Версия для печати

Главная

Торжественное собрание, посвященное 110-ой годовщине со дня рождения Чжоу Эньлая


24 марта с.г. Общество российско-китайской дружбы организовало в Культурно-информационном центре Института Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН). Торжественное собрание, посвященное 110-й годовщине со дня рождения Чжоу Эньлая – выдающегося китайского революционера и государственного деятеля.

Торжественное собрание, в котором приняли участие более 100 руководителей активистов Общества российско-китайской дружбы и ученых ИДВ РАН, руководители I ДПА МИД РФ, открыл почетный Председатель Общества российско-китайской дружбы, академик С.Л.Тихвинский. Академик С.Л.Тихвинский в своем выступлении отметил высокие человеческие качества и высокое чувство достоинства покойного премьера КНР Чжоу Эньлая, его необыкновенную работоспособность, деловитый и практичный стиль работы и выдающийся вклад в развитие отношений между СССР и Китаем.

С докладом на торжественном собрании выступила Н.Л. Мамаева – член Центрального правления Общества российско-китайской дружбы, главный научный сотрудник ИДВ РАН, доктор исторических наук.

К 110-летию со дня рождения Чжоу Эньлая

В 2008 г. исполнилось 110 лет со дня рождения товарища Чжоу Эньлая, видного политического и государственного деятеля Китая, одного из основателей КНР, являвшегося бессменно, с 1949 по 1976 годы, главой правительства КНР. Хорошо известны дружеские чувства Чжоу Эньлая к Советскому Союзу, его роль в развитии добрососедских, а в иные исторические периоды, и братских отношений между нашими народами. Не случайно, что личность Чжоу Эньлая, одного из главных действующих лиц и вершителей политической и духовной истории Китая XX века, в российском китаеведении находится под пристальным вниманием, его политические воззрения и практика являются предметом интереса и специального изучения историками Российской Федерации: С.Л.Тихвинского, Ю.М.Галеновича, В.Н.Усова, В.И.Антонова и др. Именно в России появилась уникальная книга о Чжоу Эньлае, вышедшая из-под пера нашего уважаемого академика С.Л.Тихвинского. Его труд, оперативно переведенный в КНР на китайский язык, называется – «Путь Китая к объединению и независимости, 1898-1949» (М., 1996). По материалам биографии Чжоу Эньлая». В этом труде С.Л.Тихвинский, тесно связанный в период своей дипломатической работы в течение XX века со многими крупными государственными и политическими деятелями Китая, показал, что историю делают люди, и Чжоу Эньлай – один из них, причем, один из самых ярких и влиятельных деятелей Китая, определявших направления революционной борьбы и содержание социалистической модернизации в КНР.

Детские и юношеские годы Чжоу Эньлая во многом определялись великими историческими событиями и атмосферой того времени. Он, как и все первое поколение революционеров, был, по существу, современником Синьхайской революции, символизировавшей начало процесса модернизации Китая. Хотя в те годы он был еще подростком, проявлял большую восприимчивость к передовым идеям предсиньхайского и послесиньхайского времени.

Чжоу Эньлай родился 5 марта 1898 г. в уездном городе Хуайань (провинция Цзянсу) в обедневшей семье шэньши - представителей ученого сословия феодального класса. Его отец, мелкий чиновник провинциального финансового управления, рано овдовев, отдал девятилетнего сына в семью своего бездетного брата. Через год мальчика взял к себе на воспитание другой дядя по отцу, служивший полицейским офицером в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии), в городах Телине, а затем Мукдене (ныне Шэньян). Детские и юношеские годы, как и многих его соратников, соприкасались с деятельностью иностранных миссий в Китае. Так, начальная школа, в которой учился Чжоу Эньлай, была организована при поддержке иностранных миссионеров. В школе он знакомился с западной научной и общественной мыслью (Ч. Дарвин, Ж.-Ж. Руссо и др.), которую осмысливал на фоне китайской патриотической антиманьчжурской публицистики. Тогда же стал изучать английский язык.

Еще в детстве Чжоу Эньлай проявлял черты незаурядной личности, проявлял свою гражданскую позицию. В Синьхайскую революцию, будучи подростком, Чжоу Эньлай остриг косу - традиционную прическу, навязанную маньчжурами мужскому населению Китая.

В 1913 г. он поступил в открытую на средства американских миссионеров Нанькайскую среднюю школу в Тяньцзине, где проучился четыре года. Уже в школьные годы он пытался разобраться в непростой внутриполитической ситуации в стране, характеризовавшейся оживлением после Синьхайской революции монархических тенденций и укреплением реакци онной северной (бэйянской) группировки, тесно связанной с империалистическими державами. К тому времени относится знакомство Чжоу Эньлая с идеями Сунь Ятсена – через чтение литературы, издававшейся сторонниками Сунь Ятсена, разделявшими его демократические взгляды.

Постепенно формировалась патриотическая позиция, принявшую в эти годы антияпонскую направленность. Чжоу Эньлай – активный участник па триотического антияпонского движения, захватившего и учащуюся молодежь, остро отреагировавшую на кабальные для Китая «21» требование Японии Китаю ( 1915 г.).

Следует подчеркнуть, что его протест уже в ранние юношеские годы носил действенный характер. Ч жоу Эньлай организует школьную ассоциацию и становится главным редактором рукописного журнала этой ассоциации. Публикуемые в нем статьи резко критикуют правителей Китая за неспособность дать отпор японс ким агрессорам.

Учась в школе, Чжоу Эньлай проявил незаурядные актерские способности, пригодившиеся ему в годы подпольной работы в Шанхае, большой поэтический талант, показал себя блестящим полемистом. Интересно, что будучи еще в сущности подростком, он имел ясное видение основных насущных задач, стоявших перед страной, а именно: политическое объединение страны, демократизация общественных отношений, воспитание патриотических чувств народа, индустриализация Китая.

Таким образом, еще в детские и юношеские годы уходит своими корнями целенаправленная эффективная деятельность Чжоу Эньлая 30-х – 40-х годов по созданию в стране в 30-е годы национального патриотического антияпонского фронта борьбы, а в 40-е – по сплочению демократических сил Китая.

Большую роль в формировании мировоззрения Чжоу Эньлая сыграл «японский период» его жизни, с 1917 по 1919 годы. Кстати сказать, пребывание в Японии было типичным для многих китайских революционеров, спасавшихся от китайской реакции. В Японии Чжоу Эньлай окунулся совсем в другой мир. Намерению получить в Японии университетское образование было не суждено осуществиться. Чжоу Эньлай увлекся изучением социалистической литературы, познакомился с "Капиталом" К. Маркса. Он активно включился в общественную деятельность проживавших в Японии китайских студентов. Нас не может оставить равнодушным его активный протест против требований японского правительства послать китайские войска на Дальний Восток и в Сибирь для участия в интервенции против Советской России. Именно к этому времени относится его знакомство с информацией об идеях Октябрьской революции в России, о деятельности В.И. Ленина, которую он черпал из японской социалистической печати, выступавшей также против интервенционистской политики Японии.

В апреле 1919 г. Чжоу Эньлай возвратился в Тяньцзинь, поступил в Нанькайский университет и активно включился в патриотическое движение протеста против условий Версальского мирного договора 1919 г. о передаче Японии бывших германских колониальных владений в Китае. Чжоу Эньлай – активный участник патриотического движения «4 мая 1919 г.» Он редактирует студенческую газету, получает первый опыт агитации и пропаганды среди рабочих типографии, в которой печаталась газета. Уже в это время молодой Чжоу Эньлай начал популяризировать социалистические идеи, стал одним из организаторов создания патриотической студенческой Ассоциации пробуждения, выступавшей против власти милитаристов, компрадорской буржуазии и бюрократов.

Путь Чжоу Эньлая в Коммунистическую партию не был стремительным, но он был осознанным и закономерным. Многое для себя он уяснил из общения с преподавателем Пекинского университета Сергеем Полевым, разделявшим коммунистические убеждения. Уже будучи членом Ассоциации, встречался с одним из первых китайских марксистов , профессором Пекинского университета Ли Дачжао, с одним из основателей КПК Чэнь Дусю.

В январе 1920 г. при разгоне властями массового митинга, участники которого призывали к бойкоту японских товаров, Чжоу Эньлай был арестован. Его яркое выступление на суде с обвинением властей, снискало Чжоу Эньлаю большую популярность в Тяньцзине и способствовало его освобождению. Так Чжоу Энлай проходил свои «первые университеты»

Следующие четыре года, с1920 по 1924, он провел в Европе, главным образом, во Франции, работал на одной из угольных шахт Лилля и на автомобильном заводе Рено в Париже, побывал в Бельгии и Германии. В Берлине он познакомился с Чжу Дэ, будущим главкомом китайской Красной армии, затем Народно-освободительной армии Китая, учившимся в Германии, и привлек его к революционной работе.

В эти годы, наблюдая положение трудового народа в Европе, изучая рабочее движение, оценивая политику европейских держав относительно России и Китая, он продолжал одновременно изучать марксизм. Во Франции Чжоу Энлай вместе с группой единомышленников, в которую входили Цай Хэсэнь, Ли Лисань, Дэн Сяопин, Ли Фучунь, Чэнь И и другие, еще до образования КПК в 1921 г., основал Китайскую коммунистическую лигу молодежи, стал главным редактором ее печатного органа - журнала " La Jeunesse " ("Молодежь")]. После установления в 1922 г. связи с Коммунистической партией Китая члены Лиги приняли решение о вхождении в КПК и создали ее европейскую секцию. Поэтому в КНР Чжоу Эньлая с полным правом относят к числу одного из основателей и первых членов КПК. Обратим внимание на тот факт, что вовлечение китайцев, проживавших в Европе, в коммунистическое движение, в КПК, произошло, по сути дела, без какого-либо давления РКП(б) и Коминтерна, что отражало социальную основу распространения в мире идей коммунизма.

Как убедительно показывает в своей книге С.Л.Тихвинский, история КПК была неотделима от истории жизни и деятельности Чжоу Эньлая. По возвращении в 1924 г. в Китай, согласно принятому в августе 1922 г. Сунь Ятсеном и Коминтерном решению о вступлении коммунистов в Гоминьдан, Чжоу Эньлай стал активным проводником политики «первого сотрудничества» КПК и Гоминьдана, оказывал интенсивную помощь в превращении Гоминьдана в «партию действия», развивая его организационную структуру, укрепляя военную базу революции.

Руководством КПК Чжоу Эньлай был сразу выдвинут на руководящую работу, сначала – на должность секретаря Гуандун-Гуансийского комитета КПК и начальником его военного отдела. Однако наибольшую известность он приобрел, замещая должность начальника политотдела военной школы Вампу (Хуанпу), созданной в мае 1924 г. при участии советских военных советников и инструкторов для подготовки военных кадров. На этом посту Чжоу Эньлай подготовил немало преданных революции офицеров-коммунистов и завоевал огромный авторитет среди комсостава и курсантов школы. Сунь Ятсен, говоря о том, что коммунисты «влили новую кровь в Гоминьдан, способствуя его возрождению», имел в виду прежде всего таких ярких личностей, как Чжоу Эньлай. Как показывает история, в национальной революции 1924 – 1927 гг. Чжоу Энлай сыграл выдающуюся роль.

С 1925 г. Чжоу Эньлай - начальник политотдела 1-го корпуса НРА, участвовал в Восточных походах НРА. Внес большой вклад в укрепление революционной опорной базы в Гуандуне, в подготовку и проведение Северного похода НРА.

С 1926 г. находился на подпольной работе в Шанхае: секретарь военной комиссии комитета КПК района Цзянсу—Чжэцзян, секретарь организационного отдела ЦК КПК, член Военного совета ЦК КПК. В марте 1927 г. руководил вооруженным восстанием рабочих Шанхая в поддержку Северного похода. На V съезде КПК (1927) был избран членом ЦК КПК. 12 июля 1927 г. введен в состав временного Политбюро ЦК КПК. Вместе с Е Тином, Чжу Дэ и Хэ Луном возглавил Наньчанское восстание 1 августа 1927 г.

В трудные для КПК годы, последовавшие после разрыва Гоминьдана с КПК, активизируются его контакты с ВКП(б) и Коминтерном. В начале 1928 г. Чжоу Эньлай при содействии Коминтерна нелегально прибыл в Советский Союз, где участвовал в работе VI съезда КПК, наметившего дальнейшие направления национально освободительной борьбы китайского народа. На съезде Чжоу Эньлай был избран членом Политбюро, секретарем ЦК и заведующим орготделом ЦК КПК. Летом 1928 г. он участвовал в работе VI конгресса Коминтерна в Москве, на котором его избрали кандидатом в члены Исполкома Коминтерна (ИККИ).

Летом 1930 г. Чжоу Эньлай снова нелегально выехал в СССР для доклада ИККИ о деятельности ЦК КПК. 5 июня 1930 г. от имени своей партии он приветствовал участников XVI съезда ВКП(б), подробно рассказав о положении в Китае. Обратим внимание на его оценку влияния СССР на Китай. В своем выступлении на XVI съезде ВКП(б) Чжоу Эньлай сказал: "Великая китайская революция и Китайская коммунистическая партия родились именно под влиянием Октябрьской революции... Мировой экономический кризис, развитие революционного движения и особенно большие успехи... социалистического строительства в СССР - все это оказывает серьезнейшее влияние на революционное движение в Китае".

В годы «белого террора» и карательных походов Гоминьдана КПК возложила на Чжоу Эньлая руководство работой партии в подполье. Им было сделано немало для восстановления партийных рядов и создания в ряде провинций отдельных подразделений Красной армии и опорных советских районов, к созданию которых перешла Компартия Китая на своем новом этапе развития.

Ретроспективный взгляд на историю КПК свидетельствует о чрезвычайно важном месте советского движения в истории Китая. Организация управления и социальная политика коммунистов в этих районах, несмотря на отдельные ошибки, снискала уважение к КПК среди населения, сформировала первый опыт государственного строительства, дала возможность народу Китая сравнить возможности и намерения КПК с реалиями гоминьдановской власти. Чжоу Эньлай и в этот период был «на передовой». По решению ЦК КПК летом 1931 г. он выехал из Шанхая в Центральный советский район, загримированный под христианского миссионера-проповедника. С 1931 по 1934 г.- секретарь Центрального бюро ЦК КПК Центрального советского района, главный политический комиссар Рабоче-крестьянской Красной армии Китая и по совместительству политкомиссар 1-го фронта, заместитель председателя Реввоенсовета ЦК КПК.

В 1934-1936 гг.— один из руководителей героического похода Красной армии Китая на Северо-Запад. Он являлся руководителем разработчиков плана прорыва гоминьдановской блокады, исполнял обязанности начальника штаба во время Великого похода (1934 – 1936 гг.), во время похода своим личным примером вдохновлял бойцов и командиров Красной армии. Вместе с Чжоу Эньлаем в этом Великом походе участвовала его жена Дэн Инчао, с которой он познакомился еще в 1919 г. и переписывался все годы, проведенные им в Европе. В 1925 г. Чжоу Эньлай и Дэн Инчао поженились и дружно прожили вместе более 50 лет.

Первые попытки реализации витавшей в воздухе идеи единого фронта в целях препятствия усилившейся в 1935 г японской агрессии имели место со стороны КПК в различных формах. На этом направлении сразу выдвинулся Чжоу Эньлай, придававший политике объединения всех военных и гражданских сил чрезвычайно важное значение. Развитие идеи единого фронта на основе сотрудничества КПК и Гоминьдана прошло ряд этапов, на которых мы не будем подробно останавливаться. Отметим, однако, что одни из первых попыток договориться с войсками Гоминьдана имели место еще в годы Великого похода – усилиями Чжоу Эньлая.

В 1935 г. расширенное совещание Политбюро ЦК КПК в г. Цзунъи утвердило Чжоу Эньлая заместителем председателя Революционного военного совета ЦК КПК; вскоре был введен в состав группы военного командования из трех человек. В 1935 г. па VII конгрессе Коминтерна избран членом ИККИ.

В 1936 г имели место конфиденциальные переговоры между доверенными лицами Чан Кайши и представителями КПК Чжоу Эньлаем и Пань Ханьнянем, в течение которых Чан Кайши продолжал операции против опорных баз КПК.

Значительно продвинули реализацию идеи совместного отпора японской агрессии контакты Чжоу Эньлая с патриотически настроенными генералами Национального правительства Чжан Сюэляном и Ян Хучэном.

Нельзя не отметить положительного влияния на процесс формирования стратегии единого фронта в Китае Коминтерна, который, начиная с VII конгресса ( 1935 г.) в контакте с КПК разрабатывал стратегию вовлечения Гоминьдана во «второе сотрудничество» с КПК, одновременно убеждая и коммунистов отказаться от политики исключения Гоминьдана из патриотического объединения антияпонских сил. Отметим, что па VII конгрессе Коминтерна Чжоу Эньлай был избран членом ИККИ.

В историографии началом формирования в Китае единого антияпонского национального фронта с участием Гоминьдана и КПК считается мирное разрешение сианьского инцидента в декабре 1936г. Суть его состояла в следующем. Чжан Сюэлян и Ян Хучэн потребовали от Чан Кайши прекратить гражданскую войну. Чан Кайши ответил отказом. Тогда 12 декабря 1936 г. радикально настроенные офицеры арестовали Чан Кайши и решили предать его суду и казнить как из менника нации. По совету Коминтерна КПК решительно вмешалась в эти события. Именно Чжоу Эньлаю ЦК КПК доверило переговоры по мирному урегулированию инцидента.

Чан Кайши в беседе с ним выразил готовность объединить все силы страны для защиты от внешнего врага и прекратить гражданскую войну, после чего Чжан Сюэлян и Ян Хучэн согласились освободить Чан Кайши из-под стражи. После этого процесс объединения патриотических сил сдвинулся с мертвой точки, однако продвигался медленно и трудно. На это были свои объективные и субъективные причины.

В феврале—сентябре 1937 г. Чжоу Эньлай во главе делегации КПК успешно провел шесть раундов переговоров с делегацией гоминьдана о принципах формирования единого национального фронта борьбы против японских агрессоров. В конце 1937 г., после установления сотрудничества между Гоминьданом и КПК, по решению ЦК КПК Чжоу Эньлай прибыл в Ухань, ставший временной столицей Китая после оккупации Японией Нанкина. В марте 1938 г. Чжоу Эньлай был назначен заместителем начальника политуправления Военного комитета Китая и управления по мобилизации масс при этом комитете. На этих постах Чжоу Эньлай снискал огромную популярность среди работников искусства, деятелей культуры, писателей, представителей других слоев интеллигенции, направляя их усилия на отпор врагу, поднимая своей деятельностью популярность КПК среди всех слоев населения страны.

В конце 1938 г. Чжоу Эньлай возглавил представительство КПК и 8-й армии в Чунцине, совершал частые инспекционные поездки по прифронтовым районам и японским тылам. Одновременно в качестве секретаря ЦК КПК, секретаря Южнокитайского бюро ЦК КПК и главного редактора "Синьхуа жибао" он вел большую организаторскую и пропагандистскую партийную работу. В августе 1939 г., приехав по делам в Яньань, где находились Ц K КПК и Политбюро ЦК, Чжоу Эньлай при падении с лошади сломал руку. Для лечения был направлен в СССР, в Кремлевскую больницу. В октябре вместе с Дэн Инчао посетил интердом, в котором жили и учились дети китайских революционеров..

В 1940 г. возвратился в Яньань, затем вновь уехал в Чунцин. Следует отметить его, прямо скажем, выдающуюся роль в развитии сохранении отношений взаимодействия и сотрудничества между КПК и Гоминьданом вплоть до 1946 г. Разногласий было много. Назовем лишь некоторые, к примеру, по вопросам статуса Особого пограничного района и формы власти в освобожденных районах, легализации КПК, степени самостоятельности 8-й и Новой 4-й армий и др. Как показывают новые архивные документы, Чжоу Эньлай чрезвычайно тщательно и скрупулезно изучал все факты противоречий, работал по их минимизации с обеими сторонами. И, несмотря на разногласия по ряду аспектов, сохранял равновесие сил, в результате чего обе стороны вносили свой вклад в победу над фашистской Японией. Как считает современная историография КНР, основные заслуги в борьбе с японским агрессором Гоминьдан имел на фронтах военных действий, КПК - в партизанской войне в тылу врага. Этот вывод историков был подчеркнут председателем КНР Ху Цзиньтао на торжественном заседании по случаю 50-летия победы Китая в антияпонской войне.

На VII съезде КПК (1945) Чжоу Эньлай был избран членом ЦК КПК, на 1-м пленуме — членом Политбюро и членом Секретариата ЦК КПК. В августе 1945 г. участвовал в подготовке соглашения (10.10.1945), согласно которому КПК и Гоминьдан обязались добиваться решения мирным путем проблем послевоенного демократического переустройства Китая. 1 января 1946 г. он был назначен представителем КПК на трехсторонних переговорах между КПК, Гоминьданом и представителями США о прекращении военных конфликтов и восстановлении путей сообщения, а затем участвовал в качестве главы делегации КПК в созванной в Чунцине первой сессии Политического консультативного совета представителей раз личных партий и общественных организаций Китая.

Несмотря на мирные инициативы КПК по созданию коалиционного правительства, уже в 1946 г. Чан Кайши, опираясь на поддержку США, развернул крупномасштабную гражданскую войну. 18 марта 1947 г. ЦК КПК и правительство Особого района перебазировались на север провинции Шэньси, В августе 1947 г. Чжоу Эньлай был назначен заместителем председателя Военного совета ЦК КПК, исполняющим обязанности начальника Генерального штаба НОАК. Он участвовал в руководстве крупнейшими ее операциями конца 1948 - начала 1949 г .: Ляоси-Шэньянской, Бэйпин-Тяньцзиньской и Хуайхайской. В 1948 г. Чжоу Эньлай был избран заместителем Председателя КПК.

Работа по сплочению вокруг КПК всех демократических сил страны – одно из главных направлений политики КПК и деятельности Чжоу Эньлая, - имела свое логическое продолжение. В Бэйпине в июне 1949 г. был создан подготовительный комитет по созыву Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), призванного в том числе, обеспечить легитимность создания новой власти под руководством КПК. На открывшейся 21 сентября 1949 г. в Бэйпине учредительной сессии НПКСК Чжоу Эньлай выступил с докладом О проекте его "Общей программы". На первом заседании Центрального народного правительства КНР, провозглашенной 1 октября 1949 г ., Чжоу Эньлай был назначен премьером Государственного ад министративного совета (правительства) и министром иностранных дел КНР. На этих постах ярко проявились его организаторские и дипломатические способности.

После образования КНР, с 1949 по 1954 гг. Чжоу Эньлай-премьер Государственного административного совета; заместитель председателя Народно-революционного военного совета, с 1954 по 1976 гг. - премьер Госсовета КНР, председатель ВК НПКСК, с 1954 по 1958 год одновременно - министр иностранных дел. От имени КНР 14 февраля 1950 г. он подписал в Москве Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи с Советским Союзом, условиями которого оговаривалось получение Китаем от СССР необходимой финансовой, экономической, научно-технической и военной помощи. По просьбе китайского правительства в КНР была направлена большая группа советских экономических и военных советников, а также специалистов в различных областях промышленности, права, транспорта, финансов, культуры, науки и образования, работе которых Чжоу Эньлай всегда уделял большое внимание.

В течение 1949 – 54 гг. Чжоу Эньлай являлся членом правления ОКСД. Как показывает жизненный путь этого великого человека, он очень большое внимание уделял развитию народной дипломатии. Особенно это проявилось в 1950-е годы. Укрепление дружбы с СССР – лейтмотив всех его официальных и неофициальных выступлений вплоть до начала 60-х гг. По воспоминаниям советских дипломатов, Чжоу Эньлай пытался всеми способами сгладить отрицательный резонанс, который вызвал отзыв в 1960 г. советских специалистов из Китая. Он устраивал им торжественные проводы, дарил подарки. По свидетельству Архипова – руководителя группы советских специалистов в КНР, Чжоу Эньлай мучительно переживал отъезд советских специалистов из Китая.

Коротко обозначим все должности и государственные посты, которые занимал Чжоу Эньлай на протяжении периода социалистического строительства.

Коротко обозначим другие направления ипосты, которые занимал Чжоу Энлай в период социалистического строительства. Так, он активно участвовал в разработке «пяти принципов мирного сосуществования», зафиксированных в китайско-индийском соглашении (29.04.1954), На VIII съезде КПК (1956) избран членом ЦК КПК, на 1-м пленуме- членом Политбюро ЦК КПК и его ПК, заместителем председателя ЦК КПК (до 1966 г.). На IX съезде КПК (апрель 1969 г.) избран членом ЦК КПК, на 1-м пленуме — членом Политбюро ЦК КПК и его ПК. На X съезде КПК (1969) избран членом ЦК КПК, на 1-м пленуме — членом Политбюро ЦК КПК и его ПК, заместителем Председателя ЦК КПК.

Участвовал в советско-китайских переговорах в Москве в 1950 и 1964 гг., во главе делегации КПК присутствовал на XXII съезде КПСС (1961). Возглавлял делегации КНР на Женевском совещании по Индокитаю (1954— 1959), на Бандунгской конференции (1955).

С деятельностью Чжоу Эньлая связаны все этапы мирного строительства в КНР. Как и Дэн Сяопин, он прекрасно понимал все трудности перехода от гоминьдановского Китая к построению социалистического Китая. Одна из его характеристик – постоянное стремление учитывать китайскую специфику в социалистическом строительстве, отнюдь не пренебрегая опытом государственного строительства в СССР. Так, Чжоу Эньлай обращал особое внимание на придание советской ориентации формирующемуся государству.

С позиций сегодняшнего дня особое значение приобретает идея Чжоу Эньлая о модернизации страны. Развиваясь в партийной среде с начала 50-х гг. XX в., понятие модернизации страны как бы заложило основы для дальнейшего пересмотра приоритетов в политике развития. Идея модернизации, принявшая форму “четырех модернизаций”, присутствовала в том или ином виде в ряде выступлений Мао Цзэдуна и особенно Чжоу Эньлая 50-х - 60-х гг. XX в. Впервые после образования КНР она прозвучала в выступлении Чжоу Эньлая на 1-й сессии ВСНП 1-го созыва (сентябрь 1954 г.) и включала модернизацию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также обороны. Содержание идеи модернизации конкретизировалось постепенно. Относительно четко оно было выражено на 1-й сессии ВСНП 3-го созыва (декабрь 1964 г.) в докладе Чжоу Эньлая “О работе правительства”, в котором в понятие модернизации были включены также наука и техника. Подобная позиция, выраженная в преддверии “культурной революции”, отражала лишь зарождение в партийно-политических кругах новых подходов к определению пути развития страны. В то время они не могли “повернуть” ход истории. Тем не менее за год до своей кончины Чжоу Эньлаю удалось заручиться согласием Мао Цзэдуна на осуществление «четырех модернизаций».

Лишь на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва, после того, как XI съезд КПК провозгласил завершение “культурной революции” задача осуществления “четырех модернизаций” была поставлена на повестку дня.

Политика Чжоу Эньлая в годы «культурной революции» нуждается в дальнейшем изучении. Очевидно одно, что для премьера Госсовета это было нелегкое время. Не подлежит сомнению и является доказанным и тот факт, что он всеми силами пытался минимизировать негативы «культурной революции», сохранить партийные и государственные кадры и облегчить народу выпавшие на его долю тяготы. Несомненно, его заслугой является сохранение структуры исполнительной власти, особенно в Центре, между тем как была полностью разрушена система представительной и судебно-прокурорской власти. Уже с 1960 г. начала постепенно восстанавливаться на местах партийная уставная система.

Деятельность Чжоу Эньлая в годы "культурной революции" вызывала острую неприязнь к нему со стороны Цзян Цин и ее сторон ников, натравливавших хунвэйбинов персонально на премьера. 6 января 1967 г. на площади Тяньаньмэнь были вывешены огромные плакаты, призывавшие хунвэйбинов "заживо сжечь Чжоу Эньлая". Явно против Чжоу Эньлая была направлена и развернутая Цзян Цин и ее сторонниками "кампания критики Линь Бяо и Конфуция". Является фактом и недоверчивое подозрительное отношение в эти годы к Чжоу Эньлаю со стороны Мао Цзэдуна.

По распоряжению Цзян Цин была арестована и впоследствии замучена в тюрьме приемная дочь Чжоу Эньлая и Дэн Инчао та лантливая актриса и режиссер Сунь Вэйши, в свое время учившаяся в СССР.

Весьма показательна оценка деятельности Чжоу Эньлая в период «культурной революции», данная Дэн Сяопином : "Чжоу Эньлай был в крайне трудном положении, и он говорил и делал много того, чего не хотел бы. Но люди простили ему, потому что, если бы он не делал и не говорил этого, он не смог бы выжить и сыграть нейтрализующую роль, которая уменьшила потери"

В памяти российских дипломатов живы воспоминания о том, что именно Чжоу Эньлай принял меры, чтобы не допустить разъяренную толпу на тер риторию посольства СССР в Пекине, длительное время осаждавше гося хунвэйбинами.

Начало постепенной нормализации советско-китайских отношений также связано с Чжоу Эньлаем. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту Чжоу Эньлай провел встречу с Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным с целью урегулирования крайне напряженных после вооруженных столкновений на восточных и западных участках китайско-советской границы отношений между нашими странами.

С активным участием Чжоу Эньлая в 1970 – 1972 гг. была осуществлена и нормализация отношений между КНР и США. По словам Киссинджера о Чжоу Эньлае, он никогда не встречал руководителей, за исключением де Голля, с таким пониманием мировых событий и с такой способностью к комплексному мышлению. Подобный широкий и глубокий подход к политическим проблемам проявился и в позиции Чжоу Эньлая относительно Тайваня, урегулирование отношений с которым он мыслил на пути создания «третьего единого фронта Гоминьдана и КПК», к идее которого возвращаются современные руководители КНР.

В 1972 г. врачи обнаружили у Чжоу Эньлая рак. Он перенес в об щей сложности 14 операций. 13 января 1975 г., несмотря на болезнь, Чжоу Эньлай выступил с докладом на сессии Всекитайского собрания народных представителей, в котором изложил программу "четырех модернизаций". 8 января 1976 г. Чжоу Эньлай скончался.

Поведение Цзян Цин и ее подручных во время траурной церемонии в связи с кончиной премьера свидетельствовало о том, что они не простили Чжоу Эньлаю его борьбу против проводимой ими левацкой авантю ристической политики. На гражданской панихиде по Чжоу Эньлаю Мао Цзэдун не присутствовал.

Зато похороны Чжоу Эньлая собрали несколько миллионов благодарного ему населения и воочию показали степень народной любви и уважения. Не будет преувеличением сказать, что ни один политический деятель не пользовался в Китайской Народной Республике такой всенародной любовью.

5 апреля 1976 г. в день "цинмин" - поминания усопших, сотни тысяч жителей Пеки на с портретами Чжоу Эньлая, белыми траурными венками и белы ми цветами, с пением "Интернационала" отовсюду стекались на цен тральную площадь Тяньаньмэнь. Напуганные столь демонстративной народной активностью, сторонники Цзян Цин стянули к площади крупные воинские и полицейские силы, которые грубо разгоняли соб равшихся и производили массовые аресты. 9 сентября 1976 г. умер Мао Цзэдун, а через месяц были арестованы члены "банды четырех" во главе с вдовой Мао Цзэдуна Цзян Цин.

Таковы общие вехи жизни и деятельности Чжоу Эньлая, хорошо известного в нашей стране политического и общественного деятеля, друга Советского Союза. Жизнь Чжоу Эньлая показывает, насколько важна роль великой личности в истории государства.

Можно еще много говорить о деятельности премьера Чжоу Эньлая, роль которого в позитивных событиях революционной истории и истории мирного строительства, по мнению многих видных ученых и политиков, была не менее яркой, чем роль Мао Цзэдуна. В КНР немало сделано для увековечения па мяти Чжоу Эньлая. Особенно приятно, что его знает и помнит молодежь. Большое количество пользователей "Всемирной паутины", среди которых и десятки тысяч китайских подростков, юношей и девушек, зашли на сайт Музея Чжоу Эньлая, чтобы отметить в сети 110-ю годовщину со дня рождения первого главы правительства КНР. Весьма примечательно, что сайт Музей Чжоу Эньлая в Интернете, созданный 5 марта 2003 г., за 5 лет принял свыше 12 млн посетителей. Используя эту платформу, китайцы подрастающего поколения выражают свою любовь к уважаемому премьеру Чжоу.

Память о высокообразованном китайском интеллигенте, военном и политическом деятеле Китая, друге Советского Союза Чжоу Эньлае навсегда останется в наших сердцах.


Своими воспоминаниями о встречах с Чжоу Эньлаем в дни совместной работы в г.Чунцине, а также в первые дни после провозглашения КНР поделились почетный председатель Общества российско-китайской дружбы, академик С.Л.Тихвинский и заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы, член Совета Федерации Федерального собрания РФ И.А.Рогачев.

Гостями торжественного собрания была большая группа сотрудников Посольства КНР в РФ во главе см Чрезвычайным и Полномочным послом Лю Гучаном и представителей китайского землячества.

Выступая с речью, посол Лю Гучан высоко оценил выдающиеся заслуги Чжоу Эньлая за свое более, чем 50-летнее участие в борьбе за победу народной революции и становление Китайской Народной Республики и отметил, что Чжоу Эньлай является одним из тех китайских руководителей, что заложил отношения между СССР и КНР и внес исторический вклад в дружбу Китая и Советского Союза.

В заключение своего выступления посол Лю Гучан высказал большую благодарность за организацию мероприятия, а докладчику Н.Л. Мамаевой и выступившим С.Л.Тихвинскому и И.А.Рогачеву за интересные выступления.

На торжественное собрание в Москву, посвященное 110-й годовщине со дня рождения Чжоу Эньлая, была приглашена племянница Чжоу Эньлая – Чжоу Биндэ. Она поделилась с участниками собрания воспоминаниями о своем дяде Чжоу Эньлае и представила участникам собрания свою книгу «Мой дядя Чжоу Эньлай», изданную в Китае на русском языке благодаря инициативе и поддержке г-на Ли Доли, члена Центрального правления Общества китайско-российской дружбы, бывшего китайского воспитанника Ивановского интернационального детского дома.

Участники торжественного собрания поблагодарили Чжоу Биндэ за выступление, а г-на Ли Доли за издание книги на русском языке и ее вручение в качестве подарка участникам от автора и издателя.