В Обществе российско-китайской дружбы состоялось торжественное собрание, посвященное 110-й годовщине Синьхайской революции и 155-летию великого китайского революционера-демократа Сунь Ятсена.


17 мая 2021 года в Обществе российско-китайской дружбы (ОРКД) состоялось торжественное собрание, посвященное 110-й годовщине Синьхайской революции и 155-летию великого китайского революционера-демократа Сунь Ятсена. Собрание прошло в офлайн и онлайн формате.

В мероприятии приняли участие Первый заместитель Председателя ОРКД Г.В.Куликова, Заместители Председателя ОРКД: А.Н. Алексахин, С.В. Коршунов, А.В. Островский, С.В. Уянаев, С.Ф. Санакоев, И.Б. Архипов, Ответственный секретарь ОРКД З.Р. Султанова, члены Центрального Правления ОРКД: Н.Л. Мамаева, Е.В. Белилина, В.В. Букреев, А.С. Давыдов, О.В. Демихов, А.И. Донченко, Г.Н. Кузьменко, О.Н. Попова, Е.И. Сафронова, Н.С. Степанов, Л.В. Филиппова, В.Г. Шаронова, Л.Б. Янгель, секретари Комиссий Исполнительного Совета Центрального Правления ОРКД Л.А. Гераськина и А.Ю. Блажкина; заведующий кафедрой всеобщей истории Сибирского федерального университета В.Г.Дацышен; сотрудники Института Дальнего Востока РАН, члены ОРКД и студенты 2 курса Государственного университета управления.

Торжественное собрание вступительным словом открыла председательствующая на мероприятии Первый заместитель Председателя ОРКД Г.В.Куликова. В своем выступлении она сказала: «2021 год знаменателен юбилейными датами — 20-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и 100-летием Коммунистической партии Китая — признанного авангарда китайского народа, ведущего страну от победы к победе.

Предшественниками этих юбилейных дат в истории наших двусторонних отношений и жизни КНР стали знаменательные события китайской истории: 155-летие со дня рождения Сунь Ятсена — великого мыслителя и политического деятеля, китайского революционера-демократа и 110-я годовщина Синьхайской революции — первой демократической революции в Восточной Азии.

Когда-то Наполеон Бонапарт, сосланный на Остров Святой Елены, сказал: «Китай спит. Когда он проснётся, мир будет потрясен».

Сегодня мы являемся свидетелями того, что мир действительно потрясен. Некогда спящий Китай стал второй, а порою и первой экономикой мира, первой торговой державой и единственным в мире государством, в 2020 году одержавшим победу над бедностью, достигшим, несмотря на пандемию коронавируса, больших успехов и в других областях социально-экономического развития.

И первым, кто пробудил Китай от спячки в период последних лет правления династии Цин в конце XIX века, и был великий китайский патриот, революционный демократ Сунь Ятсен, и неразрывно связанная с ним Синьхайская революция 1911 года.

Сунь Ятсен совершил бессмертный подвиг — возглавил борьбу Китая за независимость и национальное освобождение, за свержение монархии и установление республики, провозглашенной 1 января 1912 года, и стал первым президентом Китайской Республики. Сунь Ятсен основал первую в Китае организацию революционных демократов — «Союз возрождения Китая» и партию Гоминьдан. Деятельность Сунь Ятсена оказала большое влияние на зарождение коммунистического движения в Китае. До последних дней своей жизни он оставался ярким приверженцем дружбы с нашей страной.

Поэтому, когда мы говорим, что российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху достигли сегодня самого высокого уровня, корни этих отношений уходят в эпоху Сунь Ятсена — первого президента Китайской Республики, революционера-демократа, великого мыслителя и политического деятеля Китая, которого и сегодня называют в Китае «Гофу» — отцом нации»

Г.В.Куликова объявила торжественное собрание открытым и предоставила слово Н.Л. Мамаевой — руководителю Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией, доктору исторических наук.

Ниже представлен полный текст выступления Н.Л. Мамаевой:

«Понятие модернизации Китая неразрывно связано с Синьхайской революцией и с именем первого временного Президента Китайской Республики, выдающегося мыслителя, политического и общественного деятеля - Сунь Ятсена. В этом году исполняется 155 лет со дня его рождения. И чем больший период времени отделяет нас от первой четверти XX века, по сути, судьбоносного для Китая периода, тем четче и ярче вырисовывается величие Сунь Ятсена, его влияние на выбор пути развития страны, на содержание процесса модернизации, начало которого китайская историография с полным правом определяет Синьхайской революцией, которой в 2021 г. исполняется 110 лет.

Сунь Ятсен (в северном стандартном произношении Сунь Исянь; псевдонимы Сунь Ятсен, Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) родился 12 ноября 1866 г. в деревне Цуйхэн уезда Сяншань пров. Гуандун, на месте которой при активном участии хуацяо вырос молодой современный уже более чем миллионный город Чжун Шань. Это место хорошо известно и китайцам, и зарубежным поклонникам личности Сунь Ятсена. Мне посчастливилось несколько раз посещать дом-музей Сунь Ятсена, в том числе в связи с участием в международных научных конференциях, организованных китайской стороной по случаю юбилейных дат жизни и деятельности Сунь Ятсена. Дом-музей создан с любовью и глубоким уважением к учителю. Впечатляет не только подборка экспонатов, но факт постоянного не убывающего потока посетителей – из различных социальных слоев и различного возраста. Умер Сунь Ятсен 12 марта 1925 г. в Пекине; похоронен в Нанкине. Он открывает плеяду наиболее известных личностей Китая XX-XXI вв.

Еще несколько слов о биографии. Сунь Ятсен родился в зажиточной крестьянской семье. Окончив традиционную китайскую школу, был отправлен родителями на Гавайи, в Гонолулу, к старшему брату Сунь Мэю, (эмигрировал в поисках работы в 1871 г.) который занимал значительное место в жизни своего брата, поддерживал его в трудных ситуациях. На Гавайях Сунь Ятсен несколько лет учился в английской миссионерской школе на о. Мауи, что, по-видимому, способствовало формированию своего рода прозападных взглядов, видению будущего Китая под углом зрения развития капитализма как образцового типа государства и общества. В 1883 г. вернулся на родину, изучал медицину в Сянганском медицинском институте, занимался медицинской практикой. Известность Сунь Ятсена в Китае и за его пределами в определяющей степени связана с Синьхайской революцией.

В революционном движении, разворачивавшемся в Китае с конца XIX века и направленном против монархического господства маньчжурской (иноземной) династии Цин, Сунь Ятсен участвовал с молодых лет. Отметим, что в то время с династией Цин в общественном сознании ассоциировались все беды народа, нищета населения, неразвитость политических институтов и углубление зависимости страны от иностранных держав. В политической истории Китая начала ХХ века партия Сунь Ятсена выступала носителем прогрессивных тенденций в переходе от традиционного общества к современному. В своей истории она пережила ряд кризисных ситуаций и прошла через серию реорганизаций. Образованная в 1894 г. под названием Союз возрождения Китая (Синчжунхуэй), в 1905 г. она была реорганизована в общекитайскую партию Объединенный союз (Тунмэнхуэй) и возглавила работу по подготовке и проведению Синьхайской революции ( 1911 г.), предпринявшей попытку слома традиционной структуры старого Китая. В русле взятого курса на развертывание парламентских форм борьбы в августе 1912 г. Объединенный союз был реорганизован в Гоминьдан (Национальная партия). В ноябре 1913 г. президент Юань Шикай, со ссылкой на "пожелания провинциальных властей", издал указ о роспуске Гоминьдана. В июле 1914 г. Гоминьдан был реорганизован Сунь Ятсеном в Китайскую революционную партию (Чжунхуа гэминдан). Исчерпав возможности борьбы «в защиту конституции», Сунь Ятсен в октябре 1919 г. пришел к выводу о необходимости осуществления новой революции в Китае, направленной на создание политической системы, отличной как от западных демократий, так и от государства диктатуры пролетариата. Преобразование Чжунхуа Гэминдан в Чжунго Гоминьдан стало исходным пунктом нового партийного строительства и началом процесса реорганизации партии, осуществлявшейся с помощью СССР, международного и внутреннего коммунистических движений.

Возвращаясь к теме Синьхайской революции, отметим, что в течение первого десятилетия XX в. Объединенным союзом было предпринято пять попыток вооруженного свержения маньчжурской власти, которые успехом не увенчались. Тем не менее, Объединённый союз, провозгласивший революционную программу "изгнания маньчжурских варваров, восстановления Срединного государства, создания республики, уравнения прав на землю", способствовал созданию и приближению революционной ситуации как необходимой предпосылки революционного наступления.

Одним из центров подготовки антиманьчжурских выступлений в провинции Хубэй был Ухань, где в контакте с Объединенным союзом действовали две революционные организации — Литературное общество и Союз общего прогресса. Они смогли привлечь на свою сторону почти треть (около 5 тыс. человек) всего состава частей «новой армии», дислоцированных в провинции Хубэй. В ответ на репрессии властей восстали солдаты саперного батальона во главе с сержантом Сюн Бинкунем. Восстание началось в Учане 10 октября 1911 г. (в год "синьхай" по традиционному китайскому лунному календарю). Его поддержали другие части учанского гарнизона, сумевшие захватить арсенал. Ночью развернулись ожесточенные бои за правительственные учреждения, которые к утру были взяты восставшими. Маньчжурские власти бежали из города. Учанское восстание победило. На это событие откликнулись все провинции Китая, и страну захлестнула революционная буря.

Учанское восстание (10 октября 1911 г.) - одно из основных событий Синьхайской революции, продемонстрировало роль военного фактора как китайскую специфику революционного процесса в Китае. Между тем, ход революционных событий, последовавших после Учанского восстания, характеризовался не только участием в них армии как основной движущей силы революции. Он также продемонстрировал значимость поддержки революционных действий представительными органами провинций. Поддержка ими революционных войск, как и вовлечение в революционный процесс различных социальных слоев населения, в том числе через вступление в революционную армию, ускорили капитуляцию маньчжурской династии и обеспечили относительно мирный характер продвижения революции по стране. Факт присоединения к революционному движению широких слоев населения был отмечен Мао Цзэдуном, учившимся в то время в средней школе г. Чанша, столице пров. Хунань. Описывая взятие Чанша революционной армией, Мао Цзэдун обратил внимание на решительные действия рабочих, захвативших городские ворота, на активное участие молодежи в антиманьчжурских действиях, на создание студенческой армии. Он, как и многие из его будущих соратников – коммунистов, сам вступил в регулярную революционную армию, в которой послужил некоторое время. Затем продолжил учебу.

Важным этапом на пути укрепления революционной власти явилось создание революционных органов власти в Нанкине. Революционный процесс не был легким, в значительной части формировался стихийно. Принципиальные вопросы будущего государственного устройства решались на фоне поиска компромисса между старым и новым, консервативным и революционным, во многом зависели от позиции генерала Юань Шикая – наиболее авторитетной фигуры в военно-политических сферах цинского Китая, избравшего тактику лавирования между революционерами и Цинами, отдававшего в душе предпочтение конституционной монархии.

В этой обстановке в Китай вернулся из США Сунь Ятсен. По пути следования через Европу он пытался получить финансовую помощь для революционного лагеря от деловых кругов Лондона, Парижа и Брюсселя, однако, в помощи было отказано. Его приезд в Китай сразу оживил революционную атмосферу. Весьма примечательно, что в беседе с китайскими и иностранными журналистами в Шанхае Сунь Ятсен заявил: «Я не привез с собой ни гроша, лишь революционный дух». О высокой значимости духовного и идеологического начала в развитии революционных и политических процессов свидетельствует, по сути, вся история Китая нового и новейшего времени. Сунь Ятсену удалось в кратчайшие сроки устранить одно из самых важных препятствий на пути развития революции, а именно: прекратить внутренние разногласия в деле создания альтернативной Пекину объединенной революционной власти. О создании новой власти в стране было заявлено 29 декабря 1911 г. Конференция представителей провинций избрала Сунь Ятсена временным президентом Китайской Республики, что ускорило процесс отречения Цинской династии. 1 января 1912 г. Сунь Ятсен прибыл в Нанкин и принял президентскую присягу.

Основными результатами Синьхайской революции стали с вержение иноземной маньчжурской династии и ликвидация монархической формы правления, осуществляемого цинскими властями. Синьхайская революция предложила новую модель политической структуры и государственного управления – на основе конституции и в рамках парламентской республики. Она резко отличалась от традиционной модели управления.

В качестве временного президента КР Сунь Ятсен сформировал временное революционное правительство КР, имевшее коалиционный характер и состоявшее из ре волюционеров (Хуан Син, Цай Юаньпэй, Ван Чунхуэй), либералов (Чжан Цзянь, Тан Шоуцянь, Чэнь Цзиньтао) и старых бюрократов маньчжурской школы (Хуан Чжанъин, У Тинфан, Чэн Дэцюань), что уже отражало особенности Синьхайской революции, ее компромиссный характер, затруднивший в дальнейшем трансформацию политических институтов власти и управления.

Вся деятельность правительства концентрировалась вокруг центральной задачи - свержения маньчжурской власти, в то время как реализация конституционной идеи и переход от самодержавия к качественно новой форме государственного правления – к республике находилась на втором плане. События, развивавшиеся после Синьхайской революции, демонстрировали типичные для постреволюционных периодов сложности перехода от революционных действий к мирному государственному строительству, известные по опыту других стран.

Сочетание вооруженных методов смены власти с мирными и стремление революционных сил к компромиссу с консерваторами во многом предопределили особенности политического режима Китайской Республики в первые годы после Синьхайской революции и в период нахождения Китая под властью бэйянских милитаристов (1916-1928 гг.), усугубляли трудности внедрения демократических институтов и осуществления парламентских процедур. На разных уровнях властных структур развивалась тенденция оттеснения от власти революционеров и замены их представителями буржуазно-помещичьего конституционно-монархического направления. На повестке дня оставался серьезный вопрос строительства новой власти, к решению которого революционные силы были не вполне готовы. Тем не менее, деятельность сформированного Сунь Ятсеном революционного Нанкинского правительства (1912-1913), особенно в период временного президентства Сунь Ятсена, оставила глубокий след в истории Китая, проложила «русло», по которому начал свое движение процесс модернизации по широкому спектру, прежде всего, в политико-правовой сфере. Содержание деятельности Нанкинского правительства по ряду важных направлений, включая и меры в области социальной политики, отражало его формировавшуюся политическую программу на данный исторический период.

Самобытность мировоззрения Сунь Ятсена четко обозначилась уже с начала его революционной деятельности. В эпоху войн и революций, к которой принадлежала первая четверть XX века, он постепенно формирует оригинальное учение, оперирующее новыми понятиями и категориями, связанными с китайскими традициями и отражающими специфику исторического и политического развития страны. Рассматривая классовую борьбу как отклонение от нормы, болезнь общества, он выстраивает свою мировоззренческую систему, исходя из идеи гармонии как основополагающей. Сунь Ятсен создает теорию «трех народных принципов» - национализма, народовластия и народного благосостояния, потенциал которой для развития Китая еще далеко не исчерпан. Весьма примечательно, что склонность Сунь Ятсена к неприятию силовых методов разрешения социальных конфликтов, и демократическая ориентация всего учения и политической практики были сразу отмечены выдающимся мыслителем и практиком XX века - В.И.Лениным. Уже в 1912 г. в статье «Демократия и народничество в Китае» он характеризовал Сунь Ятсена как «революционного демократа, полного благородства и героизма» Историография КНР, в течение длительного исторического периода выделявшая буржуазную ориентацию его учения как основу, с конца XX века прочно встала на позицию нового осмысления наследия Отца нации. В современной историографии КНР подчеркиваются демократические ценности наследия Сунь Ятсена, его талант к деятельности по сплочению нации на основе выдвижения общенациональных целей и вклад в дело объединения и независимости Китая.

Принципиальной характеристикой Сунь Ятсена как мыслителя и практика выступает его способность к адаптации своей теории и практики к веяниям времени, к меняющейся политической ситуации. Ярким тому подтверждением является развитие учения о «трех народных принципах»: от антиманьчжурской борьбы в качестве основного содержания принципа национализма – к слиянию его с принципом народовластия в Синьхайской революции – и к обновленной интерпретации «трех народных принципов» в начале 1920-х гг. Различные аспекты его теории использовались в различные исторические периоды политическими силами и потенциал учения Сунь Ятсена для развития Китая еще далеко не исчерпан. Сунь Ятсен выстраивал свою мировоззренческую систему, исходя из идеи гармонии как основополагающей идеи, которая входит в идеологический арсенал в современном Китае.

«Новые», то есть, скорректированные в первой половине 20 века Сунь Ятсеном «три народных принципа», синтезировали традиционное и новое, положили в основу концепции возрождения страны идею государственного суверенитета и создания социально ориентированного единого и неделимого Китая.

Работа революционного Нанкинского правительства началась с отмены многих средневековых установлений и обычаев, по которым требовалась немедленная реакция новой власти. Это направление деятельности правительства сразу продемонстрировало населению отличие новой власти от прежней. В марте 1912 г. Нанкинским правительством были изданы указы, направленные против опиумокурения, торговли людьми, о запрете физических пыток арестованных, об освобождении людей, проданных в долговое рабство. Предписание об обрезании длинной натуральной косы – прически, навязанной маньчжурами мужскому населению Китая, воспринимавшейся как символ национального позора, фактически узаконило уже распространявшуюся в ходе Синьхайской революции практику.

Среди нововведений временного революционного правительства содержались предписания о запрете обязательных церемониальных поклонов нижестоящих правительственных чиновников вышестоящим, об отказе от феодального обряда бинтования ступней ног девочек и т. д. Указы Сунь Ятсена и Нанкинского правительства об учреждении пятицветного государственного флага (его цвета символизировали единство ханьцев, маньчжуров, монголов, хуэйцев и тибетцев), о введении нового летоисчисления и переходе к григорианскому календарю отражали стремление буржуазных революционеров к ликвидации старого и утверждению нового. Резкий разрыв со средневековыми традициями в быту и политико-государственной сфере означал начало новой эры.

Политика Нанкинского правительства включала, как уже говорилось, социальные аспекты: разрабатывались м еры по оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий, содействия переселению населения н a целинные земли. Ставились проблемы развития просвещения и народного образования, осуществлялась подготовительная работа к проведению реформы образования (эта работа велась под руководством Цай Юаньпэя – сподвижника Сунь Ятсена, министра образования временного Нанкинского правительства), разрабатывались меры за щиты китайских эмигрантов от притеснения колониальных властей в странах Юго-Восточной Азии, что было созвучно учению Сунь Ятсена о «трех народных принципах».

В области государственно-правового развития Китая важнейшими событиями являлись создание и созыв 28 января 1912 г. высшего временного законодательного органа Китайской Республики - Национального собрания и принятая им 10 марта 1912 г. Временная конституции Китайской Республики. Начало функционирования Национального собрания существенным образом ускорило отречение цинской монархии ( 12 февраля 1912 г.) и победу республиканских сил.

С правовой точки зрения, принятие Временной конституции Китайской Республики стало основным результатом Синьхайской революции. Ее содержание отражало восприятие западной конституционной идеи и одновременно включало специфику политического развития Китая. Некоторые статьи конституции не были вполне адаптированы к китайским реалиям, однако в целом Временная конституция КР стала политико-юридической основой формирования государственного строя и развития политической системы, сыграла определенную роль в ликвидации пережитков феодального Китая в системе управления. Для многих политических партий Китая 1910-х – 1920-х гг. Временная конституция 1912 г. была образцом и критерием революционности в борьбе политических сил за создание единого сильного Китая. Вплоть до 1919 г. лозунг восстановления Временной конституции 1912 г. (была отменена Юань Шикаем в 1914 г.) использовался партией Сунь Ятсена в борьбе с милитаристскими группировками Севера.

Основным автором конституции был давний сторонник Сунь Ятсена Сун Цзяожэнь — юрист по образованию, изучавший государственное устройство и конституции западноевропейских государств. В целом, Конституция имела демократическую направленность, провозглашала свободу личности, слова, печати, собраний, общественных объединений, вероисповедания, право частной собственности и предпринимательства, право «сдавать экзамены для замещения чиновничьей должности» для всех граждан, предоставляла избирательное право гражданам мужского пола, не ограниченным в гражданских правах. К участию в выборах не допускались лица, употреблявшие опиум, а также военнослужащие и чиновники, занимавшие судебные и административные должности.

По конституции в качестве высшего органа законодательной власти выступал парламент в составе нижней палаты и сената, а до его созыва функции парламента возлагались на Национальное собрание. В Общих принципах Временной конституции говорилось, что управление Китайской Республикой будет осуществляться через Национальное собрание (парламент), временного президента, Кабинет министров и Судебную палату.

В основу государственной структуры был положен принцип «разделения властей», хотя проводился он непоследовательно. Не решался до конца весьма сложный в условиях Китая вопрос о взаимоотношениях между центральной администрацией и правительствами провинций.

По конституции, президент наделялся довольно широкими полномочиями, в то же время сфера его компетенции ограничивалась рамками парламентской республики. Становлению и функционированию парламентской системы препятствовали такие факторы, как глубоко укоренившиеся в общественном сознании монархические идеи, отсутствие политического опыта у партий и общественных организаций, наконец, зависимость власти, особенно на местах, от вооруженных сил, численно возросших в годы Синьхайской революции.

Несмотря на недостаточный демократизм отдельных положений закона о Национальном собрании, его принятие, как и Временной конституции, означало прорыв в правовом развитии и знаковое событие конституционной истории, которая восходит к деятельности китайских реформаторов начала 1890-х гг., руководимых Кан Ювэем и Лян Цичао.

На выборах в парламент в декабре 1912 - феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия, созданная в 1912 г. в результате преобразования Объединенного союза в партию парламентского типа). Эта партия наиболее последовательно отстаивала идеи парламентаризма. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром.

Несмотря на определенные ограничения и недостатки в работе временного, затем - постоянного парламента, в течение 1912-1913 гг. основной тенденцией в политико-правовой сфере являлось выстраивание политической системы по западному образцу. Парламент демонстрировал целый ряд признаков, свойственных деятельности парламентских республик Запада: конкурентность выборов, критические выступления и бурные дискуссии в нижней палате парламента, вплоть до отвода ряда кандидатур, выдвигавшихся Юань Шикаем в состав Временного правительства в марте 1912 г. и т.д.

Таким образом, всплеск революционного энтузиазма был реализован в политической сфере провозглашением и законодательным оформлением парламентских институтов и демократических свобод, которые, однако, как свидетельствует история, не пустили глубокие корни. Причин тому было немало. После сложения Сунь Ятсеном полномочий временного президента КР в пользу Юань Шикая ( 14 февраля 1912 г.) Нанкинское Национальное собрание приняло отставку Сунь Ятсена, а 15 февраля 1912 г. не только единогласно избрало Юань Шикая временным президентом, но и в обращении к нему сравнило его с Джорджем Вашингтоном. С этого времени четко проглядывается наступление консервативного лагеря на революционеров и оттеснение их от власти. В сложившейся расстановке сил приоритет во властных структурах получили сторонники Юань Шикая, ориентированные на конституционную монархию. Большое значение в подобном развитии событий сыграла личность Юань Шикая как незаурядного, пользовавшегося большим авторитетом даже в среде революционеров государственного деятеля, с одной стороны, неопытность и неготовность революционного лагеря к новому государственному строительству, с другой.

Тем не менее, главной опасности – возвращения Китая к монархической форме правления – удалось избежать, хотя Юань Шикаем (в 1915-1916 гг.), затем – Чжан Сюнем (в 1917 г.) были предприняты серьезные попытки к реставрации монархии. Синьхайская революция осуществила качественный скачок в правовом сознании, обеспечивший невозможность возврата к монархическому режиму. Энергия Синьхайской революции была настолько велика, что не допустила возврата к старому, хотя события принимали порою драматический характер (убийство Сун Цзяожэня, Указ Юань Шикая от 4 ноября 1913 г. о роспуске Гоминьдана и др.).

Личность Юань Шикая воплотила в себе все противоречия и сложности послесиньхайского времени. Как сильная личность, он имел заслуженный авторитет в широких социальных слоях общества, в том числе в национально-демократическом лагере. Особым доверием Юань Шикай пользовался в среде сторонников конституционной монархии, ушедших в тень в разгар революционного подъема, но вновь выдвинувшихся на политическую арену в период инициированного Юань Шикаем возрождения монархических институтов. Поддержав Синьхайскую революцию, он проявил понимание необходимости для Китая обновления и адаптации к современным реалиям, одновременно, способствовал минимизации в использовании обеими сторонами (революционными и императорскими) силовых методов при создании новой власти.

Сильной стороной Юань Шикая являлось знание им специфики политических процессов старого Китая и особенностей системы управления. Так, он вновь утвердил систему экзаменов для чиновников, отмененную демократической властью на гребне революционного отрицания старых порядков и ряд других мероприятий. Понимая необходимость учреждения сильной управленческой вертикали для Китая, Юань Шикай вновь ввел запрет занимать руководящие посты в провинциях уроженцами этих провинций, целесообразный для Китая того времени.

Сочетание у Юань Шикая рационального подхода к оценке событий с честолюбивыми властолюбивыми планами имело свои пределы. В конце концов в системе взглядов Юань Шикая победило желание воссоздания конституционной монархии.

Сложности на пути формирования нового политического устройства не меняли судьбоносного значения Синьхайской революции как революции национальной и демократической по своей направленности, отражавшей интересы широких социальных слоев и открывшей канал развития процесса обновления в различных сферах.

Переход к конституционному республиканскому правлению демонстрировал небывалую активность в области формирования партийной системы как его неотъемлемой части. Она усиливалась тем обстоятельством, что политические партии и организации в прошлом рассматривались феодальными правителями как величайшее зло. В первые годы после Синьхайской революции появилось более 300 политических партий. Едва возникнув, многие из них тут же исчезали.

Взрыв политической активности был тесно связан с процессом открытости как одним из важных результатов Синьхайской революции. Глубокое изменение духовной и политической атмосферы открыло дорогу формированию и развитию основных политических партий, определивших в дальнейшем пути развития КР – Гоминьдана и Компартии Китая. Большинство членов Коммунистической партии Китая первых лет ее существования и многие члены Гоминьдана были участниками Синьхайской революции.

Тенденция к обновлению пробивала себе дорогу и после революции. Интеллектуальный взрыв в ходе «движения за новую культуру» и национальное патриотическое «движение 4 мая 1919 г.». активизировали поиски путей дальнейшего развития Китая, в том числе в области политико-государственного и правового строительства.

Если в первые годы после Синьхайской революции основная угроза в политической сфере исходила от живучести монархических идей, то по мере угасания демократизации и ослабления центральной власти основная опасность для нации и государства стала исходить от сепаратизма лидеров военных группировок, возникла реальная угроза распада страны как единого организма и потери национального суверенитета.

Политический режим регионального милитаризма, формирование которого активно продолжалось после смерти Юань Шикая в 1916 г., причудливо сочетался с республиканским фасадом политической системы и управленческими структурами центральной власти, вплоть до его поражения в результате победоносного Северного похода НРА, у истоков которого стоял Сунь Ятсен.

При всех негативах, парламентский опыт не прошел бесследно. Более того, парламентская деятельность в течение первых послесиньхайских лет была уникальной и определялась, наряду со стремлением к копированию западных образцов парламентаризма, внутренней потребностью общества. Опыт парламентаризма начала республиканского этапа политической истории Китая стал основой для поиска в дальнейшем политических моделей, более адекватных исторической специфике страны.

Конституционная идея и прежнее название - Китайская Республика – сохранялись и в исторический период развития Китая под властью Гоминьдана (1928-1949 гг.). Однако, это была уже другая республиканская модель, в большей степени, чем в период господства региональных милитаристских группировок, учитывающая китайскую специфику. Ее основные параметры выстраивались в соответствии с рядом положений учения Сунь Ятсена о «трех народных принципах» и «пяти конституционных властях». Конституционные взгляды Сунь Ятсена развивались. Свое концентрированное выражение они получили в «Общей программе строительства государства», с которой Сунь Ятсен выступил 12 апреля 1924 г., а также в ряде выступлений и лекций о конституции «пяти властей» в течение 1924 г.

Подтверждая свой план о «трех периодах» «строительства государства»: военном, политической опеки и конституционном, и «пяти властях», Сунь Ятсен поддержал принцип разделения властей, характерный для западного парламентаризма. Однако при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он добавил экзаменационную (кадровую) и контрольную власти, которые были тесно связаны с китайской традицией.

Провозглашение Китайской Народной Республики в 1949 г. означало переход к новой политической системе, которая выстраивалась в 1950-х гг. с использованием опыта политического и государственного строительства, наработанного в годы демократической революции, а также опыта политического и государственного строительства СССР.

В основу политической жизни КНР изначально была положена конституционная идея. Развитие Китая на основе различных отраслей права, начало которому положили Синьхайская революция и Временная конституция Китайской Республики ( 1912 г.), в современном Китае выдвигается в качестве задачи первостепенной важности и демонстрирует значительные успехи.

С именем Сунь Ятсена неразрывно связана идея дружбы Китая с Советским Союзом. В тесном взаимодействии с представителями Советского государства, Коминтерна и КПК Сунь Ятсену в 1920-х гг. удалось реорганизовать Национальную партию Китая (Гоминьдан), лидером которой он являлся, в «партию действия». Под ее руководством армия Гоминьдана в 1928 г. одержала победу над северными милитаристами, погружавшими КР в хаос и состояние полуколониальной зависимости от иностранных держав.

Сунь Ятсен, скончавшийся в марте 1925 г., оставил своим соратникам не только программу «национального спасения» и усиления Китая. В лице Советского Союза он нашел верного союзника и помощника в достижении задач объединения страны и освобождения ее от иностранной зависимости и завещал своим соратникам крепить дружбу с Советским Союзом».

Поблагодарив Н.Л. Мамаеву за интересное выступление, председательствующая на мероприятии Г.В.Куликова дополнила это выступление краткой информацией о семье Сунь Ятсена: сыне Сунь Фо и супруге Сун Цинлин. В частности, она рассказала о поездке в 1938 году сына Сунь Ятсена Сунь Фо в Москву, его встрече с И.В. Сталиным, К.Е. Ворошиловым, В.М. Молотовым, с которыми обсуждалась помощь Советского Союза партии Гоминьдан в борьбе против японцев, которые в это время захватили все центральные районы Китая и все крупные города, а столица была перенесена в город Чунцин. В ходе этой беседы И.В. Сталин обещал оказать помощь направлением вооружения и вместе с тем обратил внимание Сунь Фо на то, что необходимо и самим создавать промышленность, которая будет выпускать необходимое вооружение для ведения войны.

Кроме того, Г.В.Куликова рассказала также о супруге Сунь Ятсена — Сун Цинлин, с которой была знакома. Сун Цинлин всю жизнь была верна заветам мужа о необходимости союза с Советским Союзом. Так, в 1966 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Сунь Ятсена, а в Китае бушевала «культурная революция» и движение «борьбы против советского ревизионизма», на этом собрании она выступила с призывом поддерживать укрепление и развитие отношений с Советским Союзом.

В 1957 году, не будучи членом Коммунистической партии Китая, Сун Цинлин была включена Мао Цзэдуном в знак уважения к Сунь Ятсену как вождю нации в делегацию и участвовала в Международном совещании коммунистических и рабочих партий. Это было знаком большого уважения Мао Цзэдуна к своему великому предшественнику.

Позже, во время пребывания делегации Общества советско-китайской дружбы в Шанхае, в составе которой была и Г.В.Куликова, делегация посетила Сун Цинлин в ее резиденции, где она делились своими теплыми впечатлениями о пребывании в Москве.

В 1981 году, через пять после смерти Мао Цзэдуна, Сун Цинлин вступила в Коммунистическую партию Китая и была избрана Почетным Председателем Китайской Народной Республики.

Сунь Ятсен был, как известно, Президентом Китайском Республики, а Сун Цинин стала Почетным Председателем Китайской Народной Республики. Несмотря на большое время, разделявшее этих двух верных Родине представителей китайского народа, оба они были сторонниками дружбы с нашей страной и до конца своих дней оставались нашими верными друзьями.

После этих слов председательствующая Г.В.Куликова сообщила о закрытии собрания, поблагодарила собравшихся и пригласила принять участие в мероприятии, которое пройдет 16 июня и будет посвящено двум деятелям китайской культуры — писателям Мао Дуню и Лу Синю — одному из основоположников современной китайской литературы.