Версия для печати

История Общества Российско-Китайской Дружбы

ОРКД и ИДВ РАН отметили 20-летие Совместной декларации Президента РФ Б. Н. Ельцина и Председателя КНР Цзян Цзэминя.


18 апреля 2016г. в Культурно-информационном Центре «Китай» Общество российско-китайской дружбы (ОРКД) и Институт Дальнего Востока (ИДВ) РАН организовали «Круглый стол», посвященный 20-летию Совместной декларации Президента РФ Б. Н. Ельцина и Председателя КНР Цзян Цзэминя о провозглашении решимости развивать между Россией и Китаем отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке.

На заседании «Круглого стола» председательствовал В. Я Портяков - заместитель Председателя ОРКД, заместитель директора ИДВ РАН, главный редактор журнала «Проблемы Дальнего Востока», доктор экономических наук.

         В. Я. Портяков, открывая заседание, от имени присутствующих руководителей и активистов ОРКД, ученых ИДВ РАН, ветеранов и учащейся молодежи приветствовал присутствующих на заседании Полномочного министра Посольства КНР в РФ господина Су Фанцю, Советника Посольства господина Мао Вэньчуна,  а также представителей российских и китайских СМИ.

         Назвав Совместную декларацию Президента РФ Б. Н. Ельцина и Председателя КНР Цзян Цзэминя, подписанную в Пекине 26 апреля 1996г. событием, относящимся к крупным историческим явлениям, В. Я. Портяков вкратце охарактеризовал путь, который прошли российско-китайские отношения после образования КНР.

         Это был непростой путь: от союзничества, основанного на идеологической общности и блоковой солидарности 50-х годов прошлого столетия, которые можно назвать «медовым месяцем» российско-китайских отношений; затем  идеологических разногласий, переросших в межгосударственную конфронтацию, балансирующую на грани военных действий; до понимания того, что добрососедству в двусторонних отношениях альтернативы нет, слишком дорогую цену заплатили наши страны  и народы за двадцатилетнее противостояние.

         В. Я. Портяков напомнил о том, что в 1992г. Россия и Китай заключили Соглашения об основах взаимоотношений, назвав эти отношения дружественными. В августе 1994г. в Москве руководители РФ и КНР провозгласили курс на построение отношений конструктивного партнерства, получивших свое конкретное воплощение в расширении российско-китайских контактов на различных уровнях.

         И, наконец, 26 апреля 1996г. в Пекине была подписана Совместная декларация, работа по практическому применению которой  привела к подписанию в Москве 16 июля 2001 года Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР - исторического документа, ставшего сегодня надежной юридической базой для успешного развития отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между нашими странами и народами.

        После вступительного слова В. Я. Портяков слово для выступления предоставил А. В. Виноградову - руководителю Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН, доктору политических наук.

 

«Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

 

В послевоенную эпоху СССР и КНР вступили как союзники. Союзный характер отношений не только отражал идеологическую близость и однотипность социально-экономических моделей двух стран, но и состояние мировой системы, расколотой на 2 лагеря. Существование в качестве субъектов в том мире возможно было только в составе одного из блоков. После войны США производили более 50% мирового ВВП. Силы были настолько неравны, что только союз давал возможность сохранения субъектности.

Подписание 14 февраля 1950 года «Договора  между СССР и КНР о дружбе, союзе и взаимной помощи», отразило такое понимание характера эпохи. Ось Москва-Пекин стала одной из основ послевоенного устройства, неравновесного и хрупкого, но позволяющего сохранить альтернативу мирового развития.

Именно разное видение альтернативы путей социального развития и стало причиной идеологического раскола КПСС и КПК. Однако произойти он мог только, когда стало ясно, что отстоять независимость и идентичность удалось.

Как только Китай осознал, что у него есть свой социальный проект, выраженный идеологически, он стал тяготиться ограничениями, накладываемыми союзным договором. Вслед за идеологическим расколом возникла концепция «трех миров», которая выражала желание создать мир за пределами биполярности. Но реализовать тогда эту идею было невозможно. Биполярная среда лишь давала возможность линейного движения - от одного полюса к другому. Китаю важно было зафиксировать свой суверенитет за счет удаления от СССР и приближения к США, но не слияния.

Мировое развитие тоже шло в этом направлении – в направлении многополярности, хотя в середине 1980-х об этом не говорили.

Поворотными вехами в истории советско-китайских отношений в КНР принято считать три встречи между высшими руководителями двух стран. Первая - И.В.Сталина с Мао Цзэдуном в конце 1949 – начале 1950 гг. в Москве. Вторая – Н.С.Хрущева и Мао Цзэдуна в 1959 г. в Пекине. Третья – М.С.Горбачева с Дэн Сяопином в мае 1989 г., ознаменовавшая нормализацию отношений между двумя государствами.

В совместном коммюнике от 18 мая 1989 г. было зафиксировано главное: “Обе стороны высказали единое мнение, что советско-китайская встреча на высшем уровне знаменует собой нормализацию межгосударственных отношений между Советским Союзом и Китаем”. Это означало признание абсолютного суверенитета друг друга. Идеологическое ограничение суверенитета также было окончательно снято. Поэтому никаких официальных межпартийных документов не подписывалось. 1989 г. завершил один период межгосударственных отношений и положил начало новому.

Сложность нового периода состояла в том, что совпали 2 задачи – окончательная нормализация двусторонних отношений и построение нового мирового порядка.

Если говорить о выборе даты отсчета нового этапа наших отношений, но даты конструктивной, а не негативной, которой стал 1991 г., то нормализация в 1989 г. открыла новую страницу сотрудничества. В этом состояла логика истории, которую наши страны тогда сумели уловить, и в результате в двусторонних отношениях мы оказались подготовлены к 1991 г.

27 декабря 1991 г. Россия и Китай подписали в Москве протокол переговоров, заявив о пролонгации дипломатических отношений между КНР и СССР. На основе пяти принципов мирного сосуществования две страны начали развивать отношения добрососедства, дружбы и сотрудничества, начал осуществляться процесс плавного перехода от советско–китайских отношений к российско-китайским отношениям.

В декабре 1992 г. состоялся первый визит Б.Ельцина в КНР. В принятой 18 декабря 1992 г. «Совместной декларации об основах взаимоотношений между РФ и КНР» стороны определили основные принципы этих отношений, заявив, что «рассматривают друг друга как дружественные государства» и «будут развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества». Была подчеркнута необходимость уважения права народа любой страны на свободный выбор пути своего внутреннего развития. Были взяты обязательства, что ни одна из сторон не будет участвовать в военно-политических союзах, направленных против другой стороны, не будет заключать с третьими странами договоров или соглашений, наносящих ущерб государственному суверенитету и интересам безопасности другой стороны. Россия и Китай подтвердили, что они не стремятся к гегемонии в АТР и других районах мира. Содержательно эта декларация повторяла два советско-китайских коммюнике от 1989 и 1991 гг., подписанного в ходе визита Цзян Цзэминя в Москву.

Переход от советско-китайских к российско-китайским отношениям прошел в 1992 г. довольно успешно. Распад СССР положил начало новым отношениям Китая с Россией, но не новым принципам.

Здесь нельзя не сказать о том, что Россия в этот момент переживала драматические внутренние изменения, которые не могли не отразиться на внешней политке. Идеологический компонент, хотя и не занимал уже такого места, как раньше, сохранялся, переориентация на либеральные ценности во внутренней политике неизбежно отразилась на внешней.

Несмотря на то, что уже в первой Концепции внешней политики Российской Федерации, опубликованной в конце 1992 года и одобренной указом Б. Ельцина в апреле 1993 года, подчеркивалось, что идея «нового политического мышления», сформулированная М. Горбачевым, ошибочно исходила из возможности бесконфликтного партнерства с Западом, по мнению руководства внешнеполитического ведомства РФ оптимальной «дорожной картой» было бы постепенное объединение РФ с Большой Европой. Руководство новой России после прихода к власти сразу же заговорило о «стратегическом партнерстве» или «стратегическом союзе» с США, в котором она имела бы равноправные отношения, прежде всего в сфере двусторонней и глобальной безопасности.

США откликнулись на предложение России о стратегическом партнерстве. Ванкуверская декларация в апреле 1993 г. провозгласила стратегическое партнерство РФ и США. В это время Россия стремилась войти в НАТО, «G-7», присоединиться к американской ПРО и т.д. Такая политика российского правительства и Министерства иностранных дел вызвала бурную неприязненную реакцию в обществе. После десятилетий соперничества этот курс не воспринимался населением, воспитанным в духе конфронтации, став причиной еще одного конфликта власти и народа.

В этот период отношения с Китаем не были для Москвы приоритетом. Ельцин и уделял большое внимание развитию отношений с Западом, а для Пекина, где в начале 1990–х гг. был экономический рост, важнее была задача привлечения иностранных инвестиций, чем отношения с Россией.

В это время США активно продвигали идею расширения НАТО на Восток, вторгаясь в сферу интересов России. В январе 1994 г. была разработана программа НАТО «Партнерство ради мира», а в сентябре 1995 г. опубликована «Программа по расширению НАТО», что вызвало у России сильное раздражение, она осознала, что Запад по-прежнему видит её в качестве потенциального врага, а программа расширения НАТО на Восток угрожает её безопасности.

В июне 1995 г. в США приняли главу Тайваня, после чего межгосударственные отношения с КНР вновь ухудшились. В марте 1996 г. США направили два авианосца к Тайваньскому проливу с целью оказать военное давление на Китай. Китайское руководство осознало, что США являются крупнейшим внешним препятствием, которое мешает единству и могуществу китайской нации.

В результате проводимой США политики «сдерживания» и для решения общих задач экономического развития Россия и Китай постепенно начали сближаться.

В январе 1994 года во время визита в Китай министр иностранных дел России А. Козырев передал Цзян Цзэминю письмо Ельцина, в котором впервые было предложено «повысить статус двусторонних отношений до уровня конструктивных отношений партнерства, обращенных в XXI век».

Выступив 3 сентября 1994 г. с большой речью в МГИМО, Цзян Цзэминь поддержал выдвинутое Б.Ельциным предложение об установлении между РФ и КНР конструктивного партнерства, обращенного в XXI век. Тогда же была подписана «Совместная российско-китайская декларация», определяющая основные направления развития сотрудничества в духе добрососедства и делового партнерства, в которой была озвучена решимость двух стран развивать отношения конструктивного партнерства. В ней говорилось, что стороны не будут противоборствовать друг другу, но и не вступят в двусторонний союз. Они должны придерживаться духа добрососедства в решении всех вопросов, возникающих во взаимоотношениях, взаимно уважать выбранный каждой из сторон путь развития своей страны, при любых обстоятельствах не изменять основного курса на развитие отношений дружбы и сотрудничества между двумя государствами, играть активную конструктивную роль на международной арене, расширять взаимные консультации.

Во время этого визита Цзян Цзэминя лидеры двух стран признали разнообразие мира и различия между странами, выступили в поддержку равноправного сотрудничества, против гегемонизма, однополярности и политики «права сильного», против создания агрессивных военных и экономических блоков.

Наиболее заметный прорыв был сделан позднее. Он произошел в 1996 г., когда в ходе очередного саммита в Пекине 25 апреля стороны приняли третью совместную Декларацию, определяющую развитие «стратегических отношений взаимодействия и партнерства на основе равенства и взаимодоверия, обращенных в XXI век». В ней были определены принципы развития двусторонних отношений: «равноправие и доверие, добрососедство и дружба, взаимовыгодное сотрудничество».

Было отмечено, что «достигнутый высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества – это общее историческое достояние» двух стран и народов, а также важный фактор укрепления мира и стабильности в мире, «заметный вклад в строительство нового многополюсного мирового политического и экономического порядка». Стороны заявили о своем неприятии политики силового давления, доминирования одного мирового центра и вмешательства в их внутренние дела других стран.

Китайско-российские стратегические отношения взаимодействия и партнерства стали новым типом межгосударственных отношений. На этом этапе они вышли за рамки двусторонних экономических, политических отношений, потому что декларировали принципы построения нового мирового порядка.

Визит Б.Ельцина в Китай совпал с еще одним уникальным событием. 26 апреля 1996 г. главы пяти государств-соседей – России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана подписали в Шанхае Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Это соглашение стало крупным достижением в укреплении доверия между пятью государствами.

Большую роль в этот период сыграли личные контакты лидеров России и Китая. Сложившиеся между ними дружественные и доверительные отношения задавали тон общей атмосфере межгосударственного и межправительственного взаимодействия, стимулировали более активное выстраивание партнерских связей и контактов. Опыт общения с западными коллегами показал мировоззренческую пропасть, которую невозможно было преодолеть, как бы сильны не были евростремительные тенденции и сторонники евроатлантической интеграции. С другой стороны, близость политических моделей, опыта государственного управления Б.Ельцина и Цзян Цзэминя, и знание России Цзян Цзэминем, понимавшим и доверявшим русским, позволил главам государств договориться. Проблема доверия была решена на самом высоком уровне. И это стало прямым результатом Договора 1950 г.

Но был и еще один момент. Нельзя не сказать о том, что происходило в России. В 1993 г. конфликт исполнительной и законодательной власти воплотил разрыв власти и народа. Но в 1996 г. накануне президентских выборов нужно было искать новые решения. После периода односторонних уступок Западу и ориентации на западные ценности российское руководство вынуждено было учесть интересы народа. Именно такое, опосредованное участие народа в принятии внешнеполитических решений предопределило стратегический характер принимаемых решений.

В этой связи хотел бы напомнить еще об одном событии. 3 октября 1995г. Совета Федерации обратился к президенту, Государственной Думе и правительству с предложением поддержать вынесение на референдум вопрос об образовании союзного государства России и Белоруссии. Он проведен не был, но Договор об образовании сообщества России и Белоруссии подписан в Москве 2 апреля 1996 г.

Таким образом, три главных внешнеполитических шага, сделанных в ходе предвыборной кампании, точно отражали настроения большинства населения. Они должны были продемонстрировать воссоединение власти и народа.

Соглашения от апреля 1996 г. помогли России осознать свою идентичность в новом мире. Это был очень тяжелый, продиктованный внутриполитическими обстоятельствами, и именно поэтому выверенный шаг, имевший серьезные практические последствия.

В ноябре 1997 г. лидеры КНР и России подписали «Совместную Декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка». Они выразили неприятие попыток навязать международному сообществу однополярное устройство мира и проводить политику с позиций силы, высказались за усиление роли ООН и Совета Безопасности. Во время шестой встречи в ноябре 1998 г. они выработали общую позицию относительно развития международного сообщества в новой эпохе и опубликовали совместную декларацию о китайско-российских отношениях, в которой выразили общее мнение о многополярном мире, о разнообразии мировых цивилизаций, о глобализации мировой экономики, о функциях ООН и т.д.

Дальнейшее упорядочение российско-китайских отношений стало происходить после избрания В.Путина президентом РФ. По итогам визита В.Путина в Пекин в 2000 г. была подписана Пекинская декларация и сделано совместное российско-китайское заявление по вопросам противоракетной обороны.

В ходе визита Цзян Цзэминя в Москву в июле 2001 г. стороны уже не ограничились подписанными декларациями, а решили скрепить свои отношения полномасштабным «Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР», рассчитанным на 20 лет (до 2021 г.). В Договоре был юридически закреплен принцип передачи дружбы из поколения в поколение и утвержден курс на оказание решительной взаимной поддержки и неуклонное расширение практического сотрудничества по самым различным направлениям.

В статье 9 Договора говорится: в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Москва и Пекин договорились не участвовать в союзах и блоках, но в Договоре подчеркивается, что две стороны предпринимают совместные усилия, чтобы поддерживать глобальный стратегический баланс и координировать действия по предотвращению и урегулированию конфликтов на международной арене.

Международные разделы договора отметили ненаправленность его против третьих стран, но одновременно показали, что и Россия, и Китай выступают против трансформации суверенитета, вызванной ускоренным продвижением глобализации. Выразилось это, прежде всего, в укреплении российско-китайского сотрудничества по линии ООН и неприятии стремления принизить роль этой организации как международного органа консенсусных решений на основе суверенности государств. Договор с его четко выраженным стремлением полностью сохранить международные органы суверенных государств в том виде, как они существовали в XX веке, с его поддержкой основополагающих договоренностей прошлого фактически стал программой сохранения всех норм послевоенного международного права, отвечающих нарождающейся многополярности.

Внимание и усилия по сохранению суверенитета критически важны для формирования многополярности, угрозу которой представлял не только сверхполюс в лице США, но и распространяемые ими импульсы к глобализации, уничтожающей идентичность.

Одновременно была создана Шанхайская организация сотрудничества, в рамках которой стало осуществляться стратегическое партнерство, в первую очередь в военно-политической сфере.

С начала 21 в. экономические отношения России и Китая стали явно уступать развитию политических отношений. Это стало особенно хорошо заметно после вступления КНР в ВТО. Тогда появилась формула «горячо в политике, холодно в экономике», применительно к российско-китайским отношениям и наоборот применительно к американо-китайским отношениям.

Но что означает «горячо» в экономике – прагматизм, конъюнктуру рынка. А в политике – долгосрочность и стратетический характер.

На мой взгляд, не надо драматизировать этот факт. В российско-китайских отношениях экономическое сотрудничество идет вслед за политическим в отличие от американо-китайского, которое идет от экономического к политическому, но не может преодолеть принципиальных разногласий. Практика показывает, что надежность политического взаимодействия выше экономического. При наличии политической воли экономическое сотрудничество успешно развивается, конечно, не опровергая экономические законы, в то время как экономической взаимосвязи недостаточно для политического сотрудничества, экономические связи можно заменить, в отличие от дружбы и взаимопонимания. Необходимо учитывать, что в экономическом отношении товарооборот России с Китаем зависит от ВВП РФ, который кратно уступает ВВП ЕС и США. Поэтому для двусторонних отношениях России и Китая так важны новые направления сотрудничества, которые были найдены.

В ходе визита в КНР В.Путина в октябре 2004 г. было принято решение объявить 2006 год Годом России в Китае, а 2007 год – Годом Китая в России. Это направление сотрудничества было продолжено. В ходе визита Д.Медведева в Пекин в 2008 г. была достигнута договоренность проводить на регулярной основе мероприятия по типу национальных годов, в частности, Год русского языка в Китае в 2009 г. и Год китайского языка в России в 2010 г., затем перекрестные Годы туризма. В 2014 и 2015 годах Москва и Пекин провели «Годы культурных обменов молодежи», собираются проводить перекрестные годы российских и китайских СМИ в 2016-2017 годах.

В ходе визита нового президента РФ Д.Медведев, который выбрал Китай для своего первого зарубежного визита, было выражено общее стремление Москвы и Пекина способствовать развитию таких механизмов международного взаимодействия, как встречи и контакты в формате Россия-Индия-Китай и БРИК, с 2011 г. БРИКС.

Так было выбрано новое направление по практическому созданию инфраструктуры нового мирового порядка. Повестка постбиполярного мира постепенно замещалась повесткой многополярного мира. Что уже сделано?

Важно подчеркнуть, что группа БРИКС, несмотря на то, что была выделена по экономико-статистическим критериям, получила официальное оформление как международная и межцивилизационная. Поэтому создание экономических институтов в рамках БРИКС неправильно трактовать как экономическую интеграцию. Цели БРИКС - это пример равноправного и доверительного сотрудничества.

Главным событием последнего саммита БРИКС 2015 г. в Уфе стало создание финансовых институтов БРИКС (Банка БРИКС и пула резервных валют) с общей капитализацией 200 млрд. долларов. Созданный Пекином Азиатский банк инфраструктурных инвестиций будет альтернативой Всемирному банку и Азиатскому банку развития, в которых у США и других развитых государств большая квота.

Одним из главных итогов саммита ШОС в Уфе (2015 г.) можно считать расширение ШОС за счет вступления в организацию Индии и Пакистана. Начав с двусторонней безопасности в регионе ШОС превращается в организацию региональной безопасности для 40% населения Земли.

Укрепление отношений Москвы и Пекина непосредственно касается международной безопасности Евразии. Вместо «Великой Европы от Лиссабона до Владивостока» постепенно формируется «Великая Азия от Шанхая до Санкт–Петербурга». Продолжением этого стали проекты экономического интеграции на пространстве Евразии.

8 мая 2015 года лидеры двух стран подписали Совместное заявление России и КНР о сотрудничестве по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса «Шелковый путь». Объединение двух интеграционных проектов означает выход партнерства КНР и РФ на новый уровень и подразумевает общее экономическое пространство на континенте.

Один из главных показателей стратегического характера отношений РФ-КНР в том, что анализируя китайско-российские отношения после 2009 г., можно отметить, что «перезагрузка» отношений с США оказала незначительное влияние, китайско-российские отношения продолжали развиваться быстро и стабильно. США уходят как определяющий фактор двусторонних отношений, это значит, что меняется мир и роль США.

Серьезные изменения в двусторонних отношениях КНР-РФ произошли  22 марта 2013 года, когда председатель КПК КНР Си Цзиньпин провел свой первый после вступления в должность зарубежный государственный визит в Российскую Федерацию. Обе стороны высказались за создание справедливого и рационального мирового политического и экономического порядка, содействие установлению «новых отношений между крупными державами» в соответствии с реалиями 21–го века. Си Цзиньпин приехал на открытие Олимпиады в Сочи. Впервые лидер Китая присутствовал на крупном спортивном мероприятии, проводимом за переделами страны.

Лидер КНР Си Цзиньпин принял участие в мероприятии на Красной площади, посвященном 70-летию победы над фашистской Германией 9 мая 2015 г. в Москве. В свою очередь В.Путин присутствовал на юбилейном параде в честь окончания Второй мировой войны в Пекине.

Новый этап отношений двух стран проявляется в интенсивных контактах первых лиц государств. Только в 2013-2015 гг. лидеры двух стран в рамках двухсторонних и многосторонних отношений встречались 13 раз.

Все это структурные элементы нового мирового порядка.

Важную роль в развитии российско-китайских отношений играет народная дипломатия.

С глубокой древности международные отношения были отношениями между культурами во всем их многообразии, непосредственными, открытыми, не имевшими внешних ограничений.  С появлением государства отношения между культурами постепенно стали сменятся политическими, т.е. отношениями между государствами, в которых были уже только частью.

Развитие средств сообщения и коммуникации существенно расширили возможности непосредственного общения между людьми и вновь сделали отношения между народами важной частью международных отношений. Так появилась народная дипломатия как параллельный процесс.

Восстановление отношений между культурами ввело во внешнюю политику понятие «мягкой силы» в противовес «грубой», ориентированной непосредственно на воздействие на государство – экономической, политической и военной. А народная дипломатия стала одним из главных ее инструментов.

Народная дипломатия закладывает основы для доверия между государствами, но среду для народной дипломатии должны создавать государства.

Задача дружественных государств придать этим отношениям нужное направление, создать благоприятные условия для расширения гуманитарных контактов на уровне граждан.

Важнейшими практическими задачами, на мой взгляд, могли бы стать:

Программы в области изучения русского и китайского языков – главных инструментов народной дипломатии. РФ необходимо создавать в Китае институты русской культуры, например, им. А.Пушкина, по аналогии с китайскими Институтами Конфуция.

Необходимо создать условия для взаимной подготовки журналистов, сотрудников СМИ на региональном уровне. Это могут быть совместные тематические семинары с учеными, совместные семинары провинциальных журналистов в приграничных регионах.

Школьные учебники истории закладывают основы восприятия и отношения к друг другу. Понимая всю деликатность темы, можно было бы предложить для начала, чтобы были подготовлены совместные главы для учебников по регионоведению, которое есть во всех российских школах. Для всех приграничных областей России и Китая.

Новые отрасли экономики и коммуникации требуют не только сотрудничества и объединения усилий, но и установления собственных правил, поэтому необходим диалог экспертов в новых областях, например, в сфере управления интернетом.

Союз СССР и КНР был нужен для того, чтобы выжить в том агрессивном мире, совместно противостоять его давлению, но за прошедшие годы силы СССР и КНР выросли, и теперь уже нужен не союз, а сотрудничество для того, чтобы не противостоять, а совместно создавать этот мир.

Сегодня наши страны не просто хотят, чтобы их интересы учитывались в полной мере, но и обладают потенциалом трансформировать существующий порядок. Именно это определяет их роль в глобальной политике – перед ними стоит задача перейти от встраивания в существующий к формированию нового регионального и мирового порядка в соответствии с собственными представлениями о справедливом мироустройстве.

У России с Китаем есть общее представление о внешнеполитической цели – создание справедливого и равноправного многополярного мира. Главная задача – осуществить это на практике, избежав свойственных установлению нового международного порядка конфликтов.»

                                                                                                                

         После доклада А. В. Виноградова председательствующий В. Я Портяков выразил докладчику благодарность за интересное и обстоятельное сообщение и слово для выступления предоставил Полномочному министру Посольства КНР в РФ господину Су Фанцю.

         Су Фанцю начал свое выступление с выражения благодарности ОРКД и ИДВ РАН за активную деятельность, направленную на ознакомление российской общественности с событиями, происходящими в Китае и китайско-российских отношениях, одним из важных компонентов которых и является Совместная декларация руководителей России и Китая, подписанная в Пекине 26 апреля 1996г.

         «Этот документ, сказал Су Фанцю, свидетельствует о намерении сторон значительно продвинуть вперед весь комплект двусторонних отношений, нацеленных на учет национальных интересов каждой из сторон, на развитие политического диалога, углубления взаимопонимания и взаимного доверия, наращивание практического сотрудничества, на оказание друг другу поддержки в международных делах. Подписанная в Пекине 26 апреля 1996г. Декларация показала, что коренным образом  к этому времени изменились взаимоотношения между странами: Китай и Россия стали подлинными партнерами. Новой правовой формой этих новых отношений стал Российско-китайский Договор о добрососедстве дружбе и сотрудничестве, 15-летний юбилей которого будет отмечаться в этом году».

         Свое выступление Полномочный министр Су Фанцю закончил словами Председателя КНР Си Цзиньпина о том, что курс Китая на международной арене направлен на три составляющие: мир, стабильность и процветание. Эти три основополагающие принципа политики КНР на международной арене имеют полное отношение к китайско-российским отношениям, которые сегодня успешно развиваются как отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.

         На заседании «Круглого стола» выступил также Ю. М, Галенович - заместитель Председателя ОРКД, главный научный сотрудник ИДВ РАН, доктор исторических наук. Ю. М. Галенович напомнил о том, что одно из главных заявлений, сделанных российской стороной после распада СССР - это заявление первого Президента РФ Б. Н. Ельцина о том, что «Россия и Китай рассматривают друг друга как дружественные государства». В устах руководителя России в отношении Китая прозвучало слово «дружба» - слово, так хорошо характеризующее отношения между странами на длительном периоде двусторонних отношений. По словам Ю. М. Галеновича, это было подтверждением нового курса Российской Федерации в отношении Китая.

         В подписанной в Пекине Совместной декларации подчеркивалось, что «Народ каждой страны имеет право, исходя из своих конкретных условий, самостоятельно выбирать социальный строй, путь и модель развития без вмешательства со стороны других государств». Было обращено также внимание на важность подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и реализации этого Соглашения, чтобы «превратить границу между двумя странами в границу добрососедства, дружбы, мира и спокойствия». Ю. М. Галенович выступил с инициативой  подписания Договора  о режиме границы, который должен был заменить Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991г. и Соглашение о российско-китайской границе на Западной части от 3-ого сентября 1994г.

         Ю. М. Галенович высказался также за то, чтобы российско-китайские отношения, достигшие сегодня наивысшего уровня за всю историю двусторонних отношений, основанные на принципах суверенитета, продолжали и дальше оставаться такими же активными, конструктивными и долгосрочными.

         Выступивший на заседании «Круглого стола» А. В. Ломанов - ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, доктор исторических наук, подчеркнул большое значение  отмеченных в Совместной декларации положений о важности контактов и консультаций на высоком и высшем уровнях между руководителями двух стран; о регулярном обмене опытом и информацией о социально-экономическом развитии стран, в т. ч. о необходимости дальнейшего расширения и развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества, используя такие уникальные преимущества, как географическая близость двух стран и взаимодополняемость экономик; о необходимости основное внимание  в этом сотрудничестве обратить на такие  приоритетные сферы, как энергетика, авиа- и космическая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и высокие технологии. А. В. Ломанов обратил внимание на то, что в подписанной Совместной декларации большое внимание было уделено международным вопросам, вопросам безопасности и сотрудничества в АТР и мире в целом. «Положения Совместной российско-китайской декларации от 26 апреля 1996г. являются актуальными и сегодня, - сказал А. В. Ломанов, - Основываясь на основополагающих принципах двустороннего сотрудничества и позиции России и Китая по международным вопросам, стороны будут продолжать совершенствовать и развивать двусторонние межгосударственные отношения в интересах  наших стран и народов».

         Выступившие на заседании «Круглого стола» П. Б. Каменнов - заместитель руководителя Центра социально-экономических исследований и сотрудник Центра И. В. Вахрушин; Д. А. Смирнов - заместитель руководителя Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией; А. С. Исаев - ученый секретарь ИДВ РАН по общественным связям  рассказали о  том, как после подписания Совместной Декларации в Пекине 26 апреля 1996г. развивалось российско-китайское военно-техническое сотрудничество; какие важные проекты были согласованы и как они реализуются; какие задачи ставятся для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества; какое значение имеют личные доверительные отношения руководителей России и Китая для укрепления взаимного доверия, добрососедства и дружбы между нашими странами и народами; как успешно развивается гуманитарное сотрудничество, являющееся важной составляющей российско-китайского стратегического взаимодействия, наряду с сотрудничеством в политической и торгово-экономической областях.

         В заключение Заседания председательствующий В. Я. Портяков поблагодарил всех выступающих за интересные сообщения и сказал, что проведение «Круглого стола», посвященного Совместной декларации 1996г. является преамбулой торжеств, которые ОРКД и ИДВ РАН посвятят приближающемуся юбилею 15-й годовщины Договора о добрососедстве, дружбе  сотрудничестве между РФ  и КНР.


Предыдущая страница: Главная