Общество российско-китайской дружбы и Институт Дальнего Во-стока РАН отметили 155-летие со дня рождения Ци Байши — выдающе-гося китайского художника, основателя китайской национальной живописи Гохуа.


28 января 2019 г. в Культурно-информационном центре Общества рос-сийско-китайской дружбы и Института Дальнего Востока РАН прошел вечер, посвященный 155-летию со дня рождения известного китайского художника Ци Байши — основателя китайской национальной живописи Гохуа.

Вечер открыла вступительным словом первый заместитель Председателя Общества российско-китайской дружбы Галина Вениаминовна Куликова.

В своем выступлении Г.В.Куликова сказала, что вечер, приуроченный к 155-летию со дня рождения великого китайского художника Ци Байши, задуман был его организаторами таким образом, чтобы рассказать о том, как с каждым днем развивающееся российско-китайское культурное сотрудничество влияет на рост интереса российской общественности к китайскому искусству и, в том числе, к китайской национальной живописи Гохуа.

Наглядным свидетельством этого является творчество А. И. Донченко, написанные картины которой в стиле Гохуа с большим успехом были продемонстрированы на этом вечере.

Г.В.Куликова напомнила о том, что многие ее коллеги, присутствующие в зале, помнят, как пять лет тому назад в этом же Культурно-информационном центре А.И. Донченко, незадолго до этого начавшая работать в Институте Дальнего Востока РАН, выступала на вечере, организованном по случаю 150-летия со дня рождения Ци Байши и впервые показала собравшимся свои работы. Все увиденное настолько поразило участников вечера мастерством художницы, что ей в этот же вечер было предложено оказать содействие в стажировке в Китае в одном из ведущих художественных учебных заведений.

Наше обращение в Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации и лично к Послу Ли Хуэю было поддержано.

А.И. Донченко, к этому времени выпустившая первый альбом своих работа, была удостоена гранта китайской стороны. С сентября 2014 года прошла полный годовой курс обучения китайской живописи в Китайской академии живописи в Ханчжоу — центре провинции Чжэцзян — лучшем художественном учебном заведении Китая.

Закончив Академию искусств в Ханчжоу, А.И. Донченко в марте 2017 г. и августе 2018 г. занималась в Академии пейзажной живописи у ее ректора — известного китайского художника Гу Дамина. Одновременно с этим она стажировалась в г. Цзиндэчжэнь, где изучала роспись по фарфору.

За эти годы она прошла курс обучения в Китайской академии искусств по курсу традиционного пейзажа у не менее знаменитого китайского мастера Дай Гуанъина. «Одним словом, — сказала Г.В.Куликова, — за пять лет, благодаря своему природному таланту, большому интересу к Китаю и его культуре, большому трудолюбию и, конечно, поддержке Общества российско-китайской дружбы и Посольства КНР в РФ, А.И. Донченко получила самое высокое профессиональное образование в Китае в области национальной живописи и стала одной из самых известных в нашей стране художниц, работающих в стиле Гохуа».

А.И. Донченко за последние годы участвовала в более, чем 20 выставках в России, популяризируя китайское искусство, а также в Китае показывая своими работами не только мастерство российских художников, но и популярность китайского национального искусства в нашей стране.

Когда в июле 2018 г. в Москве проходили Дни Пекина, в библиотеке имени А.П. Боголюбова была показана ее персональная выставка живописи и фарфора с авторской росписью. Выставка пользовалась большим успехом. На вопрос журналистов об истоках ее мастерства, она сказала: «Вся китайская природа открыта моей восхищенной душе».

Действительно большой интерес к Китаю, его истории и культуре помогают А.И. Донченко успешно двигаться, постигая все новые и новые ступени великого китайского искусства, содействуя культурному сотрудничеству и взаимопониманию наших стран и народов. «Пожелаем ей дальнейших больших творческих успехов, может быть в одном из наших художественных высших учебных заведений когда-то откроется факультет китайской национальной живописи и его руководителям станет А.И. Донченко», — сказала в заключение своего эмоционального выступления Г.В.Куликова.

После выступления Г.В.Куликовой Анна Донченко рассказа о жизни и творческом пути великого китайского художника и том влиянии, которое оказало его творчество на дальнейшее развитие китайского изобразительного искусства. Ци Байши, выдающийся мастер современной живописи Китая, родился в уезде Сянтань провинции Хунань. Его детство прошло в бедности, с самых ранних лет художник был вынужден работать. В юные годы Ци Байши обучался плотничать и вырезать узоры на дереве, позже он с головой ушел в изучение живописи, гравировку печатей, каллиграфию и поэзию. В возрасте 56 лет Ци Байши поселился в Пекине, где познакомился с известными живописцами, обменивался с ними опытом и положил начало особому течению в живописи «Гохуа», называемому «Красные цветы с черными листьями».

В своей живописи Ци Байши соединил воедино технику традиционного стиля китайской живописи «сеи» и народной живописи. Его художественные произведения отличаются оригинальным замыслом, простотой композициии замечательны тем, что они «стоят на грани сходства и несходства». Он говорил, что «чрезмерное сходство – вульгарность, несходство – обман».Всю свою жизнь великий художник провел в неустанном труде. Труд развил в нем глаз художника и душу поэта.

До сих пор в Китае и во всем имре восхищаются прекрасными работами Ци Байши и изучают его творческое наследие. В конце 2018 года в провинции Аньхой прошла юбилейная выставки живописи и каллиграфии Ци Байши, на открытии которой присутствовали потомки великого художника. 19 января 2019 года в провинции Шаньдун открылась выставка, посвященная 155-летней годовщине со дня рождения Ци Байши.

Новаторские идеи и творческие находки великого китайского художника оказали огромное влияние на дальнейшее развитие живописи в Китае. В начале ХХ века многие молодые китайские художники стали выезжать в Западную Европу и Японию, чтобы изучать рисунок, масляную и акварельную живопись. В это время в самом Китае при всех обычных, высших и даже начальных школах открылись курсы живописи. В Пекине был учрежден Национальный институт изящных искусств. Во многих городах при институтах и университетах создавались кружки изучения живописи. В большинстве случаев эти учебные заведения предлагали два раздельных курса – западный и китайский. В этот непростое для Китая время художники искали новые формы и пути в искусстве, поэтому появилось резкое разделение на тех, кто ценил и превозносил западную масляную живопись, и на тех, кто отвергал западное искусство, провозглашая сохранение «национальной чистоты». И лишь небольшая часть художников того времени смогла выйти за рамки консервативных шаблонов и добиться многого, к ним относился и Ци Байши. Позднее именно те из них, кто имел хороший опыт как в западной, так и в китайской живописи, смогли создать выдающиеся образцы современного искусства. Демократизация искусства стала основной тенденцией в китайской культуре ХХ века. Возникло новое понятие «синь гохуа» (новая национальная живопись) в которой традиционный жанр «цветы-птицы» обновлялся приемами европейской живописи.

В настоящее время правительство КНР уделяет большое внимание развитию и популяризации традиционного искусства. Для популяризации среди молодежи каллиграфии и национальной живописи «Гохуа» принят целый ряд документов для учебных заведений. В июле 2010 года ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали «Национальный среднесрочный и долгосрочный план реформирования и развития образования на период с 2010г. по 2020г.».

В продолжение принятой на 19 съезде основной линии развития КНР и под лозунгом «великое возрождение китайской нации» в рамках реализации «Национального плана развития и реформирования образования в среднесрочном и долгосрочном периоде (2010-2020)» Министерством образования КНР принят «Пятилетний план развития преподавания каллиграфии (2018-2022)». В этом плане говориться о важности преподавании каллиграфии в начальной и средней школе. Уроки каллиграфии будут способствовать более глубокому знакомству учащихся с традиционной китайской культурой, способствовать непрерывному процессу передачи традиции традиционной письменности. Основной упор этот документ делает именно на «великое возрождение китайской нации». После принятия указанных выше документов в начальной и средней школе стали более активно вводить уроки каллиграфии.

За последние годы в России также очень сильно вырос интерес к традиционной китайской культуре. Этому во многой степени способствовало усиление культурных обменов между Россией и Китаем. Все большее количество русских людей начинают знакомиться с культурой Китая, через занятия каллиграфией и китайской живописью. Различные мероприятия посвященные китайскому изобразительному искусству, проводимые как китайской, так и российской стороной, неизменно вызывают большой интерес зрителей.

В 2019 году Россия и Китай будут отмечать 70-летие установления дипломатических отношений. К этой знаменательной дате приурочено большое количество культурных мероприятий. Анна Донченко, как куратор раздела традиционная китайской живопись выставки «Великая китайская каллиграфия и живопись», рассказала гостям вечера о масштабной выставке, которая продет в сентябре 2019 года в Сокольниках. Инициатором выставки «Великая китайская каллиграфия и живопись» выступил директор Современного музея каллиграфии Алексей Юрьевич Шабуров. В экспозиции будут представлены работы известных китайских каллиграфов и художников со всех провинций Китая. В рамках проведения подготовки к этой выставке также будет проведен целый ряд мероприятий, знакомящих россиян с традиционной китайской культурой. Следующим событием, посвященным празднованию 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем станет выставка китайской живописи и авторского фарфора Анны Донченко в Культурном центре «Зеленоград», которая пройдет там с 17 февраля по 14 марта этого года.

В конце своего выступления Анна Донченко поблагодарила присутствовавших на мероприятии Посла Китая в России господина Ли Хуэя, директора Китайского Культурного Центра в Москве госпожу Гун Цзяцзя, заместителя директора ККЦ господина Ся Гуанъюаня и поздравила всех китайских гостей с наступающим Праздником Весны. Анна подарила Послу Китая в России господину Ли Хуэю фарфоровую вазу, которую она сама расписала в традиционной китайской технике, а также передала поздравительное письмо от директора предприятия «Арт-Модерн Керамика», на котором создавалась эта ваза,Евгения Олеговича Ефимова.

В своем выступлении Посол Китая в России господин Ли Хуэй сказал, что в настоящее время отношения между Китаем и Россией достигли чрезвычайно высокого уровня и наступивший юбилейный год 70-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Россией непременно будет служить дальнейшему укреплению дружбы и взаимопонимания между двумя народами. Он дал высокую оценку работам Анны Донченко и пожелал ей дальнейших творческих успехов.

Вторая часть вечера стала музыкальным подарком для всех гостей. Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов Дмитрий Соколов — внук главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, доктора исторических наук Н.Л. Мамаевой исполнил на фортепьяно произведения русских и зарубежных классиков; первую часть сонаты до мажор В.А. Моцарта; Полонез до минор; 3 прелюдии и мазурку Фредерика Шопена; 4 прелюдии А.Н. Скрябина и произведение «Лунный свет» из Бергамасской сюиты Клода Дебюси.

Вечер, состоявшийся 28 января 2019 г. по инициативе Общества российско-китайской дружбы и Института Дальнего Востока РАН по случаю 155-летия со дня рождения великого китайского художника Ци Байши, вылился в праздник дружбы и стал своеобразным бенефисом А.И. Донченко, ставшей за последние годы большим мастером китайской национальной живописи Гохуа и с большим успехом выступившего на вечере Д.В. Соколова — молодого выпускника Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат многих международных конкурсов, в своем кратком выступлении в ответ на теплый прием аудитории сказал, что готов свои искусством поделиться с молодыми китайскими исполнителями.

Вечер китайской живописи и музыки, состоявшийся по инициативе Общества российско-китайской дружбы и Института Дальнего Востока РАН, стал свидетельством успешно развивающегося российско-китайского культурного сотрудничества.