Версия для печати

Архив

Круглый стол», посвященный 14-й годовщине Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой


29 июня 2015 г. Общество российско-китайской дружбы (ОРКД) и Институт Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН) провели «Круглый стол», посвященный 14-й годовщине Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР.

В работе «Круглого стола» приняли участие руководители ОРКД и ИДВ РАН, активисты ОРКД, ученые-китаеведы, ветераны, представители научной общественности и молодежи.

Гостями заседания «Круглого стола» были Полномочный министр Посольства КНР в РФ г-н Чжан Сяо, сотрудники Посольства, представители китайских и российских СМИ.

В зале Культурно-информационного центра, где проходило заседание «Круглого стола», была развернута экспозиция книг, журналов и других публикаций, рассказывающих о Китае и российско-китайских отношениях, опубликованных в течение последних лет.

Заседание «Круглого стола» открыл С. Г. Лузянин – исполняющий обязанности директора ИДВ РАН, заместитель председателя ОРКД, доктор исторических наук, профессор.

С. Г. Лузянин сказал, что Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанный 16 июля 2001 г. Президентом РФ В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем, с момента подписания и до настоящего времени был и остается прочной юридической основой успешно развивающихся российско-китайских отношений, сегодня вышедших на уровень отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.

Доброй традицией Общества российско-китайской дружбы и Института Дальнего Востока РАН всегда было проведение мероприятий, посвященных годовщинам Российско-Китайского Договора. «Вот и сегодня мы собрались за «Круглым столом», чтобы обменяться мнениями по поводу событий, прошедших за последний год в российско-китайских отношениях, их роли для наших стран и современной международной обстановки»,— сказал С. Г. Лузянин.

В обсуждении вопросов на заседании «Круглого стола» выступили: А. В. Островский—заместитель директора, руководитель Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН, заместитель председателя ОРКД, доктор экономических наук; В. Е. Петровский—главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН, доктор политических наук; А. В. Ломанов—главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений, член ЦП ОРКД, доктор исторических наук;

А. Ф. Клименко — заместитель руководителя Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС, кандидат военных наук;

Л. С. Переломов — главный научный сотрудник Центра сравнительного изучения цивилизаций Северо-Восточной Азии ИДВ РАН; С. Ф. Санакоев—президент Российско-китайского аналитического центра, заместитель председателя ОРКД; А.С.Исаев — ученый секретарь по связям с общественностью ИДВ РАН, член ЦП ОРКД, кандидат исторических наук и Ю. В. Баринов — руководитель Саратовской региональной общественной организации «Китайский центр».

С докладом о 14-й годовщине Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР на заседании «Круглого стола» выступил

А.В.Островский.

Полный текст выступления А. В. Островского:

«16 июля 2001 г. в Кремле президент РФ В.Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР». В Совместном заявлении двух глав государств, принятом при подписании документа, этот договор был назван «программным документом, определяющим развитие российско-китайских отношений в новом веке». После подписания «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» отношения между нашими двумя странами получили юридическую основу, также получили прочную гарантию действовавшие на тот момент более 200 двусторонних соглашений. В 2004 г. в ходе визита В.Путина в Китай был окончательно решен пограничный вопрос, было подписано Дополнительное соглашение между РФ и КНР о государственной границе на ее восточной части. Это соглашение подвело черту под погранично-территориальной проблемой, которое на протяжении 40 лет создавало конфликтную ситуацию в отношениях между странами.

В мае 2015 г. состоялся визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию на празднование 70-летия Победы советского народа над фашизмом во 2-й мировой войне. В ходе прошедшего визита состоялись российско-китайские переговоры, в ходе которых было подписано 32 документа о дальнейшем развитии российско-китайских отношений. Значительная часть подписанных документов была посвящена дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества между нашими двумя странами. Представляется, что визит Председателя КНР Си Цзиньпина в РФ в мае 2015 г. будет, безусловно, иметь позитивное значение для дальнейшего развития российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Общепризнано, что наибольшие успехи в отношениях между РФ и КНР были достигнуты в сфере высокой политики. На первом месте – постоянные тесные связи на самом высшем уровне, которые выражаются в обмене межгосударственными визитами высших лиц обеих стран - раз в год. Официальный визит Си Цзиньпина в РФ в мае 2015 г. как раз и является одним из такого рода регулярных визитов. В сентябре 2015 г. предстоит ответный визит Президента РФ В.Путина в Китай на празднование 70-летия Победы над японским милитаризмом во 2-й мировой войне. Часто по итогам межгосударственных визитов принимались важные документы, определяющие не только основные принципы отношений между двумя нашими странами, но и вносились серьезные изменения в расстановку политических сил на международной арене.

В ходе предстоящего визита в Китай В.В. Путина также будут подписаны различные соглашения, которые будут способствовать дальнейшему развитию торгово-экономических отношений, повышению объема внешней торговли между нашими странами, развитию инвестиционного сотрудничества, а также сотрудничеству в научно-технической области, образования, туризма и других сферах.

Уже много лет российско-китайские отношения являются существенным фактором мировой политики и оказывают серьезное влияние на современную архитектуру международных отношений. В настоящее время у обеих стран существенно обострились отношения с США и странами ЕС. У России – в результате украинского кризиса и присоединения Крыма, у КНР – из-за территориальных споров в Восточно-Китайском море с Японией, в Южно-Китайском море с Филиппинами и реализуемого США проекта Транстихоокеанского партнерства (ТТП) в основном за счет ущемления экономических и политических интересов Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С точки зрения общих интересов КНР и России, в будущем не исключен альянс или союз между нашими странами. Однако в настоящее время это маловероятно, так как на этом пути существует немало препятствий. С китайской стороны – это действующая внешнеполитическая доктрина о том, что Китай не должен участвовать ни в каких союзах и альянсах, не «высовываться» и придерживаться линии «мудрой обезьяны», которая «сидит на горе и наблюдает за борьбой двух тигров». С российской стороны – сильная ориентация на Запад, которую в настоящее время в российском руководстве стараются сохранить, несмотря на откровенно недружественные действия со стороны США, ЕС и блока НАТО в результате развития событий на Украине, оказывающие непосредственное негативное влияние на положение России на международной арене и внутреннюю ситуацию в стране.

В конце ноября 2014 г. состоялось Всекитайское совещание по проблемам внешней политики, на которой Си Цзиньпин выступил с инициативой по созданию такой системы международных отношений, в основе которых лежит «сотрудничество и обоюдный выигрыш», чтобы тем самым продвигать формирование международных отношений нового типа. Такого рода совещание было организовано всего второй раз после образования КНР. На нем была выдвинута концепция, в соответствии с которой Китаю необходимо иметь специфическую дипломатию великой державы и сделать все, чтобы политика Китая на международной арене имела китайскую специфику.

Министр иностранных дел КНР Ван И поставил основные задачи перед китайской дипломатией на ближайшие годы.

1) необходимо придерживаться такой внешней политики, основной которой служат независимость, самостоятельность и мир;

2) следовать «пяти принципам мирного сосуществования», поддерживать концепцию продвижения и равенства;

3) ставить во главу угла задачу внутреннего развития и поддержку реформ и открытости;

4) встать на новый путь дипломатических отношений великой державы с китайской спецификой, которая характеризуется сотрудничеством с разными странами и обоюдным выигрышем.

Сегодня главной задачей во внешней политике Китая является борьба за международную поддержку и понимание идеи китайской мечты о национальном возрождении. Пропаганда и ознакомление внешнего мира с китайской мечтой – важная задача внешнеполитической работы, чтобы все большее количество стран поняло и приветствовало развитие и возрождение Китая.

Сегодня Китай заявляет, что будет строить международные отношения нового типа, центром которых станет сотрудничество и обоюдный выигрыш. Китай собирается строить стабильные и здоровые отношения между крупными державами; развивать концепцию продвижения международных отношений с соседними странами и регионами, для отношений с которыми характерны дружба, искренность и выгода. Следуя концепции «совмещать справедливость и выгоду, справедливость—прежде всего» Китай будет укреплять сплоченность и сотрудничество с широким кругом развивающихся стран, по-настоящему осуществлять работу по оказанию внешней помощи, еще теснее объединять развитие Китая с совместным прогрессом развивающихся стран.

4. Одна из основных задач китайской дипломатии - защита мира и развития во всем мире для чего необходимо наилучшим образом провести мероприятия в честь 70-летия Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам в сентябре 2015 года. Китай будет отстаивать мировую справедливость и послевоенный порядок, выступать против любых попыток оправдания совершенной агрессии. Исходя из предпосылок защиты собственного суверенитета и законных прав и интересов, на основе равноправного диалога Китай будет мирным путем надлежащим образом урегулировать существующие споры с соответствующими странами.

Китай будет придерживаться принципа совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования результатов общих усилий. Для достижения этой цели Китай в ближайшие годы будет заниматься реализацией следующих проектов:

1) программа строительства «экономического пояса Шелкового пути» (речь в Астане в сентябре 2013 г.) и «морского Шелкового пути», чтобы это дало первоначальный эффект;

2) выступление с идеей создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций;

3) оптимальное использование фонда Шелкового пути, продвижение инфраструктурного строительства с целью развития взаимосвязи между странами;

4) ускорение процесса переговоров по созданию зон свободной торговли, продвижение взаимной инклюзивности в зоне АТР.

При всех положительных результатах развития российско-китайских отношений существуют и некоторые нерешенные проблемы, в первую очередь, в торгово-экономических отношениях. Не случайно в китайской прессе дается такая оценка российско-китайским отношениям – «в политике горячо, в экономике – холодно».

На наш взгляд, это в полной мере отражает тенденцию развития внешнеэкономических связей России. На мой взгляд, Россия должна постепенно перемещать вектор торгово-экономического сотрудничества с Запада на Восток, развивать торгово-экономические отношения с динамично развивающимися странами АТР—КНР, Японией, Республикой Корея, странами Юго-Восточной Азии для того, чтобы расширять там сферу своих экономических интересов.

Если посмотреть на структуру российской внешней торговли по странам и регионам, то мы увидим, что на Европу (или атлантическое направление) приходится 85%, а на Азию (или тихоокеанское направление) – 15% внешнеторгового оборота России. При этом на долю Китая приходится 12% объема. Для России Китай —главный торговый партнер, занимающий 1-е место по объему внешней торговли. Однако анализ структуры внешней торговли Китая показывает, что по объемам торговли Россия для Китая занимает 9-е место, а доля России в объеме внешней торговли КНР в 2013-2014 гг. составляет чуть более 2% объема внешней торговли КНР. Более того, наши исследования показывают, что с учетом тенденции падения объемов российско-китайской торговли в 1-м квартале 2015 года эти 2% вполне могут сократиться до 1,5% в конце 2015 г. В этой ситуации возникает проблема, каким образом РФ и КНР смогут выйти на запланированный главами государств показатель объема внешней торговли – 100 млрд. долл. в 2015 г. и 200 млрд.долл. в 2020 г.

В настоящее время в условиях нынешней международной обстановки, в которой Россия и Китай имеют свои сложности в отношениях с США, ЕС и их союзниками, для наших двух стран единственным выходом остается более тесное развитие торгово-экономического сотрудничества, доведение уровня экономического сотрудничества между странами на уровень военно-политического сотрудничества. В этой ситуации Россия должна принять самое активное участие в предлагаемых Китаем следующих различных программах различных программах экономического сотрудничества:– Экономический пояс «Шелкового пути», Морской пояс «Шелкового пути», Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути и другие. Это позволит минимизировать как потери, которые российская экономика понесла в результате мирового финансового кризиса и до сих пор не восстановила, так и потери из-за санкций США, стран ЕС и их союзников. В настоящее время развитие торгово-экономического сотрудничества в восточном направлении становится более привлекательным для России в силу более быстрого развития экономики в странах АТР по сравнению с США и странами Европы.

В настоящее время Китай - крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Как Россия, так и Китай, решающие задачи структурной перестройки своих экономик, в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества.

Несмотря на заметный рост объема внешней торговли между РФ и КНР – 95 млрд. долл. в 2014 г. по сравнению с 33,4 млрд.долл. в 2006 г. (почти втрое), по-прежнему доля торговли РФ и КНР в объеме внешнеторгового оборота КНР остается крайне мала – чуть более 2% и будет, в лучшем случае, оставаться на этом уровне, невзирая на абсолютный рост объемов товарооборота. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском импорте. Китаю необходимы такие товары как нефть, природный газ, лес, рыба, цветные металлы—медь, никель, потребление которых резко возросло в последние годы, а также военная техника по линии “Рособоронэкспорта”. Из КНР в Россию в основном поставляются потребительские товары и продукты питания, при этом необходимо отметить, что российской экономики районы Дальнего Востока и Сибири не могут без этого обойтись. В целом структура российско-китайской торговли во многом соответствует структуре российской внешней торговли, где в 2008 г. в экспорте доля продукции машиностроения сократилась до 1%, а доля нефтепродуктов и древесины выросла до 60%. На государственном уровне Китай всегда будет более заинтересован в поддержании российско-китайской торговли, нежели Россия, поскольку в экспорте из России преобладают недостающие в КНР природные ресурсы, а в импорте из КНР в Россию - потребительские товары и продукция машиностроения. Безусловно, все это можно производить и на территории России, но в рамках действующего Налогового кодекса РФ и предлагаемых банковских процентов по кредиту себестоимость этих видов продукции на российской территории будет всегда выше, равно как и цены на эти товары.

Объем внешней торговли между двумя странами во многом зависит от объема взаимных инвестиций в экономику, а эти объемы настолько малы, что не всегда попадают в сводные статистические показатели. В частности, объем инвестиций из КНР в РФ за прошлый год составил около 1 млрд. долл., что составляет менее 1% общего объема зарубежных инвестиций из КНР в размере 106 млрд. долл. Еще меньше объем прямых инвестиций из РФ в КНР –всего 22 млн. долл. (менее 0,002% общего объема привлеченных прямых инвестиций) при общем объеме прямых иностранных инвестиций на территорию КНР–119 млрд. долл. Так что важная задача сегодня– увеличение объемов инвестиционного сотрудничества между странами, участие российского бизнеса в различных проектах на китайской территории, а китайского бизнеса–на российской. Другая мера – это развитие сотрудничества между регионами, участие в развитии проектов регионального сотрудничества, в частности, Китая – в развитии районов Дальнего Востока и Сибири, а России – в развитии Северо-Востока Китая и программы развития западных районов Китая. В этом плане важно китайское предложение строительства «Экономического пояса Шелкового пути», затрагивающее развитие инфраструктуры и создание совместных бизнес-проектов на территории Европейской части России. В частности, это строительство высокоскоростной железной дороги через Оренбург – Казань – Москву с двумя ответвлениями – на Минск и Центральную Европу и на Санкт-Петербург – в Северную Европу, а также участие Китая в развитии Дальнего Востока – все на основе государственно-частного партнерства.

В свою очередь, в начале 2015 г. Президентом РФ В.Путиным было объявлено о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Первоначально предполагалось создавать зону свободной торговли ЕАЭС с Китаем, однако, по решению руководящих структур ЕАЭС и Китая в мае 2015 г. было сделано совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

Опыт развития двусторонних торгово-экономических связей в последние годы наглядно показал, что перевод этих связей в новое качественное состояние, повышение их эффективности настоятельно требуют усиления координирующей роли государственных органов, в том числе через механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая, совершенствования платежно-расчетных отношений, создания современной информационной инфраструктуры, качественного повышения уровня транспортного обеспечения, создания действенного механизма урегулирования торговых споров, укрепления договорно-правовой базы. Именно в этих направлениях предполагается вести совместную работу в целях создания надлежащих условий для значительного роста масштаба торгово-экономического сотрудничества.

В 90-е годы ХХ века основным направлением двустороннего сотрудничества было военно-техническое сотрудничество. Однако с началом XXI века главным направлением российско-китайского сотрудничества стало энергетическое сотрудничество. До недавнего времени, а точнее, до событий на Украине основными чертами российской внешнеэкономической политики было развитие западного направления в ущерб восточному направлению, увеличение в этом направлении экспорта энергоресурсов и импорта потребительских товаров, развитие банковских и финансовых связей, восточное направление торгово-экономических связей в основном ограничивалось предприятиями на территории азиатской части России.

В настоящее время действуют следующие проекты энергетического сотрудничества между РФ и КНР. По поставкам нефти – до завершения нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) объем поставок нефти был ограничен из-за отсутствия нефтепровода и составлял примерно 15 млн. т в год. В настоящее время объем увеличен до 30 млн. т нефти в год за счет ответвления Сковородино – Дацин. Также начал реализовываться проект Тяньцзиньского НПЗ за счет поставок нефти из России. Хотя, на мой взгляд, более целесообразно было бы построить НПЗ на территории России на трассе ВСТО.

Поставки газа – пока невелики, в основном небольшие объемы сжиженного газа идут с Сахалина. С 2006 г. после подписания протокола о намерениях о строительстве двух газопроводов – с Западной Сибири в Синьцзян и с Дальнего Востока на Северо-Восток Китая и поставках по ним 40 млрд. куб.м газа в год так ничего не было сделано, поскольку стороны не могли договориться о цене поставки газа из России. Только в мае 2014 г. во время визита Президента РФ В.Путина в Шанхае было подписано соглашение о поставках природного газа из РФ в КНР и строительстве газопровода «Сила Сибири», который начнет поступать в Китай с 2018 года. В настоящее время Китай уже нашел альтернативные источники поставок газа – из Туркменистана, Бирмы, сжиженного газа – из Австралии и Катара. Однако потребности Китая в природном газе выше, и Россия имеет возможности поставок природного газа на китайский рынок с месторождений на Дальнем Востоке – Чаяндинское и Ковыктинское. Пока «Газпром» обсуждал цену на газ с КННК, компания «Новатэк» уже подписала договор с «Синопек» о разработках природного газа на полуострове Ямал, создании там СП по производству сжиженного газа и его поставках в Китай.

Россия поставляет в Китай незначительные объемы сорта коксующегося каменного угля, однако объемы поставок также невелик. Китай заинтересован в поставках из России коксующегося каменного угля из Тувы, однако пока его себестоимость доставки высока из-за отсутствия железной дороги Кызыл-Курагино, строительство которой постоянно откладывается.

На мой взгляд, одним из важнейших направлений сотрудничества могут стать воспроизводимые источники энергии (ВИЭ) – атомная энергия, электроэнергия, энергия ветра, солнца, приливов и отливов. К сожалению, Россия участвует в строительстве всего одной АЭС – Тяньваньской (пров.Цзянсу), в то время как Китай активно развивает АЭС и к 2020 г. планируется построить свыше 10 АЭС в южных и юго-восточных районах страны. Однако все подряды на строительство АЭС получила либо американская компания «Вестингауз», либо французская «Энэл». Также из России в Китай поставляются энергоресурсы из Амурской области с Зейской ГЭС причем по ценам ниже, чем для российских потребителей.

В свою очередь, Россия может получить у Китая ценный опыт создания ветровых станций (в зонах с постоянными сильными ветрами), производства солнечных батарей для использования в районах с солнечными днями более 250 дней в году, в частности, в Забайкалье и Амурской области, переброску электроэнергии ультравысокого напряжения переменного тока 1000 кВ и постоянного тока ±800 кВ на дальние расстояния, что очень важно для России с ее огромными территориями. В этих сферах есть большой простор для российско-китайского сотрудничества, где Россия может получить ценный опыт у Китая.

В 2006-2007 гг. были проведены национальные годы России в Китае и Китая в России, в 2009-2010 гг. – годы русского и китайского языков, в 2011-2012 гг. - годы туризма, в 2014-2015 гг. – проведение годов дружественных молодежных обменов. В результате этих мероприятий заметно увеличилось количество посещений обеих стран, постепенно увеличивается количество обучающихся в РФ китайских студентов и обучающихся в КНР российских студентов, растет количество туристических групп, посещающих обе страны. Это дает возможность жителям обеих стран поближе познакомиться с культурой, бытом и нравами другой страны, будет содействовать снижению страха российского населения перед «китайской экспансией».

Следует согласиться с нашими китайскими коллегами, что «основные проблемные вопросы в наших двусторонних отношениях связаны с экономической составляющей, с недостаточным взаимопониманием и коммуникацией». На наш взгляд, недостаточность знаний российского бизнеса о ситуации в Китае и китайского бизнеса о ситуации в России в значительной степени тормозит развитие торгово-экономических связей между РФ и КНР. Как показывают последние события, неурегулированность именно этих вопросов может серьезно повлиять на дальнейшую положительную динамику российско-китайских отношений. В то же время именно проведение такого рода мероприятий позволяет вовлечь все большее количество бизнесменов в различные туристические группы. В ходе поездок по стране они получают все больше информации о стране, проявляют больше интереса, возникает все больше контактов, в том числе и деловых, что ведет к развитию инвестиционного сотрудничества между нашими странами.

Российско-китайское сотрудничество в обеспечении безопасности и стабильности в регионе и мире играет большую роль. В условиях нарастания американского влияния в международной политике только совместные действия России и Китая могут сдерживать американскую экспансию в мире. По многим острым вопросам международных отношений Россия и Китай регулярно на уровне министров иностранных дел двух стран проводят консультации, в частности, по ситуации на Корейском полуострове, не говоря уже о консультациях по другим международным вопросам (Ливия, Сирия, согласование позиций сторон в ООН). В значительной степени согласованная позиция России и Китая по Сирии позволила смягчить обстановку в регионе.

Такое же значение имеет и российско-китайское сотрудничество в зоне АТР, где обостряется ситуация на Корейском полуострове. Также появились новые проблемы, связанные с попыткой различных экстремистских мусульманских организаций обострить обстановку в Синьцзяне, Пакистане и Афганистане, образование ИГИЛ. Кроме того, в последнее время нагнетается обстановка в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях по территориальным проблемам между КНР и Японией, КНР и СРВ, КНР и Филиппинами. Российско-китайское сотрудничество в различных организациях – Совет Безопасности ООН, ШОС, БРИКС, СВДМА и других позволит заметно смягчить нарастающую напряженность в мире.

Дают о себе знать последствия финансового кризиса. Процессы восстановления экономики идут довольно вяло, налицо много финансовых рисков и проблем в мировой торговле, экономики многих стран переживает период нестабильности. Напряженная ситуация на Украине, ослабли позиции Евросоюза, экономическая ситуация во многих странах ЕС напряженная, огромные внешние долги, проблемы с поставками энергоресурсов (Греция, Италия, Португалия, Испания).

Американская экономика также переживает тяжелые времена, огромный долг – свыше 19 трлн. долл., что больше ВВП США. После промежуточных выборов в 2014 г. в Конгресс партия Б. Обамы оказалась в меньшинстве, а споры в Конгрессе негативно влияют на способность правительства к принятию решений и совершению тех или иных действий. США продвигает проект ТТП без участия Китая, блокируя процесс создания Зоны свободной торговли в АТР и регионального всестороннего экономического партнерства.

Хотя торгово-экономическое сотрудничество КНР и США развивается быстрыми темпами и объем внешней торговли составил примерно 560 млрд. долл. в 2014 г., однако в отношениях между США и КНР имеется много спорных вопросов - заниженный курс юаня, дефицит внешней торговли для США, ограничения на сотрудничество в сфере «хай-тека», битва за Гонконг («окупай Централ») и др..

Существуют значительные проблемы в японо-китайских отношениях: территориальные споры (острова Дяоюйдао); трактовка событий 2-й мировой войны («Нанкинская резня» 13.12.1937, «агрессия» или «вход» японских войск в Китай, дискуссии по издаваемым в Японии учебникам истории и др.).

Россия и Китай имеют много сходных взглядов на ситуацию в мире. В частности, обе страны считают, что в настоящее время международные организации – ООН, МВФ, ВТО, Всемирный банк действуют неэффективно, и наступил момент, когда их необходимо реформировать, необходимо повышать в них роль развивающихся стран, в частности, стран БРИКС, которые уже заявили о себе. В июле 2015 г. в Уфе состоится очередной саммит стран БРИКС. Россия и Китай рассматривают как важное мероприятие – 70-летие годовщины ООН, которое будет отмечаться в текущем году.

Дальнейшее российско-китайское сотрудничество по всем направлениям, в основе которого лежит подписанный 14 лет назад между нашими странами Договор о добрососедстве, мире и сотрудничестве позволяет не только стимулировать дальнейшее развитие политического и торгово-экономического сотрудничества, между Россией и Китаем, но и обеспечить необходимый благоприятный торговый и инвестиционный климат на территории России».

 

Принявший участие в заседании В. Е. Петровский подчеркнул, что в основе динамично развивающихся российско-китайских отношений важное значение имеют личные доверительные отношения между главами наших стран. «Российско-китайские отношения сегодня не имеют аналогов в истории, являются образцом межгосударственных отношений нового типа, ощутимо влияющих на новый мировой порядок. Задача ИДВ РАН заключается в том, чтобы научно осмыслить развитие наших отношений с тем, чтобы дать практические рекомендации российским участникам двустороннего сотрудничества»,— сказал В. Е. Петровский.

Он сообщил также, что ИДВ РАН последнее время активно сотрудничает с Российским советом по международным делам. Было подготовлено три аналитических доклада, проведена совместная конференция, посвященная российско-китайским отношениям, которую открывал Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли Хуэй. В. Е. Петровский высказался за то, чтобы совместную конференцию превратить в ежегодный форум публичной дипломатии, расширить состав ее участников с привлечением общественности, деловых и научных кругов, на которой можно было бы обсуждать весь спектр вопросов российско-китайских отношений.

В. Е. Петровский сообщил также о том, что они вместе с академиком М. Л. Титаренко готовят к изданию книгу под названием «Россия и Китай и Новый мировой порядок». Выразил при этом надежду на то, что эта книга даст ответы на многие вопросы, касающиеся роли наших стран в международных отношениях.

А. В. Ломанов в своем выступлении подчеркнул, что не только договор, но и отдельные его статьи приобретают чрезвычайно важное и первостепенное значение как для российско-китайских отношений, так и для современной международной обстановки. Он сослался при этом на неоднозначную реакцию в российском обществе на намерение одной из китайских фирм взять в аренду 115 тыс. га в Забайкальском федеральном округе. А. В. Ломанов привел в качестве примера статью 2 договора, которая говорит о том, что стороны в своих взаимоотношениях не используют друг против друга экономические или иные способы давления. Поэтому аренду земли в Забайкалье нужно было бы рассматривать как обычную инвестиционную взаимовыгодную сделку. Подтверждением положения статьи 2 является также и то, что все попытки Запада надавить на Китай и заставить его присоединиться к санкционной политике против России потерпели полное поражение. Позиция Китая оказалась добрососедской и дружественной.

А. В. Ломанов остановился также на том, что необходимо проводить большую разъяснительную работу среди общественности по поводу того, что статьи 14 и 16 договора призывают к тому, чтобы всемерно способствовать утверждению атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в регионах, прилегающих к территориям наших стран; на основе взаимной выгоды развивать сотрудничество в торгово-экономической, научно-технической, военно-технической и других областях; всемерно способствовать развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования и т. д.

В заключение А. В. Ломанов сказал о том, что непродуманные реформы, проводимые в настоящее время по отношению к РАН, а также пожар в ИНИОН, ставший невосполнимой потерей для РАН, призывают к необходимому развитию обменов и доступов к электронным библиотекам между РАН и Китайской академией общественных наук (КАОН).

А. Ф. Клименко в своем выступлении остановился на военно-политических аспектах российско-китайского сотрудничества, закрепленных в статьях договора. Он подчеркнул, что в статьях 1 и 2 договора говорится о том, что стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования… Стороны подтверждают обязательство не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также не нацеливать стратегические ядерные ракеты. По словам А. Ф. Клименко, эти статьи, а также статья 6, подтверждающая отсутствие территориальных претензий, а также решение на практике пограничного вопроса демонстрируют решимость превратить границу между странами в границу мира и дружбы, передаваемых из поколения в поколение; в значительной степени содействуют укреплению доверия между нашими странами. Вместе с тем, А.Ф. Клименко подчеркнул что, в современной международной обстановке особое значение имеет статья 9 договора. Статья говорит о том, что «в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из договаривающихся сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из договаривающихся сторон, договаривающиеся стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения угрозы».

Выступающий обратил также внимание на статью 20 договора, в которой говорится о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия и т.д.

В заключение своего выступления А. Ф. Клименко сказал, что подтверждением решимости наших стран объединить усилия в борьбе за создание мирных условий для решения вопросов социально-экономического развития, укрепления обороноспособности наших стран и защиты мира во всем мире являются военные учения, проводимые как в двустороннем формате, так и в формате ШОС.

А. С. Исаев в своем выступлении подчеркнул, что практически все трудности в двусторонних отношениях, о которых говорили выступавшие коллеги, связаны прежде всего с тем, что российские руководители субъектов РФ, а также деловые круги России недостаточно хорошо знают не только статьи Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ И КНР от 16 июля 2001г., но и содержание таких имеющих принципиально важное значение документов, как Совместное заявление РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества, а также Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, подписанных в дни майского в 2015 г. визита в Российскую Федерацию Председателя КНР Си Цзиньпина.

Именно в этих документах даются ответы на вопросы, которые беспокоят сегодня российскую общественность. Поэтому, по словам А. С. Исаева, для дальнейшего продвижения российско-китайских двусторонних отношений особая ответственность ложится на российские и китайские средства массовой информации, которые в случае, связанном, например, со сдачей в аренду Китаю земли в Забайкалье, должны были своевременно напомнить о том, что это не «китайская экспансия», а реализация договоренностей, зафиксированных в двусторонних документах, подписанных главами государств, говорящих об усилении плановых начал в международном двустороннем сотрудничестве; реализация Соглашения о сотрудничестве между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.

А. С. Исаев подчеркнул также важное значение того, что в подписанном главами государств Совместном заявлении, 2016-2017 гг. названы Годами обменов между российскими и китайскими средствами массовой информации.

Л. С. Переломов еще раз напомнил о том, что предстоящие годы будут годами обменов между российскими и китайскими средствами массовой информации, подчеркнул их особую значимость и ответственность в деле воспитания общественности двух стран в духе взаимного уважения и дружбы, взаимного доверия и взаимной выгоды от проводимых мероприятий.

Он напомнил также о том, что российская сторона, в том числе и он сам, провели огромную работу по восстановлению Маньчжурского архива, который в 1995 году был официально передан китайской стороне. Он подчеркнул, что ученые ИДВ РАН своими публикациями несут знания в массы. Напомнил также о том, что учеными Института род руководством академика С. Л. Тихвинского готовится к изданию 10-томная история Китая (от древнейших времен до начала XXI–го века). Однако тираж каждого тома составляет только от 500 до 1000 экземпляров, что, безусловно, недостаточно, учитывая большой интерес российской общественности к Китаю и его истории. В частности, он называл 2-й том этого издания, охватывающего эпоху Чжаньго, Цинь и Хань, вышедший в издательстве «Наука» в 2013 году и практически сразу же разошедшийся. Л. С. Переломов обратился к Полномочному министру Посольства КНР в РФ Чжан Сяо, с учетом нынешнего состояния российской науки, с просьбой к китайской стороне об изыскании средств для оказания помощи в издании 10-ти томной истории Китая.

Ю. В. Баринов в своем выступлении рассказал об огромном интересе Саратовской общественности к современному Китаю, его истории, культуре, а также о популярности в Саратове китайской медицины и китайского чая, являющихся составляющими китайской культуры. Он сообщил также о многогранной деятельности Саратовской региональной общественной организации «Китайский центр», содействующей взаимной дружбе и взаимопониманию.

С большим интересом российские участники «Круглого стола» встретили выступление Полномочного министра Посольства КНР в РФ Чжан Сяо.

Чжан Сяо начал свое выступление с выражения благодарности Обществу российско-китайской дружбы и Институту Дальнего Востока РАН за проведение мероприятия, посвященного 14-й годовщине Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанного 16 июля 2001 г. Председателем КНР Цзян Цзэминем и Президентом РФ В. В. Путиным. От имени Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ Ли Хуэя он выразил также большую благодарность ОРКД и ИДВ РАН за неустанные усилия и большой вклад в развитие китайско-российских отношений.

Чжан Сяо отметил, что Договор в юридической форме закрепил основные положения и основополагающие принципы китайско-российских отношений, их мирную идеологию «Всегда друзья и никогда враги», твердую решимость двух стран быть добрыми соседями, верными друзьями и надежными партнерами. Договор заложил основные принципы и направления долговременного сотрудничества двух стран в области экономики, торговли, науки и техники, культуры, а также в международных делах. Договор, подчеркнул Чжан Сяо, заложил надежную юридическую основу для китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, развивающихся на основе равенства и взаимной выгоды; он соответствует требованиям времени и объективным тенденциям развития современной международной обстановки; демонстрирует всему миру новую форму межгосударственных отношений, является документом, соответствующим не только настоящему времени, но и тысячам последующих лет, создающих счастливую жизнь нашим детям и внукам.

Далее Чжан Сяо остановился на официальном майском визите в Российскую Федерацию Председателя КНР Си Цзиньпина и его участии в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и на участии в сентябре в Пекине Президента РФ В. В. Путина в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы над милитаристской Японией. «Трудно переоценить, какое огромное значение имеет совместное проведение этих великих победных дат в современной сложной международной обстановке. Оно не только демонстрирует миру, что Китай и Россия являются добрыми соседями и хорошими партнерами, оказывают друг другу взаимную поддержку и решительно защищают взаимные интересы, но самым главным является то, что китайско-российские отношения сегодня демонстрируют миру, каких взглядов на историю должно придерживаться современное общество. В настоящее время появилась тенденция фальсифицировать историю, отрицать агрессию, приукрашивать агрессоров и т. д.

Россия и Китай как две страны, населению которых в годы войны был нанесен самый большой ущерб и которые понесли самые большие людские потери, считают своим долгом и своей ответственностью перед историей сделать так, чтобы наши дети и внуки правильно понимали этот период истории, навсегда запомнили уроки истории с тем, чтобы больше никогда не повторилось подобной трагедии»,— сказал Чжан Сяо.

Далее полномочный министр Чжан Сяо сказал о том, что недавно на Санкт-Петербургском экономическом форуме китайский и российский вице-премьеры приняли участие во втором заседании Межправительственной Китайско-Российской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, на котором была вновь озвучена задача, поставленная главами России и Китая, по дальнейшему развитию экономического сотрудничества между странами и доведения к 2020 г. объема торговли до 200 млрд. долларов. «Это невиданные задачи, но они должны быть непременно решены»,— сказал Чжан Сяо.

В целях реализации поставленных задач, Чжан Сяо подчеркнул необходимость проведения интеграции ресурсов, всестороннего развития активности, в полной мере учета преимуществ каждой из стран. «Для всего этого необходимо изменить мировоззрение. К новой обстановке и новым задачам нужно подходить с новым мышлением; если руководствоваться старым мировоззрением, то эти задачи решить будет трудно».

Далее Чжан Сяо в подтверждение своих слов привел в пример реакцию российского общества на намерение одной китайской фирмы взять в аренду у Забайкальского федерального округа 115 тыс. га земли. «Это обычная торговая сделка, и масштабы ее не слишком велики, а какую горячую волну вызвало это заявление в российском обществе», — сказал Чжан Сяо.

По словам Чжан Сяо, руководители России неоднократно заявляли о том, что они приветствуют инвестиции и предоставляют зарубежным инвесторам различные привилегии и режим наибольшего благоприятствования. Однако вышеназванный пример говорит об обратном. По словам Чжан Сяо, если такая реакция на инвестиции в российском обществе будет продолжаться и дальше, то, как можно будет решить вопрос о сопряжении региональных экономических интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового Пути», которое проводится в интересах обеспечения устойчивого экономического роста на евразийском пространстве на основе равноправного сотрудничества и взаимодоверия. Если в российском обществе будет продолжать существовать такое отношение, то это может существенным образом повлиять на дальнейшее развитие китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Полномочный министр Чжан Сяо выразил надежду на то, что ученые, специалисты и представители различных кругов общественности смогут с еще большей энергией содействовать китайско-российским отношениям всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. (Текст выступления Чжан Сяо дается в неофициальном переводе и сокращенном виде).

В заключение Чжан Сяо еще раз поблагодарил Общество российско-китайской дружбы и Институт Дальнего Востока РАН за организацию «Круглого стола», посвященного 14-й годовщине Китайско-Российского Договора, и пожелал руководителям и активистам ОРКД и ученым ИДВ РАН дальнейших больших успехов в их благородной деятельности во имя взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между Китаем и Россией, китайским и российским народами.


Предыдущая страница: Год России в Китае