Торжественное собрание, посвященное 40-летию политики реформ и открытости в Китае, прошло в Москве


17 декабря 2018 г. Институт Дальнего Востока РАН и Общество рос-сийско-китайской дружбы выступили инициаторами проведения торже-ственного собрания, посвященного 40-летию политики реформ и открытости в Китае.

Ученые–специалисты по Китаю из Института Дальнего Востока РАН, а также специалисты-китаеведы других научных и учебных заведений Москвы на этом мероприятии обсуждали вопрос о том, как удалось Китаю за 40 лет, прошедших после состоявшегося 18-22 декабря 1978 г. 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, добиться таких выдающихся успехов, которые не только изменили облик Китая, но и оказали большое влияние на весь мир.

Торжественное собрание  открыл директор Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук, профессор С.Г. Лузянин. «Сегодняшний Китай, — сказал С.Г. Лузянин,  — стал вторым по величине экономическим субъектом в мире, крупнейшей промышленной державой, главным стабилизатором и драйвером роста мировой экономики. В течение нескольких десятилетий Китай демонстрировал 10-процентные темпы роста валового национального продукта, увеличив его с начала реформ с 1/3  до 82 трлн юаней, что означает его рост более чем в 40 раз. Доля Китая в мировом ВВП возросла с 1,8 до 15,2 %. Китай в течение 30 лет обеспечивает более 30% прироста мировой экономики; объем его внешней торговли увеличился с 20,6 млрд долларов США до более чем 4 трлн долларов США; страна является крупнейшим мировым экспортером и вторым в мире импортером товаров, а в последние годы стала одним из крупных инвесторов с суммой 1,4 трлн долларов США.  Китаю удалось избавить от бедности 740 млн человек, охватить базисной пенсией по старости 900 млн человек, а медицинским страхованием — более 1,3 млрд человек. Как Китаю удалось добиться таких выдающихся успехов?» — сказал  С.Г. Лузянин.

Ответы на  эти вопросы на торжественном собрании, состоявшемся в Культурно-информационном центре  Общества российско-китайской дружбы и Института Дальнего Востока РАН, дали  выступившие на нем: Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли Хуэй; председатель  Союза китайских предпринимателей в России, заместитель председателя Общества китайско-российской дружбы Чжоу Лицюнь; первый заместитель директора, руководитель Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН С.В. Уянаев; главный научный сотрудник ИДВ РАН, доктор экономических наук Э. П. Пивоварова и директор Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД РФ, доктор политических наук, профессор А.Д. Воскресенский.

Во вступительном слове директор Института Дальнего Востока РАН С.Г. Лузянин подчеркнул, что содержание экономической реформы, провозглашенной в декабре 1978 года, состояло в переходе экономики от главенства плановых начал к опоре на рыночные рычаги, при одновременном использовании производственного потенциала крупных предприятий государственного сектора. Экономическая реформа была тесно связана с целями модернизации страны, повышения уровня жизни народа и обеспечения ее экономической открытости.

Наиболее полный ответ на вопрос о том, почему Китай в 1978 году объявил о проведении политики реформ и открытости, в своем выступлении дал  Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли Хуэй.

«Для Китая 1978 год, — сказал Посол Ли Хуэй, —  стал знаменательной вехой, когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва принял решение о проведении политики реформ и открытости, тем самым «сделав ключевой выбор, определивший судьбу современного Китая» и положив начало новому этапу в пути развития Китая. 1978 год стал водоразделом между бедностью и процветанием, закрытостью и открытостью Китае. Чтобы создать более полное и глубокое понимание политики реформ и открытости,— сказал Посол Ли Хуэй, — я хотел бы здесь сосредоточиться на трёх вопросах.

Во-первых, почему Китай начал данную политику, во-вторых, как он её проводил, и, в-третьих, как Китай продолжит реформироваться и открываться внешнему миру.

1. Любая страна нуждается в постоянных реформах, чтобы адаптироваться к изменениям времени. После основания Китайской Народной Республики была внедрена система плановой экономики, когда экономика была полностью национализирована, а вся экономическая деятельность велась по команде правительства. Распределение доходов происходило по уравнительному принципу, и люди полностью зависели от правительства в вопросах получения одежды, питания, жилья и средств передвижения. Что же касается развития внешнеэкономических связей, то здесь была взята на вооружение тактика закрытых дверей. Неоспорим тот факт, что в первые дни основания Нового Китая была своя необходимость и свои преимущества в обращении именно к этой системе, но с развитием общества и экономики страны начали проявляться недостатки подобного устройства.

В основном это выражалось в отрыве предложения от спроса, низкой эффективности производства, несбалансированном распределении ресурсов, недостаточной мотивации инноваций и медленном развитии технологий в обществе. Начиная с 50-х гг. прошлого века, Китай проваливался всё ниже в мировых рейтингах совокупных и подушевых экономических показателей, всё сильнее отставая от других стран. В 1978 г. ВВП Китая составлял всего 1,8% мирового, а по ВВП на душу населения Китай был вторым с конца среди всех стран мира.  Абсолютная бедность достигала 250 миллионов человек, а уровень безработицы в городах доходил до 19%. Другими словами, к 1978 г. экономика Китая значительно отставала от большинства стран мира, и назрела срочная необходимость реформ.

2. В то время руководящий коллектив Коммунистической партии Китая, ядром которого был товарищ Дэн Сяопин, на основе глубокого обобщения позитивного и негативного опыта и уроков социалистического строительства в стране и за рубежом принял историческое решение сместить центр тяжести в партийной и государственной работе на экономическое строительство и начать реализацию политики реформ и открытости.

Во-первых, требовалось решить продовольственную проблему. С этой целью система народных коммун была заменена системой семейного подряда. В первом случае в качестве ячейки выступала коммуна, где люди работали коллективно, доход распределялся между всеми поровну, а продукция принудительно выкупалась государством по низкой цене. В результате рабочий энтузиазм людей был невысок, эффективность упала, а крестьяне повсеместно находились в состоянии бедности. В 1977 г. году средняя урожайность зерна в Китае составляла всего 175 кг на один му (666 квадратных метров), и многим крестьянам не хватало пропитания после выполнения государственных задач по закупкам.

Система же семейного подряда означала восстановление семьи в качестве субъекта производственно-хозяйственной деятельности. Остаток сельскохозяйственной продукции после государственных закупок и коллективных «удержаний» полностью переходил в собственность сельского двора. Принцип «больше работаешь – больше получаешь» мобилизовал производственный энтузиазм крестьян, что вылилось в значительный рост урожайности. С 1977 по 1984 гг. производство зерна в Китае увеличилось с 283 407 млн. т, а доходы крестьян выросли более чем вдвое. Правительство Китая также ввело ряд сопутствующих реформаторских мер, таких как существенное повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, открытие рынка сельскохозяйственной продукции, предоставление крестьянам возможности продавать продукцию на рынке и дальнейшая активизация рынка сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, требовалось решить проблему одежды и тепла. Первой мерой здесь стало создание поселково-волостных предприятий и единоличных хозяйств, то есть сельским коллективам или частным лицам разрешалось начинать свой бизнес и осуществлять производство в соответствии с потребностями рынка. Благодаря гибкости в использовании труда, низкой себестоимости рабочей силы и быстрой реакции на рыночный спрос, поселково-волостные предприятия и единоличные хозяйства быстро стали самой быстрорастущей силой в экономике того времени. Они не только решили проблему занятости и доходов крестьян, но и позволили быстро преодолеть дисбаланс в национальной структуре лёгкой и тяжёлой промышленности, а также острый дефицит товаров народного потребления.

Важной мерой стал также перевод государственных предприятий на рыночные рельсы. До реформы правительство устанавливало цены, выкупало и реализовывало всю продукцию госпредприятий в Китае. Это привело к разрыву между спросом и предложением, так что по некоторым продуктам возникал серьёзный переизбыток на складах и они пропадали впустую, тогда как по другим продуктам наблюдался аномальный дефицит. После реформы была расширена автономия государственных предприятий: после завершения государственного плана они могли самостоятельно реализовывать произведённый избыток продукции. Цена стала определяться рыночной конъюнктурой, а дополнительная прибыль могла направляться на улучшение условий деятельности предприятия и социальные выплаты сотрудникам. В результате объём производства и эффективность предприятий значительно возросли.

В-третьих, необходимо было решить проблему повышения качества жизни. Китай запустил эксперимент по специальным зонам и открыл прибрежные районы, допустив, что часть людей может стать зажиточными раньше других, после чего разбогатевшие сначала стимулируют повышение достатка других людей, так что в конечном итоге будет достигнуто общее процветание. С 1979 по 1980 год Китай создал четыре специальные экономические зоны в Шэньчжэне, Чжухае, Сямэне и Шаньтоу, разбив существовавшие на протяжении долгого времени идеологические оковы и смело введя рыночную экономику в экономические зоны, где проводилась политика свободы торговли и льготная политика в отношении инвестиций извне.

За краткие пять лет с 1980 по 1985 год ВВП в этих четырёх СЭЗ в постоянных ценах увеличился на 680%, 401%, 119% и 78%, соответственно. Впоследствии правительство Китая распространило успешный подход, применённый в СЭЗ, на 14 крупных прибрежных городов, таких как Шанхай, Тяньцзинь и Циндао, ставших за короткое время относительно богатыми в Китае.

Далее Посол Ли Хуэй сообщил ряд цифр, которых добился Китай за время проведения политики реформ и открытости. Он сказал, что ВВП на душу населения с 385 юаней в 1978 году вырос до 59 660 юаней в 2017 году; уровень бедности снизился с 97,5 % в 1978 году до 3,1 % в 2017 году, а средняя продолжительность жизни составила  76,7 года; Китай построил крупнейшую в мире сеть скоростных автомагистралей, сеть высокоскоростных железных дорог и сеть широкополосной мобильной связи. В стране был сформирован наиболее многочисленный в мире средний класс. Практически доказано, что путь по проведению политики реформ и открытости оказался верен, — сказал Посол Ли Хуэй. Посол также высказал соображения по поводу того, как Китай будет неуклонно продвигать вперед реформы и открытость.

«Во-первых, Китай значительно расширит доступ к своему рынку, обеспечит проведение в кратчайшие сроки существенные меры по либерализации ограничений на долевое участие иностранного капитала в банковской, фондовой и страховой отрасли, и как можно скорее либерализует ограничения на долевое участие иностранного капитала в таких отраслях реального сектора, как автомобиле-, судо- и авиастроение.

Во-вторых, Китай будет создавать более привлекательную инвестиционную среду, будет усиливать сопряжение с международными экономическими и торговыми правилами, повышать прозрачность, усиливать защиту имущественных прав, неуклонно придерживаться деятельности на основе закона, поощрять конкуренцию и противодействовать монополизации.

В-третьих, Китай будет усиливать защиту интеллектуальной собственности. Китайская сторона будет и дальше совершенствовать соответствующие законы и подзаконные акты, интенсифицировать правоприменение, увеличивать издержки нарушения закона и в полной мере раскрывать роль правового сдерживания.

В-четвертых, Китай будет по собственной инициативе расширять импорт. Китай не стремится к достижению положительного сальдо торгового баланса и искренне надеется на расширение импорта для достижения равновесия по счёту текущих операций. В ноябре 2018 г. в Китае состоялась первая Китайская Международная Импортная Экспо, которая стала важным политическим заявлением и действием Китая по самостоятельному открытию собственного рынка».

В выступлении Посла Ли Хуэя большой раздел был посвящен роли политики реформ и открытости в развитии китайско-российских отношений, а также участию Института Дальнего Востока РАН в развитии двусторонних отношений.

«Институт Дальнего Востока Российской академии наук — одно из самых известных исследовательских учреждений в России и научно-исследовательский институт с наиболее влиятельным положением в вопросах китайско-российских отношений», — сказал Посол Ли Хуэй. В следующем году мы отмечаем 70-летие установления дипломатических отношений между Китаем и Россией… Китай готов объединять усилия с российскими друзьями, чтобы, рассматривая 70-летие установления дипломатических отношений между двумя странами в виде шанса, углублять практические сотрудничество в различных областях, «содействовать сопряжению строительства «Одного пояса и одного пути» и Евразийского экономического союза  с тем, чтобы отношения между Китаем и Россией принесли еще большее благо двум странам и народам».

В качестве подтверждения роли успехов политики реформ и открытости для успешного развития китайско-российских двусторонних отношений прозвучало выступление Чжоу Лицюня — председателя Союза более трех тысяч китайских предпринимателей, работающих в России, деятельность которых находит положительный отклик у российских потребителей.

«Китайский путьь восхождения или 40 лет, удививших мир» так назвал свое выступление на юбилейном собрании Общества российско-китайской дружбы и Института Дальнего Востока РАН С.В. Уянаев — первый заместитель директора Института Дальнего Востока РАН. 

«В последние годы в Китае появилась пословица,  — сказала С.В. Уянаев, — которая гласит: «Хочешь познакомиться с прошлым Поднебесной - посети Пекин, желаешь увидеть настоящее - поезжай в Шанхай, а стремишься заглянуть в будущее - дорога лежит в Шэньчжэнь». Эта поговорка появилась на свет благодаря реалиям жизни Китайской Народной Республики последних десятилетий. Шэньжэнь, бывший всего 40 лет назад маленькой рыбацкой деревней под названием Баоянь, превратился ныне в крупнейший мегаполис, который стал не просто промышленным и финансовым центром, но и китайской «Силиконовой долиной». Он входит в пятерку наиболее продвинутых городов мира по уровню и динамике развития инноваций, а потому заслуженно оправдывает название города, “устремленного в будущее». Все это стало не случайным,  новая жизнь этого некогда заброшенного местечка началась в 1979 г., когда китайский руководитель Дэн Сяопин выбрал его в качестве места для Специальной экономической зоны. В марте 1980 г.  руководство КНР официально одобрило Шэньчжэньской СЭЗ - первой в Китае. Успехи, достигнутые затем на этой стартовой площадке, сделали Шэньжэнь не только локомотивом последовавших всекитайских перемен. Они превратили город в визитную карточку, зримую иллюстрацию  результатов политики реформ и открытости».

Приведя неоспоримые примеры успехов Китая за годы политики реформ и открытости, С.В. Уянаев подчеркнул, что «китайские реформы — это не только цифры. Достижения КНР — это проявление мудрости и творческого потенциала китайского руководства, которое не одно десятилетие успешно решает ранее невиданные задачи о продвижении рыночной экономики, которая стала экономической сутью социализма с китайской спецификой…Прямым проявлением успеха реформ, роста экономики Китая является укрепление международного политического авторитета Китая. Китай — постоянный член Совета Безопасности ООН, авторитетный участник таких глобальных и крупных региональных организаций, как G20, БРИКС, АТЭС, ШОС, различных форматов в рамках АТЭС.Китай является инициатором и автором целого ряда крупных международных инициатив, в их числе инициатива «Пояс и путь», призванная решительно расширить горизонты международного экономического сотрудничества между странами нескольких континентов; а также инициатива установления отношений между крупными странами на основе сотрудничества, равенства и взаимной выгоды. Движение по этому пути поможет, по мысли Китая, создать «сообщество общей судьбы человечества». В выступлении также было уделено большое внимание развитию российско-китайских отношений, творцами которых являются главы России и Китая.

С интересным рассказом о китайских реформах в исторической перспективе выступил директор Центра комплексного китаеведения и региональных проблем МГИМО МИД РФ, доктор политических наук А. Д. Воскресенский. Выросший в семье известных китаеведов, а потому воспитанный в духе уважения к древней многовековой китайской истории, он сообщил участникам мероприятия  о том, что реформировать страну Китай пытался еще в далекие времена до н.э. Однако только к концу Нового времени по-настоящему встал вопрос о проведении  политики модернизации, реформ и открытости. Однако, все попытки провести такие реформы в условиях национального раскола, приводили их к провалу.

А.Д. Воскресенский рассказал также о неудачах реформирования, носящего шоковый характер — это печально знаменитые народные  коммуны, большой скачок и другие мероприятия Мао Цзэдуна и его последователей в первые годы после образования КНР. Он подчеркнул, что успех реформ стал проявляться только тогда, когда во главе формирования «дэнсяопиновского периода» социализма с китайской спецификой встала Коммунистическая партия Китая, усилившая контроль над ходом преобразований.

О том, каким образом Китай осуществил преемственность и новизну в экономической политике пяти поколений руководства КНР, сообщила в своем интересном выступлении на юбилейном собрании Э.П. Пивоварова — доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИДВ РАН — самый известный в нашей стране специалист по вопросам социализма с китайской спецификой.

Э.П. Пивоварова рассказала о том, что после образования КНР экономическая политика страны формировалась пятью поколениями китайского руководства. Первоначально выдвинутая программа «новой демократии» еще до провозглашения КНР и постепенных социалистических преобразований в первые годы КНР была прервана «ускорением

строительства социализма», «большим скачком» и «народными коммунами» и затем десятилетием культурной революции, связанными с деятельностью Мао Цзэдуна. Новый старт экономическому развитию страны после выдвижения задачи строительства социализма с китайской спецификой, требующей следовать принципу «практика— критерий истины», был дан на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) и был связан с именем Дэн Сяопина— архитектора политики реформ и открытости в Китае. Все последующие 40 лет реформ социально-экономический курс китайского руководства оставался последовательным, дополняясь «творческими находками нового поколения китайских руководителей».«Прорывом в позиции китайских ученых и руководителей, — сказала Э.П. Пивоварова, — в теории вопроса о развитии при социализме многообразных по формам собственности типов хозяйств, заключается в том, что плюрализм в формах собственности признается  не только как неизбежная черта начального этапа социализма, продолжительность которого измеряется примерно столетиями, но и как необходимая для удовлетворения многообразных потребностей человека данность социалистического общества вообще, т.е. в модель «социализма со спецификой Китая» вписываются не только общественные, но и несоциалистические типы хозяйств.

Таким образом, Э.П. Пивоварова в своем выступлении подчеркнула, что в «социализм с китайской спецификой», основные мысли и основные принципы которого определил Дэн Сяопин, новые страницы вписывали руководители Китая последующих поколений. Руководящий коллектив третьего поколения во главе с Цзян Цзэминем выдвинул концепцию «тройного представительства», согласно которой КПК должна постоянно представлять: 1) требования развития производительных сил; 2) прогрессивное направление передовой китайской культуры; 3) коренные интересы самых широких слоев китайского народа, что существенно расширило идейно-теоретическую основу КПК.

Четвертое поколение китайских руководителей во главе с Ху Цзиньтао выдвинуло концепцию научного развития и  социальной гармонии, во главе чего стоял принцип «человек превыше всего».

И, наконец, пятое поколение китайских руководителей, ядром которого является Си Цзиньпин, заявило о решимости нового руководства Китая идти по пути углубления реформ и реализации китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Сущность этой мечты новый генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин сформулировал как создание могучего, демократического, цивилизованного, гармоничного, модернизованного социалистического государства. Для достижения этой цели нужно обязательно идти по китайскому пути, по пути с социализма с китайской спецификой…. Помнить исторический вклад в дело социализма с китайской спецификой предыдущих поколений руководящих коллективов партии и КНР, отметив, что социализм с китайской спецификой символизирует идеалы и устремления нескольких поколений китайских коммунистов, отражает чаяния и надежды многочисленных патриотов.

Торжественное собрание, посвященное 40-летию политики реформ и открытости, председательствующий на нем директор Института Дальнего Востока РАН С.Г. Лузянин закончил выражением благодарности всем выступающим и участникам. Он поздравил также всех с наступающим Новым 2019 годом — юбилейным годом для Китая и российско-китайских отношений  и пожелал всем здоровья, счастья и благополучия.

18 декабря 2018 года в Пекине состоялось торжественное собрание по случаю 40-летия политики реформ и открытости. В своем выступлении председатель  КНР Си Цзиньпин назвал политику реформ и открытости «великим пробуждением  Компартии Китая». «Реформы и открытость, — подчеркнул он, — это великая революция в истории китайского народа и китайской нации, которая привела к великому скачку в деле социализма с китайской спецификой». «Реформы и открытость в течение последних четырех десятилетий показали, что партийное руководство является важнейшим атрибутом социализма с китайской спецификой и наибольшей силой этой системы», — сказал Си Цзиньпин в своем выступлении на торжественном собрании. По его словам, успех реформ и открытости дается нелегко.

«Партия должна руководить общей ситуацией и координировать работу всех сторон, оставаться приверженной практике научного, демократического и правового управления и смотреть, как корабль китайских реформ и открытости будет разбивать волны и плыть по правильному пути», — сказал Си Цзиньпин.

Нам, друзьям нашего великого соседа Китая, остается только верить, что китайский народ претворит в жизнь величественные программы двух столетий, выдвинутых XIX съездом КПК.