотно делился с М.М.Бородиным . И далее: в отличие от установок КИ, выдвигавших требование борьбы с империалистическими державами на передний план политической программы, Сунь Ятсен приоритет в конкретной практике революции отдавал борьбе с милитаристами и созданию строго централизованного государства как обязательного предварительного условия отмены неравноправных договоров.

Вызывает интерес трансформация двух традиционных для политической деятельности Сунь Ятсена принципов – «опоры на военные силы» и использования иностранной помощи. Влияние партийного и военного опыта Советской России в строительстве Красной Армии на формирование военной политики Сунь Ятсена демонстрирует весь ход его сотрудничества с Советской стороной. Об этом также свидетельствуют результаты визита в СССР военной делегации Гоминьдана, состоявшегося осенью 1923 г. Советская сторона в ходе контактов с военной делегацией рекомендовала скорректировать военную политику Гоминьдана и определила формы помощи Гоминьдану со стороны Советского Союза. Была прозорливо отмечена бесперспективность опоры Гоминьдана исключительно на военную силу и вооруженную борьбу - без проведения предварительной политической работы . Строительство собственных вооруженных сил по типу Красной армии, включающее централизацию армии, ее политическое воспитание и подчиненность партийному и политическому руководству, скорректировало традиционную для Сунь Ятсена политику опоры на армии отдельных, лояльных к Гоминьдану милитаристских группировок. Как показало дальнейшее развитие, скорректированная Сунь Ятсеном военная политика, учитывающая рекомендации советских специалистов, способствовала победе армии Гоминьдана в Северном походе. Кроме того, в ходе визита военной делегации в СССР советское правительство четко обозначило свою позицию - невмешательства Красной Армии во внутренние дела Китая на стороне Гоминьдана в его борьбе с милитаристскими группировками. Можно сказать, что этим заявлением Советская сторона окончательно разрушила надежды Сунь Ятсена на вовлечение Красной Армии во внутриполитическую борьбу на стороне Гоминьдана .

Одной из основных форм помощи СССР партии Сунь Ятсена определялась подготовка командных и политических кадров для армии Сунь Ятсена в Китае и Москве, а также помощь военными и политическими советниками . Знакомство делегации Гоминьдана с деятельностью Красной Армии, достижение договоренности о получении помощи по военной линии имели для партии Сунь Ятсена далеко идущие последствия.

Особое место занимает проблема материально-финансовой помощи Москвы и Коминтерна Гоминьдану в подготовке и проведении Северного похода (1926-1928 гг.). Не останавливаясь на количественных оценках помощи Москвы и КИ, отметим некоторые моменты. Обозначим фактор своевременности получения партией Сунь Ятсена помощи оружием, советниками, деньгами, затратами на подготовку политических и военных кадров, который в тяжелых для Сунь Ятсена и китайской государственности условиях и на фоне отказа держав от поддержки планов Сунь Ятсена дорогого стоил. Добавим к этому, что материально-финансовая поддержка Гоминьдана Советским правительством и КИ оставалась стабильным фактором взаимодействия в течение 1923-лета 1927 гг., вплоть до разрыва Гоминьдана с китайскими коммунистами, не прерывалась она даже в периоды развития конфронтационных процессов между Гоминьданом и Коминтерном . Обратим также внимание на тот факт, что помощь со стороны Советского государства оказывалась в тяжелейший для молодой советской республики период - ее становления, когда советские граждане сами нуждались в помощи и поддержке. В целом, Сунь Ятсену импонировал революционный энтузиазм страны Советов. В известной степени, Гоминьдан чувствовал свою сопричастность к мировому коммунистическому движению, вернее, к его антиимпериалистическому аспекту. Читая документы, связанные с визитом военной делегации Гоминьдана в Советскую Россию, ощущаешь дыхание времени и искренность порыва Гоминьдана к единению с партией большевиков, сумевшей отстоять государственный суверенитет в борьбе с многочисленными противниками.

Эти факты лишний раз свидетельствуют о закономерности «опоры» Сунь Ятсена на СССР, хотя, как мы показываем, речь идет о специфическом процессе поиска пути развития Китая с выборочным использованием иностранного опыта.

Используя целый ряд конкретных рекомендаций КИ и Москвы, Сунь Ятсен не отступал от своего принципа приоритета общенациональных целей объединения и суверенитета страны над интересами отдельных классов и социальных слоев. В этом отношении он проявлял твердость и отвергал те предложения и рекомендации, которые, по его мнению, не отражали китайские реалии .

Говоря о трагическом  разрыве «единого фронта» КПК и Гоминьдана в 1927 г., после которого последовал «белый террор» со стороны Гоминьдана, не рассматривая в данном докладе вопрос о причинах разрыва, выразим сожаление, что волею обстоятельств на месте Сунь Ятсена,  не оказалось равнозначной фигуры, способной адаптировать политическую программу Гоминьдана к условиям военного времени и придать новый импульс сотрудничеству с КПК.

Как отмечается в историографии КНР, падение бэйянских милитаристов и победа Северного похода, у истоков которых стоял Сунь Ятсен, демонстрировали в истории Китайской Республики тенденцию подъема. Эти события дали мощный толчок развитию национального самосознания, рост которого в конечном итоге лежит в основе победы демократической революции, завершившейся в 1949 г.

Дружеская позиция  Сунь Ятсена к СССР, как свидетельствуют многочисленные факты и события, оставалась стабильным фактором его внешней ориентации. Сунь Ятсен не раз характеризовал отношения с СССР как братские. Он с полным основанием подчеркивал особую внутреннюю близость национально-освободительного движения в Китае с антиимпериалистической позицией СССР, высоко оценивал помощь СССР Гоминьдану в его реорганизации. Советская и российская историография представляет убедительную картину «внутреннего притяжения» Сунь Ятсена и В.И.Ленина, Сунь Ятсена и представителей Советского государства. Как пишет академик С.Л.Тихвинский, начиная с 1900 г. вплоть до марта 1923 г. В.И.Ленин в различных своих произведениях неоднократно отзывался с уважением и сочувствием к национально-освободительной борьбе китайского народа против империализма и феодализма, в работах 1912-1913 гг. он выражал симпатии российских революционеров-марксистов к Сунь Ятсену как представителю китайской революционной буржуазной демократии . Ход и результаты сотрудничества убедительно свидетельствуют о проводившейся Сунь Ятсеном политики «опоры» на СССР, хотя, как мы подчеркиваем, речь идет о выборочном использовании советского опыта.

В Воззвании Гоминьдану перед своей смертью в марте 1925 г.  Сунь Ятсен призывал к сохранению и развитию дружеских связей между Китаем и СССР. Заветы Сунь Ятсена о необходимости сотрудничества и дружбы с СССР  оставались живы в среде прогрессивной китайской интеллигенции и отдельных представителей левого крыла Гоминьдана и в ситуациях «конфликта интересов».

Концепции и планы Сунь Ятсена, в некоторой степени воспринятые руководством КР в 30-40-е гг. XX  века в рамках программы «трансформации и развития», в области внешней политики четко проявились  в Договоре между СССР и КР 1945 г. (подписан 14 августа 1945 г.). Договор укреплял конструктивный характер отношений между СССР и КР. Предусмотренное Договором вступление СССР в японо-китайскую войну на стороне КР, по сути, гарантировало поражение Японии в войне с Китаем, а в целом победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне . Большего доказательства миролюбия Советского Союза относительно Китая, о котором в том или иной форме говорил Сунь Ятсен, привести не возможно.

Нельзя не сказать о том, что значительная роль в сохранении авторитета Сунь Ятсена в Китае, в разъяснении его учения и взглядов на китайско-российские отношения принадлежала его соратнице и супруге Сун Цинлин. После смерти Сунь Ятсена она активно занималась общественной и политической работой, входила в руководящие органы Гоминьдана, тяготела к его левому крылу . Ее уважительное отношение к Советскому Союзу оставалось стабильным на всем протяжении ее жизни . И если к признанию КПК она пришла не сразу, то значение Советского Союза в мировой политике оценивала адекватно уже в 1920-е годы, считала укрепление связей Китайской Республики с СССР необходимым фактором успешного развития Китая. Накануне образования КНР она активно участвовала в подготовке создания Общества китайско-советской дружбы, которое возглавила в 1954 г. Выступая 5 ноября 1949  г. на учредительном собрании Всекитайского общества китайско-российской дружбы, она коротко и четко определила заслуги СССР в образовании КНР. Как утверждала Сун Цинлин, «Советский Союз был первой страной, аннулировавшей все неравноправные договоры с Китаем, оказал помощь Китаю в период великой революции 1924-27 гг.» И далее: «Мы вспоминаем, как помог нам Советский Союз при отражении японской агрессии, особенно когда послал войска в Маньчжурию в 1945 году…» . Сун Цинлин принадлежат слова: «На протяжении последних 30 лет нашей упорной борьбы против врагов внутри страны и за границей Советский Союз был нашим единственным последовательным и лояльным другом, сейчас этот самый надежный друг китайского народа первым признал наше новое Центральное народное правительство» .

Констатируя факт возрождения на современном этапе отношений тесного сотрудничества между СССР и КНР,  не вызывает сомнений, что корни подобного сотрудничества уходят в эпоху Сунь Ятсена - первого Президента Китайской Республики, революционера-демократа, великого мыслителя и политического деятеля Китая.

 

Ли Хуэй

Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР В РФ

Господин Ли Хуэй поблагодарил ОРКД за внимание к юбилейным датам КНР, особенно таким важным, как 150-летие со дня рождения Сунь Ятсена, великой личности, великого революционера-демократа, выдающегося политического деятеля Китая. Посол напомнил о бессмертном подвиге, который Сунь Ятсен совершил во имя китайской нации. Сунь Ятсен возглавил борьбу Китая за независимость и национальное освобождение, свержение монархии и установление Республики. Сунь Ятсен стоял у истоков исторических связей между Китаем и Советской Россией. Сегодня политические отношения между КНР и РФ находятся на самом высоком за всю историю уровне. Посол подчеркнул, что необходимо поддерживать отношения стратегического всеобъемлющего партнерства между нашими странами и народами, исходя  из завещания Сунь Ятсена поддерживать союз с СССР и быть навсегда друзьями и никогда врагами.

 

Академик В.С. Мясников

Гл.н.с. ИДВ РАН

Сунь Ятсен - к 150-летию со дня рождения

 

Будучи на острове Св. Елены Наполеон Бонапарт сказал: «Китай спит, когда он проснется, мир будет потрясен». Сегодня мы видим, как мир изумлен успехами Народного Китая во всех областях строительства государства. Тем, кто пробудил Китай от «спячки» в период последних десятилетий правления династии Цин, был великий китайский патриот, революционный демократ Сунь Ятсен. Благодаря ему в Китае произошла Синьхайская революция 1911 г. - первая демократическая революция в Восточной Азии.

Деятельность Сунь Ятсена привлекла внимание русских революционеров во главе с В.И. Лениным. Они решили установить контакт с Сунь Ятсеном. Один из посланцев Москвы С.А. Далин встретился с Сунь Ятсеном в Гуанчжоу. В своих воспоминаниях он нарисовал очень интересный живой портрет Сунь Ятсена. Позвольте, я зачитаю этот отрывок из воспоминаний русского революционера:

«Меня провели в комнату, где должна была состояться встреча с Сунь Ятсеном. В комнате - столик и четыре стула. Каменный пол устлан обыкновенной тростниковой циновкой, на стенах несколько фотографий, в углах столики с серебряными вазочками для цветов.

Через несколько минут вошел Сунь Ятсен. Среднего роста, се­рого цвета наглухо закрытый френч со стоячим воротником на за­понках, лакированные китайские туфли. Ему было тогда 55 лет. В его лице и жестах выражение невозмутимого спокойствия, медлитель­ность движений создавала впечатление некоторой флегматичности. Это спокойствие и хладнокровие еще сильнее бросались в глаза после первых впечатлений у входа во дворец. Там - горячка, суета, здесь—медлительность и размеренность движений. Это внешнее спокойствие не вязалось с рассказами о том, что в боевой обстановке Сунь Ятсен сам становился к орудию и стрелял по противнику.

Глаза у Сунь Ятсена были карие, очень живые, с огоньком, на­поминавшие глаза В. И. Ленина. Я поразился этому сходству глаз. Живость взгляда также противоречила внешнему спокойствию.

Сели. Тотчас же был подан чай.

Я вручил Сунь Ятсену письмо, в котором говорилось о моих пол­номочиях, передал привет от рабочих и крестьян Советской России и пожелания успехов в его работе и борьбе. Обращаясь к нему, я подчеркивал слово «президент» в противовес всей иностранной импери­алистической прессе, которая не призна­вала за ним этого звания и называла просто «доктор Сунь».

В ответе на мое приветствие он много говорил о своих симпатиях к Советской России, о том, что будет очень рад ознакомить меня с состоянием дел на юге Китая и получить информацию о положении Советской Республики.

Здесь уже упоминали о семье Сунь Ятсена. Я хочу рассказать о визите сына Сунь Ятсена—Сунь Фо в Москву в феврале 1938 г.Начало Второй мировой войны падает на 7 июля 1937 года и связано с открытой агрессией Японии против Китая. Напомню, что территория Китая составляет 9,6 млн. кв. км, то есть приблизительно равна территории Европы. К тому времени, когда началась война в Европе, большая часть Китая, где находились его крупнейшие города и экономические центры Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Нанкин, Ухань, Гуанчжоу, была оккупирована японцами. В руки захватчиков попала практически вся железнодорожная сеть страны, было блокировано ее морское побережье. Столицей Китая в годы войны стал Чунцин.

Китай попытался обратиться за помощью к США и странам Европы. Но правительству Чан Кайши не удалось где-либо получить поддержку. Явная неудача китайской дипломатии в поисках заступников на Западе заставила Чан Кайши искать поддержку у Советского Союза. В ходе антияпонской войны Чан Кайши, широко практиковавший личную дипломатию, неоднократно направлял в Москву своих специальных представителей из числа наиболее доверенных лиц. Это были: его сын Цзян Цзинго и сын Сунь Ятсена Сунь Фо.

 

Визит в Москву председателя Законодательного юаня Китайской Республики Сунь Фо и назначенного послом в СССР маршала Ян Цзэ, их встречи с высшим советским руководством стали центральными событиями в отношениях СССР с Китаем в 1938 г. В результате состоялось подписание двух Соглашений о предоставлении Советским Союзом Китаю кредита на 50 млн. ам. долларов по каждому из них для закупок техники и оборудования.

Переводчиком на встрече И.В. Сталина с Сунь Фо был молодой китаевед Сергей Тихвинский. Он только что был принят на работу в МИД СССР, после окончания четвертого курса на Восточном факультете Ленинградского университета. Сергей Леонидович, рассказывая мне об этом эпизоде в его жизни, отметил, что он думал, что переводить будет сотрудница МИД, владевшая китайским языком. Но в приемной он оказался один. Вошел Сунь Фо, Сергей Тихвинский поздоровался с ним по-китайски. Сунь Фо спросил: «А ты можешь говорить по-английски. А то мое китайское произношение даже китайцы не понимают». Английский был вторым языком в Университете, но юный переводчик владел им свободно.

Хочу познакомить Вас с документом, освещающим ход этой встречи советских руководителей с сыном Сунь Ятсена.

1938 г., февраль. Запись беседы И.В. Сталина и других советских руководителей с Председателем Законодательного Юаня Сунь Фо. Первая беседа с Сунь Фо—начало февраля 1938 г. присутствовали тт.Сталин, Молотов, Ворошилов.

После окончания беседы И.В. Сталин подошел к переводчику и забрал у него те заметки, которые Сергей Тихвинский делал, как делают все переводчики, чтобы не упустить что-либо важное. Взял и положил к себе в сейф. Но Сунь Фо, приехав в Лондон, встретился там с советским послом И.М. Майским и подробно рассказал ему о встречах с советским руководством. И.М. Майский тщательно записал рассказ Сунь Фо. Эта запись сохранилась в фонде И.М. Майского в МИД РФ.

Сунь Фо.

Беседа продолжалась в кабинете товарища Молотова с 12 ч. ночи до 3 ч. утра и за ужином в квартире т.Молотова с 3 до 5.15 утра, незадолго перед окончанием приехали также тт. Ежов и Микоян.

В начале беседы Сунь Фо передает т.Сталину личное письмо от Чан Кайши. Затем он дает подробную характеристику военного положения в Китае, основанную на беседе, которую он имел с Чан Кайши незадолго до своего отъезда, то есть в конце декабря. Чан Кайши тогда говорил ему, что навряд ли удастся удерживать Сюйчжоу дольше чем месяц-полтора, а Ханькоу более полугода. Под Шанхаем японские потери составили сто тысяч, китайские—двести пятьдесят тысяч человек. Япония начала войну против Китая в тот момент, когда реорганизация и перевооружение китайской армии, начатые в 1936 году, еще не были закончены. Сейчас, после полугода войны, половина китайской армии выбыла из строя. Приступлено к формированию и вооружению новых дивизий, общей численностью в 500-600 тысяч человек.

Китай просит СССР усилить помощь. Хотя Китаю удается получать кое-какое вооружение из других стран, но в незначительном количестве. Помощь, полученная из СССР, уже оказала некоторое влияние на ход военных операций, но Китай нуждается в более широкой поддержке.

Сунь Фо приводит китайские данные о численности японских войск на фронте и в Маньчжурии, рассказывает о плохой работе и низкой меткости японской авиации.

Затем Сунь Фо заявляет о желательности того, чтобы СССР объявил войну Японии. Он подчеркивает, что китайское правительство не настаивает на этом, но считает это весьма желательным.

Т.Сталин отвечает, что объявление войны Японии нецелесообразно по двум соображениям: во-первых, оно ухудшило бы позиции Китая в международном отношении; оно лишило бы Китай возможности использовать помощь других стран, некоторые из которых в этом случае перешли бы на сторону Японии. Во-вторых, хотя Япония часто пытается нарушать наши границы, но, во всяком случае, японцы не находятся на нашей территории. Следовательно, объявление войны с нашей стороны могло бы быть воспринято в Японии как акт агрессии. Это породило бы в японском народе те патриотические настроения, которые пытается создать японская военщина. Между тем, сейчас есть признаки ухудшения настроения в японском народе, и чем дальше, тем больше будут эти признаки усиливаться.

Далее т. Сталин говорит: Мы не будем торговаться с Вами из-за количества пушек или самолетов. Вы просите больше, мы может сейчас дать меньше—не в этом дело. Мы поможем вам всем, чем сможем. Но Китай должен создать свою собственную военную промышленность. Без своей военной промышленности Китай никогда не сможет быть независимым. Не так уж трудно выстроить 1-2 авиационных завода, 1-2 завода для артиллерии и так далее, между тем это необходимо. Только при этом условии Китай сможет стать по-настоящему независимым государством. Т. Сталин приводит пример Испании, где начали создавать военную промышленность, и пример Советского Союза. – Мы создали свою авиационную промышленность за пару лет, -говорит он.

Второе необходимое условие для победы Китая: Китай должен использовать войну, чтобы достигнуть единства. После войны в Китае не должно остаться никаких Ян Сишаней, Хан Фуцюои или других полунезависимых генералов. Единый Китай непобедим.

-Китаю предстоит тяжелая борьба,- говорит т.Сталин.

-Она продлится может быть пять, может быть десять лет. Предстоят громадные жертвы. Но они необходимы, и Китай выйдет из этой войны победителем, потому что нельзя победить народ, который борется за свое существование. Китаю легче бороться, чем нам было во время гражданской войны. У Китая один враг, а против нас воевали сильнейшие государства мира. Был момент, когда противник занимал четыре пятых нашей территории, у нас были голод и разруха, но мы победили.

-Главное, - говорит т. Сталин, -не бойтесь отдать тот или иной город. Это не имеет значения в ходе войны. Затем наши вожди расспрашивают Сунь Фо о положении в отдельных провинциях, об отдельных китайских генералах. Сунь Фо информирует о новом железнодорожном строительстве и высказывает от имени своего правительства просьбу о постройке железной дороги через Синьцзян.

Вторая половина беседы проходит в квартире т. Молотова за ужином. Наши вожди поднимают тосты за Чан Кайши, за Сунь Ятсена, за Сун Цинлин и так далее. Т.Сталин говорит о своем уважении к трудолюбивому китайскому народу, о том, что нам нужно многому учиться у него.

-История любит шутить, - говорит т. Сталин,- она иногда выбирает дурака, как палку, которая подгоняет исторический прогресс. Японская военщина думает, что она сможет завоевать Китай, в действительности же она представляет собой такого дурака. Она не понимает этого, но ей придется в этом убедиться.

Сунь Фо провозглашает ответные тосты за руководителей нашей партии и правительства.

Т.Ворошилов говорит о Чан Кайши, как о руководителе современного Китая, хотя в его борьбе с Китайской Красной Армией было принесено много бесцельных жертв.

-Я должен выступить в защиту Чан Кайши, - откликается т. Сталин. – Хотя его борьба с Красной Армией стоила многих тяжелых жертв, но в этой борьбе он создавал армию, он создавал военную мощь Китая.

Сунь Фо заявляет, что он всегда был противником борьбы против Красной Армии и что на этой почве у него произошла размолвка с Чан Кайши в 1931 году, когда он вышел из правительства. - Характер Чан Кайши таков, - говорит он, - что его трудно убедить в чем-нибудь, но когда он сознает свою ошибку, он старается ее исправить. Сейчас он полностью убедился в необходимости национального единения для борьбы с Японией.

Т.Сталин подымает вопрос о внешней Монголии и Синьцзяне

-Некоторые китайские революционеры, - говорит т. Сталин, - питают подозрения относительно агрессивных замыслов Советского Союза по адресу Синьцзяна и Внешней Монголии.

Эти подозрения совершенно необоснованны. У нас достаточно своей земли. Мы вынуждены помогать Синьцзяну и Внешней Монголии, потому что Китай слишком слаб, чтобы взять это на себя. Когда в Синьцзяне поднялось восстание, мы вынуждены были ввести туда два полка, чтобы подавить его. Сейчас же после этого войска были уведены. Но я заявляю, что как только Китай станет достаточно силен, чтобы обеспечить сохранение за собой Внешней Монголии и Синьцзяна, там не останется ни одного советского человека.

-Я пью за сильный Китай,- заключает т. Сталин, - который будет включать в себя и Синьцзян и Внешнюю Монголию.

Сунь Фо говорит о том, что Китаю нужно учиться у нас, у Советского Союза, и что он убежден в том, что когда Китай изгонит японских агрессоров, он пойдет по пути Советского Союза. Затем Сунь Фо говорит о своей радости и признательности за теплый прием.

-Я никогда еще не чувствовал себя таким счастливым, - говорит он.

Когда появляются тт. Ежов и Микоян, т. Сталин рекомендует Сунь Фо т. Ежова, как руководителя советской разведки, который арестовал много японских шпионов и которого японцы боятся как огня.

Беседа в скором времени заканчивается.

 

 

 Д.и.н. Ю.М.  Галенович

 главный научный сотрудник

ИДВ РАН

К 150-летию со дня рождения Сунь Ятсена

В истории, в жизни народа, бывают времена, бывают события, определяющие и настоящее и будущее народа. Такие времена и события наступили в Китае в девятнадцатом веке, и продолжаются по сей день. Это единый и непрерывный процесс.

Это процесс консолидации нации Китая, осмысления ею своих подлинных национальных интересов.

Думается, что именно в этой связи в Китае говорят об Отечестве, о его возрождении. Возможно, в каком-то смысле, отцом всего этого процесса является Сунь Ятсен. Поэтому, в частности, сегодня, в настоящее время, отмечается 150-летие со дня его рождения.

В такие времена естественно и по необходимости рождаются, живут и действуют люди, способные правильно понять коренные интересы народа и действовать в соответствии с ними. Появляется и лидер нации. Таким лидером явился Сунь Ятсен.

Сунь Ятсен родился сто пятьдесят лет тому назад. В 1866 году.

Всего за два года до этого в Китае отбушевало восстание тайпинов. О его масштабах можно судить по тому факту, что, как писали в КНР, до начала этого восстания, в 1850 году население Китая составляло 400 миллионов человек, а в его конце, в 1864 году, двести сорок миллионов человек. Тогда во внутренней, го есть происходившей внутри Китая, войне погибли сто шестьдесят миллионов человек.

Это, в частности, говорит о масштабах и характере происходивших и происходящих в современном Китае событий.

Тайпины пытались изменить жизнь нации под знаменем своеобразного китайского христианства и хотели воплотить в жизнь мечту китайцев о государстве великого благоденствия или великого покоя.

Кстати заметим, что вслед за христианством на Китай оказали влияние, в Китай пришли, причем раньше марксизма, как отмечал председатель ЦК КПК Ху Яобан, Две Госпожи: Госпожа Демократия и Госпожа Наука.

Итак, христианство, демократия, наука, марксизм - вот большие волны влияния на Китай в девятнадцатом и двадцатом столетии.

В этом окружении, будучи природным китайцем, ханьцем. пришел в этот мир, жил и действовал в нем, Сунь Ятсен. Он знал Китай и знал мир, прежде всего. Японию, Америку', Европу.

Сунь Ятсен создал свою политическую партию, Гоминьдан, Партию Страны и Нации или Партию Государства и Народа.

В 1899 - 1900 гг. в Китае поднялось массовое восстание под лозунгом стремления к гармонии, идя путем справедливости. Это было восстание ихэтуаней.

Когда Сунь Ятсеиу было сорок пять лет, в стране произошла революция, свергнувшая монархию, направленная прошв маньчжуров, которых ханьцы называли слугами татар, а татарами они именовали монголов. Это была Синьхайская революция, то есть революция 1911 года, провозгласившая создание в Китае вместо монархии Республики. Сунь Ятсен по праву стал ее первым президентом.

Для нации Китая, которая начала жить уже не в монархии, не при режиме самовластия, самодержавия. Сунь Ятсен выдвинул три главных цели: прежде всею, добиться сплочения, собрать народ воедино; далее, дать  народу возможность самому управлять страной, и. наконец, обеспечить народу возможность не только существовать, но и жить, процветать.

Сунь Ятсен фактически создал условия и добился объединения нации Китая в единое государство с Центральным правительством.

Сунь Ятсен скончался в 1925 году. Его уход из жизни совпал с таким достижением нации Китая как то, что в Китае именуется Великой революцией 1925—1926 годов.

Сун Цинлин прожила долгую жизнь и умерла в 1981 году в возрасте 90 лет. Ее хоронили в качестве почетного председателя КНР. Фактически, она унаследовала, благодаря своей позиции и деятельности, дело Сунь Ятсена, как Отца Отечества.

С этим считался Мао Цзэдун. В 1949 году он направил Сун Цинлин личное письмо с приглашением в Пекин на Политическую Консультативную Конференцию, готовившую создание КНР. 'Это письмо Мао Цзэдун, который по возрасту был моложе Сун Цинлин. начал с обращения: ЦИНЛИН СЯНЬШЭН. Это означало, что он признавал ее старшей в Семье Китайцев, старшей в роде, для нации Китая.

В 1957 году на международное совещание в Москве, совещание коммунистических и рабочих партий. Суп Цинлин поехала, формально, не будучи членом КПК, в составе делегации этой партии, фактически вторым по рангу представителем, а именно представителем Нации Китая. Мао Цзэдун тогда, вероятно, хотел подчеркнуть, что в совещании участвовала не только КПК, но на нем была представлена и Нация Китая.

Сун Цинлин, продолжая дело своего супруга. Сунь Ятсена, была символом и воплощением нации Китая.

Итак. Сун Ятсен был первым президентом Республики в Китае. Сун Цинлин в конце жизни, в 1981 году, спустя пять лет после смерти Мао Цзэдуна, стала почетным председателем КНР, то есть фактическим президентом Республики.

В 1966 году, когда в КНР бушевала «культурная революция», велась борьба «против советского ревизионизма», Сун Цинлин выступила на торжественном заседании в Пекине по случаю 100-летия Сунь Ятсена и подтвердила его установку на союз с Россией. На этом заседании главным действующим лицом был председатель КНР Лю Шаоци. Это было его последнее появление на публичном мероприятии.

Сунь Ятсен выступал за дружбы между нашими пародами. Лю Шаоци. а затем Сун Цинлин были председателями Общества китайско-советской дружбы. Для них это была не формальность. Они действительно выступали за дружбу между нами, исходя из совпадения коренных интересов, народов России и Китая, а это мир, независимость, равноправие.

Мы чтим их память как настоящих друзей нашего народа и нашей страны. Позвольте выразить уверенность в том, что наше Общество дружбы между народами нашей страны и Китая никогда не забудет о Сунь Ятсене, о Суп Цинлин.

Благодарю вас за внимание.

Верченко А.Л.

Ст.н.с. ИДВ РАН

Сунь Ятсен и современность

Сунь Ятсен и сегодня остается самым почитаемым политическим деятелем в Китае, что обусловлено его ролью в истории страны. Си Цзиньпин в 2016 г. назвал его великим патриотом и великим пионером демократической революции в Китае.  

Великий человек велик во всем.  Заслуги Сунь Ятсена относятся не только к сфере политики и экономики, он приложил огромные усилия для начала работы по освобождению страны от пут старого общества и созданию условия для строительства новой жизни. 

С его участием был разработан новый государственный флаг – пятицветный стяг, символизировавший единение пяти национальностей: ханьцев, маньчжуров, монголов, тибетцев и хуэйцев. На следующий день после провозглашения в Нанкине Китайской Республики - 2 января 1912 г. Сунь Ятсен подготовил и подписал «Уведомление о переходе Китайской Республики на летоисчисление по солнечному календарю», т. е. по Григорианскому . Как  временный президент Китайской Республики 3 марта 1912 г. Сунь Ятсен подписал  указ об упразднении  старой системы титулов и обращений, которая подчеркивала сословное неравенство, и введении единообразного обращения «господин» (сяньшэн или цзюнь) . Были также изданы указы об отмене маньчжурских кос , которые мужское население Китая обязано было носить в знак повиновения династии Цин, о запрете курения опиума и бинтования ног .

Приехав в 1911 г. в Шанхай в европейском костюме, Сунь Ятсен осознал, что это слишком непривычная для традиционного Китая одежда. К тому же одежда, как и другие стороны жизни, также требовала обновления. Поэтому в ателье западной одежды Сунь Ятсен заказал себе пиджак, фасон которого сам сконструировал, имея в виду некоторые традиционные символы, присущие китайской культуре и ментальности. Чтобы не копировать западный фасон, Сунь Ятсен за основу взял  форменный китель офицеров японской армии. Вместо рубашки с галстуком, которые подразумевал западный костюм, он предложил френч с глухой застежкой на 5 пуговиц – символ «конституции пяти властей» (законодательной, исполнительной, судебной, экзаменационной и контрольной). Стоячий воротник и четыре накладных кармана с клапанами, напоминавшими по форме перевернутые вершины гор, благодаря строгой симметрии придавали френчу строгий и степенный вид.  Френч новой модели отличался практичностью и простотой. С одной стороны, он напоминал западный костюм, с другой, - имел китайские отличительные черты, нес в себе идею соединения запада с востоком и в 1920-е гг. был утвержден китайским правительством как парадный костюм. Этот фасон одежды впоследствии получил название суньятсеновского френча, или суньятсеновки.

Знакомство России с Сунь Ятсеном произошло сначала через его статью «Второй шаг Китая», опубликованную летом 1912 г. . Это было интервью органу рабочей партии Бельгии - газете «Народ» (“Le Рeuple”), Сунь Ятсен считал реформы Мэйдзи первым шагом на пути к китайской революции, а китайскую революцию – вторым шагом реформ Мэйдзи . Находившийся в Европе В.И. Ленин (он жил в то время в Кракове) прочитал статью. Надо отметить, что статья вызвала интерес и была перепечатана многими англоязычными газетами в Европе и США. Статья в переводе на русский язык через три дня появилась в большевистской газете «Невская звезда» (15 июля 1912 г.)  вместе с реакцией В.И. Ленина на публикацию  - его статьей, озаглавленной «Демократия и народничество в Китае», в которой Ленин говорил о боевом, искреннем демократизме, который пропитывает каждую строчку платформы Сунь Ятсена и отмечал: «Здешний, азиатский временный президент республики - революционный демократ, полный благородства и героизма, свойственного такому классу, который идет не под гору, а в гору, который не боится будущего, а верит в него и самоотверженно борется за него, - классу, который ненавидит прошлое и умеет сбрасывать его омертвелую и душащую все живое гниль, а не цепляется за охранение и восстановление прошлого ради охраны своих привилегий» .

Сунь Ятсен думал об образовании молодежи и интересовался постановкой дела образования в Советской России. В августе 1921г. в письме на имя Г.В. Чичерина он писал: ««Я чрезвычайно заинтересован вашим делом, в особенности организацией ваших Советов, вашей армии и образования. Я хотел бы знать все, что Вы и другие можете сообщить мне об этих вещах, в особенности об образовании. Подобно Москве, я хотел бы заложить основы Китайской Республики глубоко в умах молодого поколения - тружеников завтрашнего дня.

С лучшими пожеланиями Вам и моему другу Ленину и всем, кто так много совершил для дела человеческой свободы.

Искренне Ваш Сун Ят-сен» .

Передавая привет Ленину, Сунь Ятсен, конечно, был уверен, что Ленин письмо прочтет.

Сунь Ятсена в ХХI в. почитают в Китае, официальная власть, научные круги и общественность торжественно отмечают его юбилеи, его именем названы главные улицы и проспекты в Китае. Портрет Сунь Ятсена до 2014  г. украшал площадь Тяньаньмэнь и располагался напротив портрета Мао Цзэдуна. И в этом нет ничего удивительного. Это его родина. 

В нашей стране имя Сунь Ятсена в 1925 г. было присвоено учебному заведению Коминтерна – университету, где готовили кадры для Китая.

Большая часть названий появилась после кончины Сунь Ятсена в 1925 г. Тогда сразу в нескольких городах СССР имя китайского революционера получили улицы и переулки в городах расположенных в разных частях Советского Союза: в Уфе , Омске, Владимире, Астрахани, Мурманске, Алдане и др. 23 марта 1925 г., всего через 10 дней после кончины Сунь Ятсена (12 марта 1925 г.) на пленуме Владимирского городского совета рассмотрели вопрос о переименовании Второй Никольской улицы в улицу Сун Ят-сена в память о китайском революционере-демократе, по словам Ленина, человеке, полного благородства и героизма .22 июля 1925 г. Мурманский губернский исполком утвердил список новых наименований улиц, среди них – переулок Сунь Ятсена, бывший Карельский. Он не существует, зато сохранился переулок Гоминдана . В 1926 г. в Кировском районе Омска появилась улица Сунь Ятсена . В  Астрахани при расширении города оказалось даже две улицы Сунь Ятсена, потому что одна из них была в селе  Зацарево, которое в 1958 г вошло в состав города. Тогда улица была переименована в Моршанскую. В Алдане имя Сунь Ят-сена присвоили улице, где когда-то жили китайские золотоискатели и землевладельцы . В Новошахтинске  Ростовской области существовал совхоз имени Сунь Ятсена, а в селе Первомайское Приморского края (оно же Сунь Ятсен) в 1929 г. среди голой степи возник один из первых в Приморье совхозов – совхоз им. Сунь Ятсена, позже изменивший название на Сельскохозяйственный производственный кооператив им. Сунь Ятсена .

В СССР всегда относились к большим вниманием к личности Сунь Ятсена, отмечали его юбилейные даты. Не в последнюю очередь это относится к Обществу советско/российско-китайской дружбы. Проводились также научные конференции и симпозиумы. В 1964 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга И.И. Ермашева «Сунь Ятсен» (Издательство «Молодая гвардия»), а в 1966 г., когда отмечалось столетие со дня рождения Сунь Ятсена, Центральная студия документальных фильмов сняла ленту «Наш друг Сунь Ятсен (авторы сценария Гарушьянц Ю. и Медведкин А.). К 100-летнему юбилею Сунь Ятсена Почта СССР эмитировала марку достоинством 6 копеек, к 120-летию – достоинством 5 копеек.  На марках указаны годы рождения и смерти  Сунь Ятсена.

150-летие со дня рождения Сунь Ятсена отмечалось скромнее. В 2015 г. на IX Международной научно-практической конференции, организованной Министерством образования и науки Российской Федерации  и Уральским государственным университетом Р.Л. Исхаков (Уральский государственный университет) представил доклад «Принцип миньцзу чжуи и легитимация», в котором показал механизм формирования национальной политики, поиск новых подходов к решению проблемы на основе принципа Сунь Ятсена  миньцзу чжуи

В столице Приморья Владивостоке 12 ноября 2016 г. отметили 150-ю годовщину со дня рождения Сунь Ятсена. Мероприятие было организовано Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН и Генеральным консульством КНР. Директор Института Виктор Лаврентьевич Ларин отметил, что «150 лет со дня рождения Сунь Ятсена — событие мирового масштаба, потому что он не только "отец" китайской революции, но и человек, который способствовал изменению мира в ХХ веке». .

Газета «Аргументы и факты откликнулась на юбилей Сунь Ятсена статьей «Конфуций китайской революции. 10 фактов о Сунь Ятсене». Автор отмечает, что Сунь Ятсен является одним из наиболее почитаемых политических деятелей Китая. Среди главных достижений политической карьеры Сунь Ятсена Андрей Сидорчик видит образование первых революционных организаций в Китае, ставших ведущей политической силой Синьхайской революции 1911 г., свергнувшей монархию и установившую республиканский строй, учение о «трех народных принципах», создание партии Гоминьдан, осуществление сотрудничества Гоминьдана с коммунистами в интересах единства нации, сотрудничество с Советским Союзом .

Дмитрий Киселев в научно-популярном журнале «Пропаганда» рассматривает возможность осуществления мечты Сунь Ятсена о возрождении и процветании в союзе с другими нациями Востока единого Китая. Статья называется «Сунь Ятсен и проблема национального единства Китая» и была напечатана 11 ноября 2016 г.

Юбилейную конференцию провели 30 октября 2016 г. в Москве китайцы, проживающие в России. Вспоминая исторические события, связанные с именем Сунь Ятсена, Посол КНР господин Ли Хуэй остановился на деятельности Сунь Ятсена, направленной на борьбу за независимость, национальное освобождение Китая и исторических связях между Сунь Ятсеном и Советской Россией и выразил надежду на то, что проживающие в России китайцы, следуя заветам Сунь Ятсена, будут прилагать усилия для укрепления нынешних китайско-российских всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства .

И, конечно, самые значительные торжества прошли в Китае.  В Доме народных собраний в Пекине 11 ноября 2016 г. состоялось торжественное собрание, на котором выступил Председатель КНР Си Цзиньпин. Он призвал всех китайцев вне зависимости от места постоянного проживания — жителей КНР, Макао, Гонконга и Тайваня, объединиться и продолжить великие дела, начатые Сунь Ятсеном. Китайский лидер призвал учиться патриотизму и самоотверженности у Сунь Ятсена и отметил, что исторический опыт показывает, что успешно развиваться могут только те нации, которые идут собственным путем в соответствии с собственными реалиями. Упор в выступлении китайский лидер сделал на единстве нации, целостности государства, противодействии расколу, за что боролся всю жизнь Сунь Ятсен. Си Цзиньпин призвал решительно не допустить повторения исторической трагедии раскола государства, что имело место в начале ХХ в. .

13 ноября 2016 г. родственники Сунь Ятсена и другие члены делегации, съехавшиеся с разных уголков планеты (около 100 человек), возложили цветы. В соответствии с традицией они совершили три поклона статуе выдающегося революционера и сделали круг вокруг мавзолея в знак памяти о Сунь Ятсене и его вкладе в достижение национальной независимости, социального прогресса в Китае и благосостояния китайского народа.

В г. Чжуншань, на родине Сунь Ятсена, был организован международный симпозиум, основной темой которого был анализ взглядов на роль Сунь Ятсена в разных странах мира и  возрождение китайской нации. В организованном Институтом новой истории КАОН и НПКС провинции Гуандун симпозиуме приняли участие более 130 ученых почти из 70 научных организаций Китая, Вьетнама, Японии, Франции, России, Новой Зеландии, Сингапура, США, Республики Корея, Австралии . Россию представляла руководитель Центра изучения новейшей истории Китая д.и.н. Н.Л.Мамаева, которая осветила в своем выступлении роль Сунь Ятсена в установлении отношений с Советской Россией.  Работа симпозиума проходила по четырем секциям: 1. Политика, военное дело, дипломатия. 2. Идеология и культура. 3. Социально-экономическое направление. 4. Межличностные отношения. Выступления ученых показали, что изучение революционного пути Сунь Ятсена в новейшей  истории стало одним из важных направлений научных исследований в разных странах мира .

В провинции Гуандун начались съемки документального фильма "Следуя мечте: Сунь Ятсен и живущие за рубежом китайские эмигранты и этнические китайцы". В фильме история жизни за рубежом Сунь Ятсена будет переплетаться с историями о жизни за границей современных китайцев.

Торжества по случаю юбилея выдающегося сына китайского народа Сунь Ятсена прошли во многих городах Китая и за рубежом.

 

 

Господин Ли Хуэй напомнил, что несколько лет тому назад в Москве была организована выставка «Сунь Ятсен и Сунь Цинлин».

Подводя итоги торжественного заседания, С.Г. Лузянин еще раз подчеркнул, что Сунь Ятсен сыграл в истории Китая важнейшую роль, а выступившие на заседании научные сотрудники осветили деятельность Сунь Ятсена с разных сторон, а также остановились на участии в судьбах страны членов его семьи – супруги Сунь Цинлин и сына Сунь Фо. Уровень подготовленных выступлений соответствует уровню научной конференции, отметил С.Г. Лузянин.

 
 
Совхоз в Приморском крае
 
Советские марки 1966 и 1988 гг.
 
Ермашев И. И. М., 1964 г.
 
г. Уфа
 
Сунь Ятсен в Шанхае после возвращения из Европы. 1911 г.
 
Дом-музей Сунь Ятсена в Шанхае
 
Библиотека Сунь Ятсена
 
Кабинет Сунь Ятсена
 
Сунь Ятсен за работой
 
Сунь Ятсен на фоне пятицветного государственного флага и партийного флага Гоминьдана «белое солнце на синем небе»
 
Парк Сунь Ятсена в Пекине
 
Мавзолей Сунь Ятсена в Нанкине. Построен в 1929 г.
 
Мавзолей Сунь Ятсена – одно из самых посещаемых мест в Пекине
 
Почта Китая в 2016 г. выпустила блок марок в честь 150-летия со дня рождения Сунь Ятсена. На марках изображены: дом-музей Сунь Ятсена, бронзовая статуя Сунь Ятсена, зал Сунь Ятсена в парке Чжуншань в Пекине и средняя школа имени Сунь Ятсена.
Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина на торжественном собрании, посвященном 150-летию со дня рождения Сунь Ятсена
 
Торжественное собрание в Пекине, в Доме народных собраний
 

 

Сунь Ят-сен. Избранные произведения. М., 1964.

Сунь Ят-сен. Избранные произведения. Издание второе, исправленное и дополненное.  М., 1985.

С.Л. Тихвинский. Избранные произведения : в 5 кн. М., 2006. Кн. 2 : История Китая первой четверти XX века : Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии борьба за республику. М., 2006.

В.И.Ленин. Демократия и народничество в Китае / В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 21. С. 402.

См. также: Ли Цзяньцзюнь. Сянсян дэ гунтунти  - Сунь Чжуншаньдэ «Минцзу гоцзя» лилунь юй шицзянь (Воображаемая общность - Теория и практика «Национального государства» Сунь Ятсена) / «Чжэнчжисюэ». 2005. С. 42-44.

С.Л.Тихвинский. Сунь Ятсен – китайский революционер-демократ (Предисловие ко второму изданию «Избранных произведений» Сунь Ятсена) / Сунь Ятсен. Избранные произведения. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1985. С. 28.

Гэмин вэньсянь (Документы революции). Тайбэй, б.г. Вып. 8. С. 1022-1027.

Среди исследований и публикаций документов по теме деятельности советских военных советников в НРА и их роли в национальной революции, а также по проблеме изучения военного аспекта политики Москвы в Китае 20-х гг. особо отметим фундаментальные работы д.и.н. А.И.Картуновой: В.К.Блюхер в Китае 1924-1927 гг. Новые документы главного военного советника”. — Составитель, ответственный редактор, автор  введения и примечаний д.и.н. А.И.Картунова. М., 2005; А.И.Картунова. Политика Москвы в национально-революционном движении в Китае: военный аспект (1923 г. - июль 1927 г.). 1-е и 2-е издания. М., 2000, 2001.

 

См.: Чжунго Гоминьдан дии, эрцы цюаньго дайбяо дахуй хуйи шиляо (Материалы по истории I и II съездов Гоминьдана). Нанкин, 1986. Т. 1. Чжунхуа миньго ши данъань цзыляо хуйбянь. Цун Гуанчжоу цзюнь чжэнфу чжи Ухань гоминь чжэнфу. 1917-1927 (Сборник архивных материалов по истории Китайской Республики. От Гуанчжоуского военного правительства до Уханьского правительства. 1917-1927). Нанкин, 1986.

Сунь Ятсен. Избр. произв. М., 1985. С. 492-493, 490, 655.

Там же. С. 105, 529-649.

См. подробно: Н.Л.Мамаева. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923-1927). М., 1991. С. 24-25, 28.

Чжунго гоминьдан дии, эрцы цюаньго дайбяо дахуй хуйи шиляо. С.. 4-79, 99-101; Чжунхуа миньго ши. С. 228-230.

Н.Л.Мамаева. Коминтерн и Гоминьдан. 1919-1929. М., 1999. С. 85-107.

Чжунго Гоминьдан дии, эрцы цюаньго дайбяо дахуй хуйи шиляо. Т. 1. С. 12, 21-22. Коммунистический Интернационал и китайская революция. Документы и материалы. М., 1986.  Док. N 13. С. 44. ВКП(б), Коминтерн и национально-революционное движение в Китае. Документы. Т. 1. 1920-1925. М., 1994. Док. N 111. С. 380-382, 390, 420, 430-431.

ВКП(б), Коминтерн и национально-революционное движение в Китае. Т. 1. Док. N 86. С. 266. N 103. С. 355-356. Док. N 110. С. 378.

ВКП(б), Коминтерн и национально-революционное движение в Китае. Т. 1. Док. N 64. С. 206. Док. N 83. С. 257-260. N 92. С. 279-282. Док. N 92. С. 279-280.

Там же. С. 307.

Там же. С. 281. Док. N 83. С. 257-258.

См. подробно: Н.Л.Мамаева. Коминтерн и Гоминьдан. 1919-1929. М., 1999.

Коммунистический Интернационал и китайская революция. Док. N 9. С. 30, Док. N 13. С. 43.

  Чжан Хайпэн.1998 нянь дэ чжунго цзиньдай ши яньцзю гайкуан (Обзор исследований в 1998 г. в КНР в области новой истории Китая). / “Цзиньдай ши яньцзю”. 2001, № 1.

См. также.Н.Л.Мамаева. История Китайской Республики (историографические заметки) / Восток [ORIENT]. М., 2003. №2. С. 168-173.

 

Сунь Ятсен. Внешнеполитические воззрения и практика // С.Л.Тихвинский. Избр. произв. Кн. 2. История Китая первой четверти XX века. М., 2006. С. 11.

Китайская Республика (1912-1949)  Т. VII. М., 2013. С. 406-409 // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В 10 томах.

Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению и независимости. С. 342-376.

См. подробнее: Док №№ 683, 733 // Русско-китайские отношения в XX веке. Т. IV. Кн. 2 (1946 – февраль 1950).

 

Русско-китайские отношения в XX веке. Т. V. Кн. 2. Приложение № 9. С. 443.

Там же. С. 443

 

Сунь Вэнь сюаньцзи. Чжун цэ.(кит.яз.)  (Сунь Ятсен. Избранные произведения). Гуандун жэньминь чубаньшэ. Т.2. С.256.

Там же. С. 261.

Там же. С. 262.

Синьхайская революция.1911-1913 гг. Сборник документов и материалов. М. 1968. С.179-180

Сунь Вэнь сюаньцзи. Указ.соч. С.264.

Ли Чанли. Чжунго жэнь дэ шэнхо фанши: цун чуаньтун дао цзиньдай (Образ жизни китайцев: от традиции к современности). Чэнду. 2008. С.324-325.

中国的第二步.  Статья былa перепечатана многими англоязычными изданиями под заголовком “China’s next step”

Лю Шуцинь. Цзинцзи чжи дао: лю жи циннянь дэ вэньсюэ ходун юй вэньхуа лфнчжэн (Тернистый путь: литературная деятельность и культурный протест побывавшей в Японии молодежи). Тайбэй. С. 60.

 

Ленин В.И. ПСС. Изд. 5. 1975. Т.54. С.602.

URL: http://ufa-gid.com/ocherki/doktor-sun-yatsen.html. Обращение 01.12.2016

Именно так транслитерировали имя Сунь Ятсена в 1920-е гг. Названия сохранились до сегодняшнего дня.

  URL:vladimir1896.ru/ulici-vladimira/ulica-sun-yat-sena-vo-vladimire.htm Обращение 01.12.2016

  Переулок Гоминьдана - в правильном написании. https://vk.com/wall-5608669_3305834. Обращение 01.12.2016.

URL: http://omskpress.ru/news/24556/kustiki_i_barashki/ Обращение 01.12.2016. Обращение 30.11.2016.

URL: http://www.aldanweb.ru/index/ulicy_i_pereulki_goroda_aldana/0-56 Обращение 01.12.2016

  URL: old.pgpb.ru/cd/terra/mihail/mih_05.html. Обращение 28.11.2016.

Сидорчик А. Конфуций китайской революции. 10 фактов о Сунь Ятсене URL: http://www.aif.ru/society/history/konfuciy_kitayskoy_revolyucii_10_faktov_o_sun_yatsene Обращение 20.11.2016.

URL: http://propaganda-journal.net/9955.html Обращение 01.12.2016.

URL: ru.china-embassy.org Обращение 01.12.2016.

URL: russian.news.cn/2016-11/11/c_135823142.htm Обращение 01.12.2016.

 

URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2016-11/14/c_129363579.htm Обращение 01.12.2016.

 


Предыдущая страница: Год России в Китае